«Жетi қазына» - сокровища номадов
Наследие предков
С самых древних времен у настоящего казахского кочевника было семь сокровищ – умная жена, быстроногий скакун, охотничий беркут, преданный пес, ружье, капкан и казан. И все эти сокровища назывались одним словом - «Жетi қазына». Музей под таким названием находится в селе Нура Енбекшиказахского района. Его основатели - семья Исабековых. Они, таким образом, акцентировали внимание на традиционных ценностях казахов. Сразу хочу заметить, что аналогов уникальному музею, посвященному искусству беркутчи (құсбегі), нет. А в октябре этого года «Жетi қазына» отмечает 20-летие.
Сегодня я хочу рассказать нашим читателям об этом культурном объекте, семейной династии Исабековых и удивительной женщине – директоре уникального музея Динаре Серикбаевой (Исабековой в девичестве – от автора).
В семье Исабековых было три брата (Мухамед, Бекмухан, Омиргали) и три сестры (Рая, Динара и Клара). К сожалению, один из братьев – Омиргали погиб несколько лет назад, не так давно не стало и Раи. Их родители были теми людьми, которые, что называется, забили первый кол в селе Нура. Отец Баетбай - ветеран Великой Отечественной войны, панфиловец, мама – Кантбала Нурланбекова – труженик тыла. Эта пара трудилась на благо нашей страны до конца жизни. Родители смогли передать своим детям традиции, обычаи и нравы предков, и сегодня уже те сами прививают уважение к истории своего народа следующим поколениям. Все дети Исабековых выросли порядочными людьми, получили высшее образование и достойно продолжают дело старшего поколения.
Итак, в 1998 году бывший охотовед, специалист по национальным видам охоты «Казохотрыболовсоюза» Мухамед Исабеков основал в родном селе Клуб ловчих птиц «Саятшы». Здесь Исабековы собрали документы, фотографии и экспонаты, привезенные со всех уголков Казахстана. Идея его создания родилась благодаря огромному желанию рассказать сельчанам об охоте с птицами, которой издревле увлекались казахские кочевники. Клуб вызвал неподдельный интерес не только у земляков: сюда стали съезжаться люди и из других регионов республики. И в 2003 году в селе Нура появился музей «Жетi қазына», который ведет большую охранную и научно-исследовательскую работу, принимает участие в проектах ООН.
Со слов директора музея Динары Серикбаевой, их главной целью было детально возродить историю казахских кочевников и сохранять ее, передавая из поколения в поколение. Сегодня сюда приезжают гости со всего мира. Приходят ученики, студенты и даже воспитанники детских садов.
- Искусство охоты с ловчими птицами имеет тысячелетнюю историю, - говорит Динара Баетбайкызы. – Это наследие наших предков, традиция, которая передавалась от отца к сыну. Наш далекий предок Шора баба тоже был беркутчи, он понимал язык птиц. Потом мастерство құсбегі переняли деды, наш отец, мы, дети, а теперь вот внуки и даже правнуки. Моя дочь Айгерим (люди называют ее «орлиной дочерью») - юрист по образованию, с трех лет занимается казахскими гончими тазы, у нее был свой ястреб, затем сокол, а сейчас любимый беркут. Эти птицы – хищники, с ними надо быть очень осторожными и ласковыми (чуть голос повысишь – разозлить можешь), и подпускают они к себе только хозяина. Айгерим же без опаски входит к своему беркуту в клетку и на охоту с ним ходит. Мои внуки Мукали, Нариман, Санжар уже имеют несколько наград и охотно занимаются ловчими птицами и охотничьими собаками.
В «Жетi қазына» выставлены картины, на которых изображены сцены охоты с беркутами, документальные фотографии, редкое старинное снаряжение и принадлежности, к примеру, подставки и рукавицы известных охотников. Что-то Исабековы находят сами, какие-то экспонаты привозят гости, дарят знакомые, у кого-то родственники работали с беркутами, собаками. Здесь можно увидеть ружья, которым 300 и 500 лет, стремена еще с поля битвы Райымбек батыра, старинные луки, капканы. От предков прославленной династии беркутчи достался 500-летний кожаный аркан, повязка на глаза птицы – клобучок. Есть и подставка – балдак.
- Когда во время охоты руки устают, посадил птицу на балдак и скачешь на коне, а когда надо, берешь, – объясняет Динара Серикбаева.
Отдельный уголок предназначен для древней посуды, которая использовалась для мяса, кумыса, взбивания масла. Хранится здесь и казан, который Исабековы сами нашли в пещере.
Перед входом в музей тоже можно увидеть много экспонатов. К примеру, петроглифы, а их в местных горах много, и некоторым из них по пять тысяч лет. Есть наскальное изображение «на удачу», которое давало знак казахским воинам, как пройдет сражение. Еще интересны балбалы - скульптуры женщины с ястребом и мужчины с беркутом, такие ставили в том месте, где охотился знатный человек или хозяин этого места. Подарок музею – волка относят к III-V векам до нашей эры. Камень – ту тұғыр, на котором в честь победителя сражений между казахами и джунгарами поднимался флаг, занимает особое почетное место.
