Трехступенчатая система отбора
В рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов» с 2016 года в стране действует трехступенчатая система отбора на государственную службу, благодаря которой значительно улучшилась система найма на госслужбу.
Об этом и многом другом рассказала руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по области Ляззат Бейсекулова на брифинге, состоявшемся на площадке РСК. Она пояснила, что компетенции - это набор знаний и навыков, которые необходимы каждому служащему для эффективной работы.
По ее словам, первым этапом в системе отбора является тестирование на знание законодательства с установлением пороговых значений для прохождения.
- Агентством на регулярной основе обновляется база данных вопросов, что обеспечивает прозрачность и объективность системы. По итогам прошлого года по области в нем приняло участие более 5 тысяч человек, из которых положительную оценку получили 51%. Среди кандидатов на правоохранительную службу этот показатель составляет также 51,6%. В целом, можно отметить, что кандидаты стали лучше готовиться к тестированию, - отметила она.
Второй этап – это оценка личных качеств, так называемых компетенций. Требования по компетенциям, которые предъявляются к кандидатам, отвечают современному государственному аппарату, в основе которого лежит принцип «служения народу».
- Вне зависимости от уровня претендуемой должности кандидаты должны отвечать таким требованиям, как добропорядочность, ориентация на потребителей, ответственность, инициативность, стрессоустойчивость. Это является базовым необходимым набором качеств для госслужащего, - сказала Л. Байсекулова.
Также было отмечено, что с учетом уровня должности дополнительно будут проверяться следующие компетенции. Для исполнительских должностей – это саморазвитие, оперативность, сотрудничество и взаимодействие, управление деятельностью. Для руководителей низового звена - принятие решений, лидерство, сотрудничество и взаимодействие, оперативность и саморазвитие. Для руководителей среднего звена обязательно наличие таких компетенций, как стратегическое мышление, управление изменениями, лидерство, принятие решений, управление деятельностью, сотрудничество и взаимодействие. Для высшего звена должностей корпуса «А» наряду с указанными компетенциями необходимо наличие системного управления.
Разработанные рамки компетенций соответствует стандартам ОЭСР и лучшей зарубежной практике.
В основе вопросов лежат психометрические задачи и ситуационные кейсы, которые в совокупности дают полную картину о кандидате. Данный портрет будет учитываться конкурсными комиссиями при проведении собеседования на третьем этапе. Необходимо отметить, что при низком уровне достоверности сертификат выдаваться не будет. Данная система внедрена с января этого года.
Вместе с тем, в связи с внедрением цифровых технологий для кандидатов на конкурсы упрощены правила сдачи документов в госорганы, т.е. с января текущего года вся конкурсная документация кандидатами предоставляется только в электронном формате. (е-gov, е-кызмет, ИПГО и т.д.).
Также на сегодняшний день при получении кандидатами положительного результата тестирования с 1 февраля этого года претендентам не будет выдаваться сертификат, все переходит в электронный формат, т.е. служба управления персоналом (кадровая служба) посредством интегрированной информационной системы «е-кызмет» будет проверять пороговое значение знаний законодательства и оценки личных качеств у кандидата.
В целях повышения конкурентоспособности государственной службы также для главных специалистов областного уровня при наличии высшего образования стаж работы не требуется (до 2019 года для данных должностей требовалось 1,5 года стажа на государственной службе).
Ирина КАРЯКИНА