Эпоха, воплощенная в картинах
Юбилеи
В январе этого года исполнилось 120 лет со дня рождения казахского живописца и акварелиста, народного художника и основоположника отечественного изобразительного искусства Абылхана Кастеева. Именно этой дате в Государственном музее искусств Казахстана им. Абылхана Кастеева была посвящена юбилейная выставка «Абылхан Кастеев. Наследие века».
Все мы еще со школьной скамьи хорошо помним знаменитые картины Кастеева: «Портрет Чокана Валиханова», «Войско Амангельды Иманова», «Турксиб», «Сбор хлопка», «Кража невесты», «Высокогорный каток Медео», навскидку сможем назвать с десяток известных картин художника. Но на самом деле их более тысячи! Многие произведения художника представлены в различных музеях Казахстана, России. Некоторые находятся в частных коллекциях, а часть – у семьи Абылхана Кастеева.
Проходящая юбилейная выставка представляет собой ретроспективу эволюции творчества выдающегося казахского художника ХХ века. Экспозиция включает более 300 живописных и графических произведений из коллекции Государственного музея имени Кастеева. В самом начале выставочного павильона представлены ранние работы Абылхана. Они датированы 1927 годом.
- Примечательно то, что в этих ранних картинах, написанных акварелью и на обычной бумаге, некоторыми женскими персонажами запечатлены родные сестры и родственницы Абылхана Кастеева, - говорит ведущий научный сотрудник музея, кандидат искусствоведения Амир Жалынович Джадайбаев. – Связано это с нашим традиционным поверьем «көз тиеді»: немногие в те года соглашались позировать перед художниками.
Кстати, выпускник Санкт-Петер-бургской академии художеств имени Ильи Репина Амир Джадайбаев вот уже много лет работает над неизвестными фактами в биографии Абылхана Кастеева.
- Еще в юном возрасте Абылхан Кастеев выбрал свою будущую профессию, - говорит он. – В то время она считалась байским занятием. Многие тогда засомневались, что он был родом из бедной семьи. Якобы, не может такой талантливый человек быть выходцем из простолюдинов. Его вызвали тогда в НКВД, где ему удалось объяснить и доказать, что он из семьи обычного пастуха. Следующий примечательный факт из биографии Кастеева: когда в конце сороковых годов в СССР проходила известная кампания против космополитов и интеллигенции, художника обвинили в натурализме. Это был такой тяжелый период в жизни всей советской интеллигенции, которая огульно рассматривалась как «антипатриотическая». Многие казахстанские художники попали тогда в политические лагеря. Но Кастееву удалось избежать тогда преследований и репрессий. Может быть, это было связано с патриотичным содержанием картин художника.
Справка: Абылхан Кастеев родился 1 января 1904 года, в ауле Чижин Семиреченской области (ныне Панфиловский район Алматинской области) в семье бедняка-кочевника. После ранней смерти отца он трудился пастухом. Природный дар художника у Кастеева стал проявляться с самого детства. Проводя долгие дни на пастбище наедине с природой, он стал вырезать из известняка различные фигурки и лепить глиняные поделки. Впервые Абылхан покидает родной аул в 1926 году, уехав в город Жаркент, откуда в 1928 году попадает на одну из главных строек первой пятилетки - Турксиб (Туркестанско-Сибирская железная дорога), где осуществлялась «пролетарская перековка» казахской аульной молодежи. Отсюда 25-летний Кастеев отправляется в город Алма-Ату (ныне - Алматы) для совершенствования своих способностей. Там в течение двух лет он занимался в художественной студии Н. Хлудова, овладевая основами рисунка и живописи.
- биография художника состояла как бы из двух частей, - рассказывает Амир Джадайбаев. - Подлинные события его жизни и, скажем, мифологические. Время требовало тогда идти в едином идеологическом русле. Возьмем, к примеру, такой факт из биографии Кастеева. Во многих изданиях передается история о том, что в раннем возрасте Кастеева заметили и выявили его талант художника после того, как он нарисовал на скале портрет Ленина. Веление времени требовало тогда от библиографов безупречной трудовой характеристики. В процессе глубокого изучения биографии Кастеева я не нашел документального подтверждения данному факту. Думаю, что такого не было.
Возвращаясь к юбилейной выставке, можно четко определить хронологию становления и развития нашего государства на протяжении всего времени существования Советской власти. Созданные Абылханом Кастеевым живописные и графические произведения отражают все значимые и исторические события, произошедшие в республике в ХХ веке. В картинах Кастеева четко прослеживаются изменения традиционного уклада жизни кочевого народа. Не зря многие считают Абылхана Кастеева художником-репортером.
