Возвращаясь к национальным истокам
В Карасайском районе, в этноауле «Nomad», прошло удивительно яркое, зрелищное и одновременно познавательное мероприятие – этнофестиваль «Көшпенділер әлемі» («Мир кочевников»). Он помог глубже окунуться в нашу историю, увидеть быт кочевых народов, больше узнать о воинских доспехах, вкусить приготовленные на костре национальные блюда, послушать этномузыку.
На небольшой площадке у входа в этноаул гос-ти смогли ознакомиться с выставкой народно-прикладного творчества, где представили изделия из войлока, различные виды ковров, головные уборы и украшения, изготовленные рукодельницами из города Алматы и Карасайского района. Здесь же можно было отведать свежих баурсаков и посетить юрты.
Рукодельница Алия Саугабекова из села Булакты Карасайского района представила изделия из войлока – одежду, обувь, сувениры, головные уборы. Роза Уйсинбаева, проживающая в ЖК «Асыл Арман» (также Карасайского района), занимается ковроткачеством. Ее изделия не только были выставлены на выставке, но и украшали юрты этноаула. Приехавшая из Алматы Нуржамал Айдос представила большой ассортимент мужских головных уборов – тюбетеек. На выставке также можно было увидеть различные сувениры, в том числе оригинальные брелки, тумары, мини-юрты и многое другое.
В таком же духе проходил и сам фестиваль. Было такое ощущение, что на какое-то время все, кто находился на территории этноаула, перенеслись в далекое прошлое – в те времена, когда жили наши предки-кочевники. Надо ли говорить, что все увиденное, сама атмосфера помогли и отдохнуть душой, и обогатиться новыми интересными знаниями.
До начала фестиваля удалось пообщаться с основателем и руководителем этноаула – Жандосом Нурбековым, который рассказал об истории его создания.
– Наш этноцентр «Nomad» – это живой музей под открытым небом, – пояснил он. – Почему живой? Потому что если в других музеях трогать экспонаты строго запрещается, то у нас все можно потрогать, примерить. Сама идея его создания родилась в свете того, что особое внимание стало уделяться нашей истории. Мне часто приходилось ездить по Алматинской области. В таких вот поездках невольно заметил, что хотя у нас много сакральных мест, памятников, тех же петроглифов, все же людям гораздо интереснее самим осознать, прочувствовать, что это было и как. Так вот, в нашем этноцентре можно надеть военные доспехи, сразиться на мечах, сесть на коня и на скаку выпустить стрелу из лука...
Ярким, необычным был и сам фестиваль. Тепло приветствовал его участников почетный гость Жандарбек Далабаев. Жандос Нурбеков, в свою очередь, отметил, что хотя официально этноаул был открыт в 2018 году, предварительная работа проводилась на протяжении 15 лет. Большой вклад в нее внесли три его соратника-единомышленника - Нурлан Лахан, Данияр Байдаралин и Станислав Потапов. Особо были отмечены заслуги и жителя села Шамалган Карасайского района Серика Бакишева, который выделил часть территории своего крестьянского хозяйства под этноаул, помог с ее озеленением и обустройством, а также по мере необходимости предоставляет своих лошадей.
В рамках фестиваля состоялся парад нескольких видов воинского обмундирования кочевых племен разных эпох - саков, уйсуней, кангюев, тюрков, а также Казахского ханства. Комментировали показ поочередно на казахском и русском языках Нурлан Лахан и Данияр Байдаралин. Непосредственно костюмы демонстрировали наездники – специально обученные местные жители. Все они были на лошадях. Это позволяло приблизить то, что происходило на демонстрационном поле, к историческим реалиям.
Первыми были представлены два варианта кос-тюма: легкий, который был у воина-лучника, и тяжелый – сакского рыцаря в металлической чешуйчатой броне. Оба они жили в ранний период, в железном веке. Затем последовали легкий и тяжелый варианты костюмов уйсунских воинов, живших на территории Жетысу после саков. Отмечалось, что один из таких костюмов хранится в США, в музее «Метрополитен».
