«Чтобы взятки не брали, надо их не давать»
Системное противодействие коррупции - одно из важнейших направлений президентских реформ. В соответствии с этим в начале года была принята Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы. Она нацелена на достижение стратегических задач, проведение комплексной работы по устранению предпосылок коррупции и снижению ее уровня, формирование в обществе антикоррупционного иммунитета и повышение благосостояния населения. Об этом и многом другом мы побеседовали с руководителем департамента Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по области Жетісу Максатом Жебегеновым.
- Максат Мырзаханович, наша беседа связана с одной из самых острых проблем в современном обществе - коррупцией. Озвучьте статистику коррупционных преступлений по Алматинскому региону (до разделения области) за прошедшие месяцы текущего года.
- С начала этого года департаментом зарегистрировано 159 преступлений, из них 104 - коррупционных. Преобладают, как и прежде, факты взяточничества – 78 составов и хищения - 37. К уголовной ответственности привлеченs 66 человек, в том числе 16 первых руководителей и 1 судья. Выявлено три факта «системной» коррупции, пресечено шесть незаконных вмешательств в предпринимательскую деятельность, зарегистрировано семь фактов покровительства должностными лицами субъектам теневой экономики.
- Какие сферы являются наиболее уязвимыми в вопросе коррумпированности в нашем регионе?
- На сегодняшний день наиболее коррумпированными госучреждениями являются поликлиники и больницы, полиция, налоговая и противопожарная службы, органы земельных отношений и градостроительства, ЦОНы, государственные детские сады и вузы. Это именно те государственные учреждения, куда чаще всего обращаются наши граждане. По зарегистрированным уголовным делам в области к самым коррупциогенным сферам, исходя из уголовно-правовой статистики, поступающих обращений граждан, а также наличия негативных публикаций в СМИ и на интернет-ресурсах, можно отнести: социальное обеспечение (за последние 3 года зарегистрировано 30 коррупционных преступлений, привлечено к уголовной ответственности 6 лиц); земельные отношения (за 3 года - 26 коррупционных преступлений, привлечено – 25 лиц, количество жалоб/обращений в данной сфере составило более 5 тысяч (согласно сведениям УКПСиСУ, а также поступившим на блог платформу акима области); строительство и ЖКХ (за последние 3 года - 44 коррупционных преступления. Только за 6 месяцев текущего года в Аппарат акима области на инфоблок поступило 423 жалобы); сфера образования (за последние 3 года - 23 коррупционных преступления, привлечено – 23 лица, заметно увеличилось и количество обращений граждан, а также рост негативных публикаций в СМИ об имеющих место поборах). В целях исправления сложившейся ситуации и разрешения проблем, волнующих население области, нами принят комплекс мер, от реализации которых при тесном взаимодействии с местными исполнительными органами и общественностью ожидаем положительные результаты и минимизацию коррупционной составляющей в указанных сферах.
- Бытует мнение, что лихоимство распространяется только на госсектор. Так ли это на самом деле?
- Действительно, подобное мнение часто встречается, но коррупция распространяется также на частный и корпоративный секторы. Это могут быть малый и средний бизнес, крупный бизнес, банковский и финансовый сектор. Сегодня бизнес сам уже начал понимать, что многие вещи, которые ранее принимались за норму, являются элементами коррупции. К примеру, чтобы получить выгодный контракт от большой компании, несколько мелких компаний вступают в борьбу, и не все из них «играют по правилам». Именно в этой связи современная антикоррупционная политика направлена на поощрение и методологическую помощь для тех представителей бизнес-сообщества, которые стремятся исключить риски возникновения коррупции.
- По Вашему мнению, какие факторы могут влиять на появление элементов коррупции?
- Причины, по которым могут возникнуть коррупционные риски, могут быть различными - это, начиная от несовершенного законодательства до низкой оплаты труда государственного служащего, который облечен даже самыми малыми полномочиями. Следует понимать, что любой риск и элемент коррупции можно исключить полностью, только если сам государственный служащий будет относиться к своей работе добропорядочно и честно служить своему народу. Большинство из них- это честные работники, которые ежедневно делают огромную работу для функционирования всех государственных процессов. Поэтому одно из основных требований, которые сегодня предъявляются ко всем госслужащим - это добропорядочность.
- На Ваш взгляд, что следует считать главным звеном противодействия коррупции?
