Полынь - трава горькая, но такая родная
Ее запах ты вдыхаешь с молоком матери, впитываешь вместе с уроками отца. Он теплый и дерзкий, горький и сладкий, но такой родной и близкий. В полыни есть какой-то особый сакральный смысл. Не зря же наши предки, уезжая далеко от родных мест, всегда брали собой пучок драгоценной травы. Она напоминала об отчем доме, где всегда уютно, где тебя всегда ждут. Это запах любви, любви родителей к детям, любви к родной земле. Полынь - символ Родины. Это особенно понимаешь вдали от своей Отчизны. Ностальгию ничем не излечить и не победить. Это зов родной земли. Об этом говорят казахи, поддавшиеся вербовке международной исламистской суннитской экстремистской террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).
Внимание мировой общественности привлекла проведенная в начале года по поручению Лидера нации Нурсултана Назарбаева операция «Жусан» по возвращению казахстанцев, находящихся в лагере беженцев близ границы с Турцией. Трижды проведенная операция «Жусан» позволила 137 женщинам и 357 детям вернуться на родину. Среди них - уроженка аула Дарбазакум Панфиловского района Айдана Ракымбекова. Она сейчас живет в доме у родителей, не избегает окружающих и открыто рассказывает о том, как оказалась в Сирии, о пережитых трудностях, страданиях.
Несколько лет назад семнадцатилетняя Айдана в поисках счастья уехала из родного аула в г.Алматы, где состоялось ее знакомство с будущим мужем. После нескольких лет брака в 2012 году она через 15 дней после отъезда ее супруга в г.Дубай устремляется за ним туда же для трудоустройства.
Изменения в мировоззрении, религиозных убеждениях своего супруга, работавшего в офисе знакомых, Айдана связывает с его обучением у россиян, побывавших в Египте. В итоге, оказавшись под влиянием радикального религиозного течения, в 2013 году он сообщает ей о намерении поехать в Сирию для участия в джихаде и о необходимости супруги последовать за ним. Так женщина с двумя детьми оказалась на территории, захваченной боевиками террористической организации ИГИЛ в Сирии. Разместившись в одном доме, она вела замкнутую жизнь.
Супруг рано утром уходил из дома, поздно вечером возвращался со службы в военно-административном центре. Он и все прибывшие из других разных стран мужчины выполняли боевые задачи, поставленные им эмиром. Для жены занятие супруга именовалось работой, а на деле он воевал.
Впервые Айдана испытала сомнение в истинности выбранного ими жизненного пути, когда эмир послал на передовую сильно раненого в ногу супруга. В 2017 году муж переходит в военный отряд, состоящий из казахов. Получает второе ранение. И в этот раз его военачальник отправляет в зону боевых действий не окрепнувшего подчиненного.
Айдана была рада оказаться среди казахстанских женщин. Но через неделю ее настигла скорбная весть о гибели ее мужа. На следующий день игиловцы потребовали освободить занимаемое ею с детьми жилье. Героиня материала, попросив соседей переночевать у них с детьми, двое суток находит приют у милосердных людей. На третий день встречается с женщинами, у которых мужья погибли с ее супругом во время боевых действий, и договариваются выживать вместе. Именно тогда она понимает, что в Сирии не будет создан халифат, а приехавших людей из других стран здесь ненавидят, не окажут помощи голодающим.
Присоединившись к женщинам с похожими судьбами, переходит на противоположный берег реки, где размещается с детьми в заброшенном просторном доме. В пяти его комнатах без электроэнергии, воды, продуктов питания поселились около 150 матерей с детьми. Ради того, чтобы спасти детей от голода, мать выходила из дома в поисках пищи. Это вызывало недовольство у местных арабов. По их мнению, женщина не должна покидать свое жилье.
Сирийцы из-за трудностей, связанных с удовлетворением потребностей, нужд вдов, разделив их на группы, вывезли в разные стороны. Шестеро казахстанок договариваются держаться вместе, не разлучаться. Они с детьми направляются в места, где раздают гуманитарную помощь. Поначалу радовались полученным немногим продуктам питания. Но позже их не позволяли брать местные люди, говоря: «Почему прибыли в Сирию? Войну начали вы!».
