Уважаемые избиратели!
выборы-2019
За последнее время законодательство в сфере оказания юридических услуг претерпело значительные изменения. В результате был принят Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и оказании юридической помощи». Во исполнение норм данного Закона в Республике Казахстан были созданы Палаты юридических консультантов, в том числе и Палата по Алматинской области. Одними из уставных целей Палаты юридических консультантов являются оказание комплексной социальной помощи населению и разъяснение законов.
9 июня 2019 года состоятся выборы Президента Республики Казахстан. Поэтому разъяснение избирателям Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и укрепление правовой грамотности населения в этой области сегодня являются одними из основных задач Палаты юридических консультантов.
Для того, чтобы полноценно воспользоваться своим голосом за того или иного кандидата, избирателю нужно знать следующее.
Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» был принят 28 сентября 1995 года за №2464 и вступил в силу со дня его первого официального опубликования, то есть с 30 сентября 1995 года.
Настоящий Конституционный закон регулирует отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов иных органов местного самоуправления Республики Казахстан, а также устанавливает гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан Республики.
Как мы видим, одним из назначений Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан» является обеспечение свободы волеизъявления граждан Республики Казахстан.
Конституционный закон прямо указывает на то, что выборы в Республике основываются на свободном осуществлении гражданином Республики своего права избирать и быть избранным.
Законом предусмотрено, что избиратели участвуют в выборах Президента на равных основаниях и каждый обладает одним голосом на один избирательный бюллетень. Таким образом, закон гарантирует равное избирательное право.
Любое принуждение, давление, насилие и другие действия, нарушающие конституционные права граждан РК, подпадают под административные и уголовные правонарушения и запрещены Конституцией и законами Казахстана. Граждане могут обратиться в административные суды РК, которые выносят постановления по итогам рассмотрения дел, а также частные постановления в адрес работодателя для привлечения их к дисциплинарной ответственности. Граждане могут обратиться в прокуратуру, осуществляющую надзор за точным и единообразным применением законов РК, в ЦИК и другие установленные законодательством институты.
Касательно избирательных бюллетеней законодательство говорит следующее.
В избирательный бюллетень включаются все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества в алфавитном порядке государственного языка. Избирательные бюллетени печатаются на государственном и русском языках. Они изготавливаются в количестве, равном числу избирателей в избирательном округе с резервом в 1% от общего числа избирателей в избирательном округе. Избирательные бюллетени доставляются участковым избирательным комиссиям не ранее, чем за три дня и не позднее, чем за один день до выборов с резервом в один процент от общего числа избирателей на избирательном участке. Помещение, в котором находятся избирательные бюллетени, опечатывается и сдается под охрану органам внутренних дел.
Порядку голосования также посвящены нормы Конституционного закона. В частности, голосование по выборам Президента проводится в день выборов с 7 до 20 часов по местному времени. При этом избирательные комиссии по представлению соответствующего акима вправе устанавливать иное время начала и окончания голосования. При этом голосование не может начинаться ранее 6 часов и заканчиваться позднее 22 часов. Решение территориальных комиссий об изменении времени начала и окончания голосования должно быть доведено до избирателей. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее чем за 10 дней через средства массовой информации, а также иным способом. При этом члены избирательной комиссии обязаны исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса при установлении итогов голосования.
Избиратели должны иметь в виду, что каждый избиратель голосует лично. Сам факт голосования с технической стороны осуществляется посредством подачи бюллетеня. В помещениях для голосования устанавливаются кабины для тайного голосования. В кабинах запрещено фотографировать или снимать видео.
Для избирателей основными документами являются удостоверения личности, паспорт гражданина Республики Казахстан, временное удостоверение личности либо военный билет для военнослужащих, проходящих военную службу.
Чтобы получить бюллетень и проголосовать, нужно предъявить на избирательном участке документ. Член избирательной комиссии проверит документ, удостоверяющий личность, наличие избирателя в списке и выдаст бюллетень. В бюллетене, в списке напротив фамилии кандидата, в пустом квадратике ставятся плюс, галочка либо другая отметка.
При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме самого голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе по своему усмотрению воспользоваться помощью лица, которому он доверяет, фамилия которого после голосования заносится в список избирателей рядом с росписью избирателя в получении бюллетеня. Этим лицом не может быть: ни член избирательной комиссии, ни должностное лицо местного представительного или исполнительного органа, ни доверенное лицо кандидата, ни журналист-представитель средств массовой информации, ни наблюдатель, зарегистрированный в соответствующей избирательной комиссии.
Если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он имеет право обратиться к одному из членов избирательной комиссии с просьбой замены бюллетеня. Новый бюллетень можно получить только в обмен на испорченный.
В случае, если избиратель поставит больше одной отметки или не поставит отметку вообще, такой бюллетень считается недействительным.
Далее, в установленном строгом порядке производится подсчет голосов. Итоги выборов заносятся в протокол, подписываемый председателем и членами избирательной комиссии. В случае отсутствия председателя комиссии вместо него протокол подписывает заместитель председателя или секретарь комиссии.
Сообщение об итогах выборов Президента публикуется в средствах массовой информации Центральной избирательной комиссией не позднее 10 дней со дня проведения выборов.
Таким образом, Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» содержит все необходимые нормы, соблюдение которых гарантирует гражданам Республики Казахстан свободные выборы. При этом данный нормативно-правовой акт содержит порядок обжалования и отмены решений и действий в ходе избирательной кампании.
Это свидетельствует о том, что государством созданы все условия для свободных выборов и реализации на деле основополагающего принципа: «Никто не вправе принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах, а также ограничивать его волеизъявление».
А.КИМ,
председатель Палаты
юридических консультантов
Алматинской области.