- Основополагающим звеном в противодействии коррупции необходимо считать, во-первых, консолидацию общества и государства в вопросах противодействия коррупции во всех направлениях и сферах жизнедеятельности. Во-вторых, это обеспечение качественной реализации Концепции антикоррупционной политики – это стержневой документ в противодействии коррупции на ближайшие 5 лет. В ней заложены ключевые задачи и системные меры по повышению прозрачности закупок и бюджетного процесса, ужесточению ответственности коррупционеров, усилению общественного контроля и многие другие ключевые позиции.
- Как Вы считаете, какую роль играет превенция в борьбе с язвой общества, и какие механизмы необходимо внедрить, чтобы предупредить возникновение коррупционных деяний?
- Превенция в борьбе с коррупцией включена в систему мер противодействия, определенных Законом о противодействии коррупции, и ей отводится ведущая роль. Ведь важнее предупредить и не допустить, чем бороться с последствиями. В этом аспекте противодействие коррупции нельзя рассматривать лишь как прерогативу Антикоррупционной службы, в этой работе должны быть задействованы все государственные органы, а также гражданское общество. Без проактивного участия граждан невозможно минимизировать, тем более искоренить коррупцию. Здесь должна вестись комплексная работа, в которую должны быть вовлечены активные граждане, студенты, представители СМИ, деятели культуры, блогеры, преподаватели, которые каждый в своей сфере будут «говорить» о вреде этого явления.
- Расскажите, какую роль играет гражданское общество в сфере противодействия коррупции? Какие эффективные механизмы взаимодействия с гражданским обществом в борьбе с коррупцией Вы бы выделили?
- Для начала нужно сразу отметить, что данное участие в реализации антикоррупционной политики строится на общественных началах. Поскольку именно общество знает все болезненные точки и проблемы в своих сферах, направлениях. Это заложено и в Концепции антикоррупционной политики в части усиления общественного контроля. Такими площадками стали общественные советы – они служат неким катализатором новых идей и предложений, дискуссионной площадкой. В этом плане, любой гражданин с активной гражданской позицией и добропорядочными намерениями может вступить в эти ряды и внести свой вклад.
- У многих людей до сих пор присутствует некий страх перед тем, чтобы рассказать о факте совершения преступления другими лицами. Вы согласны с этим? Если да, то, что нужно сделать, чтобы этот страх прошел?
- Любому лицу, которое хочет сообщить о факте коррупции и пожелает остаться «неизвестным», гарантированы государственная защита и полная анонимность. Поэтому бояться сообщать о фактах коррупции не стоит. Более того, при подтверждении факта о коррупции и после обвинительного решения суда такие лица поощряются государством реальными денежными выплатами. Такая система уже работает в ряде зарубежных стран – таких, как Германия, США, Великобритания и Гонконг. Выплаты дифференцированы. Если человек сообщит о коррупционном преступлении, то он может получить 10% от суммы взятки после того, как будет вынесен обвинительный приговор. Согласно Правилам, по коррупционным преступлениям, по которым сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость представленных льгот или оказанных услуг не превышает 1 тыс. МРП – сумма вознаграждения составляет от 30 до 100 МРП в зависимости от категории преступления. Если же сумма взятки превышает 1 тыс. МРП – сумма вознаграждения составит 10% от указанной суммы, но не более 4 тыс. МРП. Поэтому, обращаясь к гражданам, хочу подчеркнуть: если имеется информация о фактах коррупционных правонарушений, необходимо обратиться в бесплатный call-центр 1424, который функционирует в круглосуточном режиме.
- Как осуществляется взаимодействие нашей страны с международными организациями по проблеме противодействия социальному злу?
- Казахстан присоединился к основным международным конвенциям в сфере противодействия коррупции и отмыванию доходов (Конвенция ООН против коррупции и Конвенция ООН против транснациональной преступности), Стамбульскому плану действий по борьбе против коррупции (в рамках ОЭСР). Налажено конструктивное взаимодействие с международными организациями и зарубежными антикоррупционными органами. По линии противодействия коррупции действуют 25 многосторонних и двусторонних международных договоров. Прорабатывается вопрос присоединения к Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, что позволит в дальнейшем реализовать процедуру возврата коррупционеров и похищенные активы из-за рубежа. Казахстан, как полноправный участник ГРЕКО, выполняет 27 рекомендаций, данных в рамках первых мониторинговых раундов. Принимаемые меры в международном сотрудничестве в том числе, как я отмечал выше, позволили Казахстану в 2021 году набрать 37 баллов и занять 102-ю позицию.