- Каждое произведение Кастеева - это вдохновенное повествование о родной земле и ее людях, выражение его надежды на лучшую и счастливую жизнь своего народа, служению которому он посвятил все свое творчество, - рассказывает куратор выставки Сандугаш Мырзабекова. - В 1944 году за воссоздание образа Амангельды Иманова Абылхан Кастеев впервые в республике был удостоен звания «Народный художник Казахской ССР». В творческом наследии Кастеева значительное место занимает портретный жанр. Написанные Абылханом Кастеевым портреты Шокана Уалиханова, Жамбыла Жабаева, Амангельды Иманова, Гани Муратбаева отличаются выразительностью и стремлением выявить особенности характера человека и его внешности, представить личность в ее соотнесенности с историческими событиями и духом своего времени. В 1950-60-е годы Кастеев создал несколько акварельных циклов: «Новый Казахстан», «На земле казахстанской», «Богатства Казахстана», «Земля и люди Казахстана», в которых он запечатлел масштабные экономические преобразования в его родной республике. Абылхан Кастеев оставил после себя большое творческое наследие, большая часть которого находится в коллекции Государственного музея искусств Казахстана, которому в 1984 году было присвоено его имя.
Многим своим героям Кастеев посвящал целые циклы. Например, образу Амангельды Иманова представлен целый уголок выставки. Здесь и портретная, и панорамная картины, запечатлевшие казахского революционера. И таких тематических картин у Кастеева довольно внушительная коллекция. Это образы Абая, Жамбыла... Много времени Кастеев уделял художественной фиксации значимых событий в истории республики: коллективизация, электрификация страны, посевная страда, уборочная кампания.
- Конечно же, идеология того времени и жесткий партийный контроль требовали от художника отображать в своих работах только позитивные события жизни республики, - говорит Амир Джадайбаев. – В картинах обязательно должен был присутствовать человек труда, а на переднем плане непременно женщина-труженица. Новая современная техника на полях, рабочий процесс, позитив – все это должно было отображаться в картинах. Жесткая цензура, конечно же, сказывалась на творчестве Кастеева. Отвлекался от этого Кастеев рисованием пейзажей. Поэтому так много его работ, передающих красоту и неповторимость нашей природы. Не зря же его называют художником-реалистом!
Справка. В 1934 году Абылхан Кастеев принял участие в конкурсе, посвященном Абаю. Его работы были отмечены грамотой, а сам начинающий художник получил возможность продолжить учебу в Москве. Три года он занимался в вечерней художественной студии им. Крупской. При этом преодолевал трудности в освоении русского языка. В бытовом плане ему на помощь пришла казахская диаспора: решился вопрос с проживанием. Днем студент проводил время в Третьяковской галерее, изучая творчество больших мастеров. В годы войны Абылхану Кастееву было поручено создавать плакаты на патриотическую военную тематику. В 1942 году состоялась первая персональная выставка Кастеева в Алма-Ате. Тогда он получил звание «Заслуженный деятель искусств», а вскоре и звание «Народный художник КазССР».
Абылхан Кастеев был одним из немногих талантливых художников, кто писал достоверные портреты людей по устным рассказам очевидцев. В семье художника сохранились наброски портретов, где написано: «я, (такой-то), удостоверяю, что здесь действительно изображен...» Амангельды Иманов, уйгурский палуан Садыр, акыны Суюнбай и Биржан-сал... Но все же многие портреты Кастеев рисовал по реальным своим впечатлениям.
- Вот история одного из последних портретов Жамбыла, написанного Кастеевым, - говорит Амир Джадайбаев. – Как ночью ему позвонили и попросили срочно приехать к дому Жамбыла. Тогда казахский акын сильно болел и лежал в постели. Кастеева вызвали, чтобы запечатлеть поэта в последние часы жизни, пока он еще был жив. Но Кастеев не успел. К моменту приезда акын уже скончался. Кастеев все равно нарисовал Жамбыла карандашом на бумаге. А после окончания рисунка даже поставил дату и время в углу: «22 июнь 7 с. 55 м.1945 жыл».
Справка. В семье Абылхана Кастеева и его жены Сакыш выросли 6 сыновей, 3 дочери, позже - 11 внуков. Умер Абылхан Кастеев 2 ноября 1973 года.
Говорят, что у каждого времени есть свои выдающиеся и талантливые личности. Будь то политик, писатель, ученый, поэт или художник. О том, какой вклад они внесли в свою отрасль, и значимости их наследия общество, к сожалению, всегда узнает лишь после их ухода из жизни. В одной из статей про Абылхана Кастеева есть такое утверждение реставраторов: «Душа умершего художника, в прямом смысле, продолжает жить в его работах: они ведут себя так, как вел бы себя их хозяин, будь он сегодня жив».
Абылхан Кастеев оставил после себя действительно большое творческое наследие. Личность, которая воплотила в картинах целую эпоху.
Туглук ТОХТАМОВ,
г. Алматы.