Уникален музей тем, что здесь, помимо документальных, есть и живые «экспонаты». В вольерах живут редкие чистокровные представители исконно казахских пород - гончих собак тазы и пастушьих псов тобет, а также беркуты и ястребы. Есть даже павлин – подарок друзей из Туркестана. С сентября по февраль желающие могут посмотреть подлинную охоту с беркутами, ястребами и тазы. К слову сказать, среди птиц есть чемпионы республики, герои документальных фильмов, рекламных роликов и музыкальных клипов.
В единственный центральноазиатский музей беркутчи стекаются потоки туристов и ученых. Редкими птицами интересуются орнитологи, эксперты и ученые из России, США, Японии, Китая, Канады, Германии, Венгрии и других стран. Приезжали и арабские сокольники.
Все поколения семейной династии Исабековых занимаются бердвотчингом (наблюдение за птицами – от автора) и профессиональной орнитологией. Казахские традиции и обычаи они прославляют не только в нашей стране, но и за рубежом. К примеру, во время визита в Англию на I Международный фестиваль охотников Исабековы возглавили национальный парад, высоко подняв казахстанский флаг. Мухамеду и Бекмухану Исабековым присвоено звание почетных граждан города Эстерком в Венгрии, куда они несколько лет ездили на Курултай гунно-тюркских народов. Во Франции потомственные беркутчи собрали на свой грандиозный спектакль более 30000 человек. В Китае они жили в этноауле, где построили свой «Охотничий дом». Исабековы проводили выставки в Кыргызстане, Германии, Монголии, Китае, где прославили родину предков, казахскую национальную охоту с ловчими птицами и тазы. В их семейной копилке - огромное количество благодарственных писем, грамот, дипломов, медалей, кубков и международных наград. А в 2021 году семья Исабековых стала победителем национального конкурса «Мерейлі отбасы». Она стала лучшей среди 410 участников. К слову сказать, эту награду они считают самой ценной.
- Искусство құсбегі – это сложная и интересная наука, но, прежде всего, это наша национальная гордость, и мы просто обязаны сохранить ее, - продолжает рассказ Динара Серикбаева. – В мире беркутами занимаются только кыргызы и казахи, в Европе – охота лишь с соколами и ястребами. В самом Казахстане сейчас осталось не больше 100 беркутчи. А из тех, кто тесно работает с хищными птицами - около 50. Взять себе беркута любой желающий не сможет, ведь они занесены в Красную книгу. У каждого беркута должны быть свой паспорт, микрочип... Из дикой природы птенца можно брать с шести месяцев. Мы его обучаем, выходим с ним на охоту, а через 10 лет отпускаем на волю, потому что он должен оставить после себя потомство. В каком гнезде и на какой вершине брали, туда же и относим ранней весной. Конечно, не могу не сказать и о наших тазы. Это ведь чисто казахская порода и тоже наша гордость! Скорость тазы – 80-90 километров в час, для сравнения – признанный быстрейшим хищником гепард может разогнаться до 110. Кстати, на каждую собаку тоже обязательно должны быть свои документы. Тазы разводят в Казахстане, к нам их никто не завозит, поэтому мы знаем всю их родословную.
Уже собираясь уезжать, я обратила внимание на цветущий сад за музеем. Знаете, такой цветущий белый оазис (деревья уже начали цвести). Как оказалось, у него тоже своя удивительная история! Династия Исабековых - не только династия беркутчи. Они еще занимаются выращиванием редких плодовых деревьев: на 35 сотках степной земли - десятки сортов абрикоса, груши, ореха, сливы и яблони. Есть здесь и дерево настоящего алматинского апорта, выведенного знаменитым селекционером Егором Редько. Но, конечно, особую гордость у Исабековых вызывают деревья, которые они сами колеровали. На одном из них, например, они приколеровали пять сортов разных плодовых деревьев, и теперь на нем растут урюк, два вида сливы и абрикос! К слову сказать, всех гостей обязательно угощают местными фруктами. Этот чудесный сад тоже своего рода дань уважения предкам - казахским беркутчи, хранителям древнего национального искусства.
Вообще, я не устаю говорить о том, что мне очень повезло с выбранной профессией. Ведь благодаря журналистике у меня есть возможность знакомиться с такими интересными и замечательными людьми. Теперь вот в моей копилке «ЖЗЛ» («жизнь замечательных людей») есть история семейной династии Исабековых и лично директора музея Динары Баетбайкызы.
Прощаясь со мной, Динара Серикбаева сказала: «Я горжусь своей семьей, своим делом и очень благодарна братьям, сестрам, сыну, дочерям, племянникам, племянницам и внукам, которые выполняют такую непростую работу! Вместе мы идем по тропе, проложенной нашими предками, а наша главная цель – прославление Казахстана и сохранение его самобытности. Уверена, что страну лучше всего представляют не деньги и оружие, а традиции, культура и искусство».
Думаю, добавить здесь больше нечего, кроме того, что люди, возрождающие и сохраняющие национальные традиции казахской охоты и мастерство беркутчи (құсбегі), заслуживают особой благодарности.
Айгуль Габсаттарова-Эм,
Енбекшиказахский район.