Можно было увидеть и воина в очень тяжелых доспехах весом около 40 кг, у которого в руке был очень длинный кылыш (клыч), то есть казахская сабля. Как отметил Данияр Байдаралин, в Европе она появилась лишь спустя тысячу лет. Имея такой тяжеловесный костюм и саблю, воин не пользовался стременами. К слову сказать, стремена помогают всаднику сесть на лошадь и сохранять равновесие во время верховой езды. Изобретены они были кочевниками в IV веке, а потом быстро распространились по всему миру.
Также было представлено легкое и тяжелое обмундирование воинов одной из крупнейших в истории империи, средневекового государства – Тюркского каганата. Период наибольшего его расширения пришелся на конец VI века. Он контролировал территории от Манчжурии и Монголии до Крыма и Северного Кавказа. Здесь одним из воинских доспехов стала сабля-сотка. Хотя костюмы воинов – один кожаный, а другой металлический, оба они выполнены по одной технологии и относятся к ламинарным. Это доспехи из подвижно соединенных друг с другом твердых поперечных полос. Особенностью тюркского периода стало появление жесткого седла и стремян.
Был также представлен период VII века. Тогда была изобретена кольчуга, а сабля стала более кривой и более усовершенствованной, то есть продолжалась эволюция клинка. Участники фестиваля смогли увидеть и кипчакские доспехи. Они также хорошо защищали воина, но были уже более легкими.
Что касается видов оружия, то это лук, стрелы, топор, кинжал. Вершиной же оружейного искусства стала относительно легкая кривая сабля, которая была необходима для виртуозного фехтования. В зависимости от того, какой характер носила военная операция – наступательный или оборонительный, оружие подразделялось на различные роды, классы, виды и группы.
После демонстрации воинских доспехов состоялись показательные поединки наездников, а затем мастер-класс по умелому управлению разными видами оружия. Провела его семья Байдаралиных (причем, это не только взрослые, но и маленькие дети), а также ребята из студии исторического фехтования «Грифон», которую представляли пять человек, в том числе Софья Пилат, Руслан Картавщиков, а также другие знатоки мастерского обращения со старинным оружием.
Конная программа включала в себя такие виды военного искусства кочевников, как фланкировка, джигитовка, тенге илу, аударыспак, жамбы ату, кокпар.
В программе фестиваля были мастер-класс от руководителя клуба «Грифон» Станислава Потапова, знакомство с «Бес қару» от Данияра Байдаралина, соревнования по стрельбе из лука. Порадовала своим творчеством и группа «Арқайым», познакомившая с красивой и необычной этномузыкой.
– Цель нашего фестиваля «Көшпенділер әлемі» и деятельность этноцентра «Nomad» заключаются в том, чтобы через видимые материальные вещи, в частности, через предметы быта, воинские дос-пехи, различные виды оружия, познакомить людей с реальной историей и культурой казахского народа, которая очень богата, – отметил Жандос Нурбеков. – История нашей кочевой цивилизации не менее древняя, чем история развития Китайской и любой другой империи. Она начинается с эпохи бронзы. Это четвертое тысячелетие до нашей эры. А реальная история кочевников начинается с тех пор, когда человек не просто выбрал главным объектом хозяйствования лошадь, а сел на нее. Это уже первое тысячелетие – эпоха саков. Мы как раз показываем реконструированные доспехи и оружие, начиная с сакского периода. Это эпоха кочевников. Для чего мы все показываем? И почему именно доспехи и оружие? Потому что в последние 100-200 лет, когда влияние кочевников несколько ослабло, многие начали думать, что все это изобрел оседлый мир. На самом деле всем миром в раннее время владели кочевники. Оседлые цивилизации находились на краю этого кочевого мира, то есть на краю Евразии. Взять хотя бы Китай, Индию, Иран, арабские или европейские страны. Они были как бы на краю истории огромной Евразии. Тогда как всей Евразией фактически правили кочевники. Нашим людям нужно не забывать об этом, уважать свою историю, и тогда мы научимся уважать свой народ, страну и язык. Когда человек своими глазами видит именно материальную культуру кочевников, его очень тяжело обмануть. Он будет знать об истории то, что нужно знать. Все это мы и хотели донести на фестивале.
Танзиля МУХТАРОВА,
Карасайский район