Ежедневно росла цена на муку. Дошло до того, что покупали за более низкую цену корм для скота и этим скудным питанием поддерживали свое существование и жизнь детей. Под натиском армейских наступлений беженцы перемещались в города Ракка, Шаддат, Мосул, Кишма, Суса.
Казахстанкам удается поселиться в доме, от которого сохранились только четыре стены в деревне Багуз. От осколков попавшего в это помещение снаряда Айдана получает ранение. Но лечить рану нечем: приезжим не оказывают медицинскую помощь, не дают лекарств. Доступа к гуманитарной помощи тоже нет. Несмотря на слабое здоровье, женщина перемещается в другой населенный пункт. Попадает под воздушную атаку. Ради спасения детей роет окоп. Вспоминая эти дни, Айдана делится:
- Нас обманули. Там не соблюдались законы шариата, о которых часто говорил покойный муж. Граждане Сирии нас ненавидели. «Эти опять прибыли, они начали войну. Продукты питания выдаются только местному населению. Вам - нет! Зачем пришли?» - говорили они возмущенно. И все это плачевный и горький результат следования за ложным, радикальным религиозным учением. Из-за участившихся на деревню Багуз авианалетов стало еще тяжелее выживать. Оказывается, в этом населенном пункте находился грузовой транспорт с боеприпасами. Когда он взорвался, мы долго не могли открыть глаз. Осколок снаряда ранил сына. Окружающие люди также пострадали. От неминуемой смерти спаслись в окопе. В таких сложных жизненных обстоятельствах человек проявляет свои не самые лучшие черты. Глубже выкопавшие окопы люди не внимали просьбам о помощи, не допускали в их укрытие. В этот день рядом с нами подорвали склад с продуктами питания, к которому нас не допускали. Страшный голод заставил нас под пулями и снарядами идти за пропитанием: успела ухватить коробку печенья и пачку гороховой каши.
Из-за тяжелых последствий войны многие женщины добровольно сдались курдам. Их продолжительные, тщательные проверки, проживание на открытом месте, зимний мороз стали причинами смерти многих детей. После их погребения курды, разместив женщин с оставшимися детьми на траспорте, отправились в дальний путь. Через 20 часов езды беженцы были доставлены в лагерь. Здесь им оказали медицинскую помощь, обеспечили немногими продуктами питания.
Айдана видела, как разные государства вывозят своих граждан. До женщины дошла радостная весть о проведенной Республикой Казахстан в январе гуманитарной операции «Жусан» по возвращению соотечественников на Родину и о предстоящей «Жусан-2». 6 мая 2019 года Айдана никогда не забудет. В этот день все ее страдания остались позади, вернулась в родную страну. С этого времени не перестает благодарить Елбасы, Родину:
- Безграничная благодарность. Не думала, что нас так встретят. Нас хорошо приняли. Огромное спасибо Елбасы Нурсултану Назарбаеву. Из-за своего невежества подвергла большим мучениям себя и детей. Поддавшись влиянию мужа, стала последовательницей учения салафитов-ваххабитов. О ложности этого псевдорелигиозного течения узнала по возвращении домой. Об этом пояснили на уроках теологи во время моего пребывания в реабилитационном центре в г.Актау. Например, приверженцы ваххабизма убеждены, что люди, не совершающие намаз, являются безбожниками, неверными, неверующими, поэтому их разрешается убивать, отбирать их имущество, скот. О пагубности этих религиозных взглядов убедилась в ребцентре. А приехавшие в Сирию совсем не придерживались законов шариата. По многим фактам мы поняли, что сторонники халифата сами на деле не являются мусульманами. Моя главная ошибка – невежество. Слепо и бездумно следовала за своим супругом. Ни одной книги не прочла по исламу. Молодежи советую быть в постоянном поиске, основная обязанность - приобретать знания. Тогда человек не потеряется, - утверждает Айдана.
Она мечтает обеспечить своих детей образованием, поднять на ноги. Хочет, чтобы выпавшие на ее долю невзгоды, трудности не встречались окружающим людям.
Гуманитарная операция «Жусан» по возвращению граждан Казахстана из зоны боевых действий в Сирии - это проявление доброй воли руководства страны и общества, озабоченных судьбой невинных детей, привитием здравого мировоззрения их родителям, социализацией соотечественников, попавших в беду из-за религиозной безграмотности.
Бейбит МАМЛЕЕВ