На пути к цифровому равенству
Инновационные технологии
Вслед за проектами по обеспечению Интернетом всех населенных пунктов Казахстана сегодня стоит задача по улучшению его качества. Алматинская область стала инициатором изменения лицензионных требований для мобильных операторов в пользу значительного улучшения скорости передачи данных.
Другими словами, если сейчас села с количеством жителей 1000 и выше должны быть обеспечены стандартом связи 2G, более 10 тыс. - 3G, а более 50 тыс. - 4G, то в перспективе эти ограничения могут быть сняты. С такой инициативой регион обратился в Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан. В данный момент предложение находится на рассмотрении.
Об этом рассказали на брифинге, посвященном качеству связи и защите прав абонентов, руководитель отдела связи и автоматизации государственных услуг управления цифровых технологий Айгуль Бекетова, главный специалист регионального департамента торговли и защиты прав потребителей Дина Сенбаева.
При этом повышение стандартов не должно финансово ударить по мобильным компаниям. Благодаря государственным льготам и налоговым преференциям за использование радиочастотного спектра, малонаселенные пункты уже давно включены в зону ответственности операторов.
Выступающие подчеркнули, что сталкиваются скорее с другой проблемой – радиофобией местных жителей. Инвестиции в строительство базовой станции, достигающие 100-150 млн тенге, иногда оказываются под угрозой из-за недопонимания и страхов людей. Эта проблема вынуждает операторов вкладывать ресурсы в разъяснительную работу среди населения, чтобы развеять мифы.
- В целом же Интернет стал не просто очередным удобством, а основной потребностью, правом каждого человека. А его отсутствие или плохое качество можно считать ограничением доступа к информации, будь то образовательные или развлекательные материалы, - отмечает руководитель отдела связи и автоматизации государственных услуг управления цифровых технологий Айгуль Бекетова. - Недовольство граждан качеством предоставляемых услуг связи не остается без внимания. Главная жалоба заключается в неспособности получить должное качество услуги, несмотря на своевременную оплату. В таких случаях рекомендуется, прежде всего, обратиться к своему оператору связи. Если обращение в службу поддержки не принесет результата, абоненты имеют право на написание официального обращения в комитет по телекоммуникациям Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. В этом случае, указав детали проблемы, контактные данные и точный адрес, абоненты могут инициировать внеплановую проверку качества услуг, предоставляемых оператором. Причем в итоге не только может быть выписано предписание, но и составлен протокол об административном правонарушении.
Специалисты на брифинге между тем отметили, что с каждым годом ситуация на рынке цифровых услуг улучшается. Важным поворотным моментом стало подписание меморандума между Министерством цифрового развития и операторами связи в 2020 году. Проект «250+», направленный на обеспечение доступом к Интернету населенных пунктов с численностью от 250 человек, обеспечил связью сотни сел.
- Там, куда не доходит традиционная инфраструктура, на помощь приходят такие инновационные решения, как спутниковый Starlink, - говорит главный специалист регионального департамента торговли и защиты прав потребителей Дина Сенбаева. – С конца прошлого года к нему уже подключили несколько школ в отдаленных уголках Казахстана.
С амбициозной целью охватить всю страну к 2027 году качественным и быстрым Интернетом в конце прошлого года был запущен национальный проект «Интернет для всех». К тому же, в этом году пройдут многочисленные всесторонние проверки с участием прокуратуры. Штрафы будут налагаться не за количество жалоб, а за неисполнение оператором своих прямых обязательств. Важным аспектом станет то, что право на качественный Интернет не должно зависеть от численности жителей в том или ином населенном пункте.
В заключение, выступающие подчеркнули, что каждый абонент имеет право требовать качественные услуги за свои деньги. Это касается не только Интернета, но и всех аспектов телекоммуникационных услуг. Взаимодействие с государственными органами и операторами связи должно быть прозрачным и эффективным, чтобы каждый гражданин чувствовал поддержку и защиту своих прав.
Александр ПОПОВ,
г. Қонаев.