Учились делать сувениры
Индустрия туризма
В селе Саты Райымбекского района прошли двухдневные курсы для местных жителей и учителей средних школ на тему «Туризм как способ устойчивого развития сельских территорий в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру», организованные областным управлением туризма и Школой профессионального непрерывного обучения Университета Центральной Азии.
Группу из 25 человек обучали два известных в Казахстане мастера прикладного искусства – ремесленник, директор «Музея прикладного искусства им. Даркембая Шокпарова» Даулет Шокпаров и специалист по вой-локовалянию Айгуль Жансерикова. Занятия проводились в Доме культуры села Саты, где перед открытием курсов была организована выставка широкого ассортимента изделий из войлока – ковры-текеметы, корпеше, головные уборы (такия, шапки), обувь (детские пинетки, тапочки), одежда и аксессуары (жилеты, шарфы, палантины), различная сувенирная продукция (яблоки, магнитики из войлока). Сельчане ознакомились с тем, какие изделия можно изготавливать из шерсти с применением других натуральных тканей.
В связи с ростом количества туристов, отдыхающих на Кольсайских озерах и на озере Каинды, назрела необходимость развития ремесленничества и производства сувенирной продукции в селе Саты. В настоящее время сельчане оказывают различные услуги туристам, основные из которых – организация проживания, питания, транспортные услуги, аренда лошадей, лодок, продажа курта и иримшика. Тем не менее, жители Саты до сих пор недооценивают имеющиеся у них ресурсы. Ранее этот регион был известен породой овец «архаромеринос», шерсть которых поставлялась на весь Советский Союз. После распада СССР все фабрики, использующие данное сырье, оказались остановлены и в период экономического кризиса основное поголовье овец этой породы существенно снизилось. В XXI веке поголовье архаромериносов постепенно восстановилось, но переработка шерсти на местах отсутствует, и сельчане лишь продают ее после стрижки перекупщикам, в основном китайским. Население могло бы получать дополнительный доход, если бы, помимо продажи мяса овец, перерабатывало шерсть и изготавливало из нее различные виды сувениров с надписями «Кольсай», «Каиынды» и т.д. Кроме того, переработка шкур скота позволит плести камчи и делать всевозможные сувениры из кожи.
В ходе практических занятий по войлоковалянию участники курсов в первый день изготавливали по два цветка в качестве брошей, а во второй день трудились над изделиями по выбору (тапочки, детские пинетки, коврик). Те, кто выбрал тапочки и детские пинетки, осваивали технику полого войлока и работу с колодками. А те, кто взялся за коврики, постигали основы изготовления традиционных корпеше, текеметов, сырмаков. Другая группа будущих народных умельцев в течение двух дней училась работать с деревом и кожей, приобретала навыки изготовления ювелирных изделий.
Александр Склабовский, Райымбекский район.