- Делает ли Казахстан упор на изучение опыта зарубежных стран, среди которых Южная Корея, Сингапур и страны Европы? Какие именно элементы стратегии этих стран можно адаптировать в нашей стране?
- Мы на постоянной основе изучаем и анализируем опыт зарубежных стран. Приемлемые и эффективные институты внедряем в отечественную правоприменительную практику. Помимо перечисленных выше инструментов, в том числе предусмотренных Концепцией антикоррупционной политики, хотел бы выделить контроль за коррупционными рисками в предприятии, в частности, по внедрению системы комплаенс-контроля. Сегодня комплаенс-контроль - это сложившаяся в рамках международного бизнес-сообщества система противодействия угрозам и управления коррупционными рисками, которая обеспечивает соответствие деятельности требованиям государственных органов, нормам права, правилам, рекомендациям и стандартам, регламентирующим деятельность компании. Предприятие, которое внедряет комплаенс-контроль, соответственно становится «добропорядочной» организацией, исключающей всевозможные коррупционные предпосылки в своей организационно-управленческой деятельности.
- Почему коррупция стала нормой жизни в нашем государстве?
- Скорее, стала серьезным социальным негативным явлением, проблемой современного общества, подрывающей экономическое развитие, принципы верховенства закона, разрушающей доверие общества к власти и государственным органам, способствуя росту преступности, теневой экономике, терроризму и другим угрозам безопасности. Противостоять ей можно только объединив усилия общества и государства.
- Что нужно сделать для эффективной борьбы с ней?
- Эффективность противодействия коррупции возможна лишь при комплексном подходе, качественной реализации всех предусмотренных законодательством инструментов как превентивного, так и правового характера, с обязательным участием общественности и соблюдением принципов «неотвратимости наказания» и «перед законом все равны».
- Каков Ваш посыл всем коррупционерам?
- Прежде чем совершить правонарушение, во-первых, необходимо вспомнить о своих близких и родных, каково им будет. Ведь наличие уголовной ответственности, возможно, в будущем отразится на будущем детей – это поступление на работу, выезд за границу и другие немаловажные аспекты в карьерном росте. Также хочу добавить, что принцип неотвратимости наказания за совершение коррупционных деяний никто не отменял. Призываю каждого проявлять нетерпимость к любым проявлениям коррупции и незамедлительно сообщать при столкновении с такими правонарушениями.
- Подскажите, пожалуйста, нашим читателям, куда можно обратиться, если они столкнулись с противоправными действиями коррупционной направленности?
- В случае имеющейся информации о факте коррупционного правонарушения необходимо незамедлительно обращаться в Антикоррупционную службу по области либо сообщать в единый саll-центр 1424.
- И, в завершение хочется узнать, с чего Вы начнете работу на новой должности?
- Во-первых, чистота собственных рядов. Ведь моральный и профессиональный облик сотрудников Антикоррупционной службы должен быть безупречен. Не должно быть ни малейшего повода для критики со стороны общества. На любые сигналы о противоправном и неэтичном поведении со стороны сотрудников должна быть должная реакция. К примеру, в июне за нарушение норм Этического Кодекса и дискредитацию уволен по отрицательным мотивам один сотрудник. Считаю, в этом вопросе нужно придерживаться принципиальной и жесткой позиции.
Во-вторых, изучение региональной проблематики с целью выявления злободневных вопросов, волнующих население, которые не находят решения именно из-за непрозрачности процессов, наличия административных барьеров, нерасторопности и произвола чиновников, несовершенства законодательства. То есть тех скрытых механизмов, из-за которых зарождаются коррупционные схемы и возможности для незаконного решения вопросов. И уже организация деятельности не только на устранение «проблемных» зон, но и на предупреждение, а также решение насущных проблем граждан. Ведь легче предупредить, чем бороться с последствиями. Не ждать совершения преступления и уже констатировать ущерб постфактум, а предотвратить ущерб и вообще не возбуждать уголовное дело.
- Спасибо за беседу!
Ирина КАРЯКИНА.