Лучшие казахстанские фильмы 2021 года, которые нельзя пропустить
В 2021 году сняты почти 40 кинопроектов, запущенных относительно новой структурой – появившимся в 2019-м Государственным центром поддержки национального кино.
2021 год для кино и кинотеатров был аховый из-за пандемии. Поэтому фильмов было немного. Еще меньше их вышло в прокат. Исходя из этого фестивальный успех казахстанского кино оказался скромнее, чем в предыдущие годы. Но, как говорится, свято место пусто не бывает: если были закрыты кинотеатры, то, естественно, активизировались стриминговые площадки и Интернет. Сидя дома, зрители, особенно молодые, нацелились на сериалы, среди которых были и казахстанские – «Шекер», «Мыстан», «5:32».
И все же поговорим о том, каким же было наше кино в нынешнем году.
Дарежан Омирбаев, как только завершил работу над своим новым фильмом «Акын», был тут же приглашен на конкурс Токийского кинофестиваля, где удостоился приза «За лучшую режиссуру». Дарежан Омирбаев не раз в своих интервью говорил, что сценарий написан по мотивам рассказа Германа Гессе «Авторский вечер»: писатель приезжает выступить перед зрителями, а их там нет, не пришли – и все тут.
Фильм рассказывает о судьбе поэта – художника вообще, – который сегодня не востребован. Главный герой читает книгу про поэта XIX века Махамбета Утемисова, и в итоге повествование раздваивается на сюжетную линию классика и современного поэта. Необычный киноязык, строгая выстроенность кадра, минимализм и философское обобщение свойственны кинематографу Омирбаева, поэтому неудивительно, что Берлинский кинофестиваль тут же пригласил картину «Акын» в программу «Форум».
Болат Калымбетов, другой представитель старшего поколения казахстанских режиссеров, тоже снял фильм о поэте. Его байопик «Мукагали» удостоен приза экуменического жюри на Таллинском кинофестивале.
В картине показаны последние, полные трагедии годы жизни Мукагали Макатаева, когда он в аварии потерял дочь, а сына-подростка держали в заключении за то, что распространял запрещенные стихи, а потом он вышел оттуда инвалидом. Актер Асланбек Жанбалаев создал образ, с одной стороны, интеллектуала, который переводил на казахский язык Данте, с другой – могучего и свободолюбивого поэта.
Над фильмом работала молодая съемочная группа: талантливый оператор Едиге Несипбеков и художник-постановщик Ермек Етегенов. Именно они, на мой взгляд, придали современное художественное звучание фильму, предложив необычные ракурсы, композиции, кадры и цветовую палитру.
Как это ни странно, но Адильхана Ержанова и Фархата Шарипова, которые еще вчера были молодыми, сегодня мы относим к среднему поколению. Несмотря на то что их картины («Желтая кошка» и «Улболсын» Ержанова и «18 кГц» Шарипова) сняты в 2020-м, наибольший фестивальный резонанс и прокат в Казахстане этих фильмов пришелся на 2021 год.
Фильм «Желтая кошка» выдвинули от Казахстана на «Оскар», что было, конечно, справедливым решением, на мой взгляд, а также на «Золотой глобус». Это, наверное, самая киношная картина Ержанова в смысле кинематографических аллюзий, и ее можно назвать казахской версией американского фильма «Бонни и Клайд». Не случайно у главного героя в исполнении замечательного актера Азамата Нигманова есть только одна мечта – построить кинотеатр.
«Улболсын» – горькая драма о бесправии женщин в Казахстане. Казалось бы, прошло 30 лет после установления независимости, но в аулах по-прежнему насильно выдают замуж. И Улболсын, главная героиня, которая приезжает, чтобы забрать свою сестру, ничего не может сделать с патриархальной, устоявшейся системой. И никто не может на нее повлиять – ни блогеры, ни спецназ, ни даже наемные убийцы. Надо отметить, что герои всех фильмов Адильхана Ержанова борются с ней, но система непобедима.
Фархат Шарипов также снимает социальное кино. Но если Ержанов создает своего рода кинокарикатуру, то он больше работает с психологией персонажей. Так, в его блистательном фильме «18 кГц» реальность у молодого человека, который потерял своего друга из-за наркотиков, спутана с грезами. А что такое «18 кГц»? Это та частота, которую люди слышат в молодости, но перестают слышать в зрелом возрасте. Поэтому фильм не столько о наркотиках, сколько о том, что взрослые просто не слышат проблем своих детей.
Пока шли пандемия и споры о том, в каком направлении будет развиваться кино, молодое поколение кинематографистов Казахстана заявило о себе. Я говорю о фильмах «Отау» Алишера Жадигерова и «От» Айжан Касымбековой. Не случайно на «Киношоке» в России – фестивале, где представлены лучшие фильмы стран СНГ и Балтии, был показан фильм «Отау». Когда я смотрела этот фильм, то про себя назвала картину «Конечной остановкой» 30 лет спустя.
Почему? Потому что это прежде всего социальная драма – рассказ о том, что люди в ауле живут все так же – бедно, бесцельно и бесперспективно. Самое обидное, что главные герои фильма – повзрослевшие сын и дочь одной семьи – в целом хорошие ребята.
Азамат собирается пойти в армию и перед тем, как уехать, хочет купить отцу подержанную машину, чтобы тому было чем зарабатывать на жизнь. Другое дело, что работы нет, и он идет на воровство овец. Дочь Айжан – нежное, заботливое создание, забеременела, поэтому ее насильно выдают замуж. Теперь она живет в другом доме, но нет-нет да принесет в отцовский дом курицу, чтобы мать сварила отцу бульон.
Третий ребенок – еще школьник. Отец – безработный, мать – домохозяйка. И у детей нет никаких перспектив. Вот такая среднестатистическая несчастная казахская семья.
Фильм отлично снят оператором Сатбеком Уланом. Иногда зритель видит серую жизнь аула на фоне просто космических по красоте пейзажей. Но этот фильм – не «Конечная остановка» Апрымова. Тот ставил диагноз: так жить нельзя, и главный герой уезжал из аула. Здесь же сын протестует против отца, разбивая стекло им же самим подаренной машины. Он упрекает отца в том, что тот ничего им не дал.
Сын поднял руку на отца! Вот она точка невозврата. И тогда, когда, казалось бы, обратной дороги нет, случается маленькая вселенская трагедия: горит их общий дом. И, увы, только она вновь объединяет семью. Горькая, жесткая, но очень талантливо снятая драма.
Фильм «От» Айжан Касымбековой тоже про среднестатистическую казахскую семью, только выживающую в городе. Он развозит хлеб от пекарни до магазинов, она – домохозяйка, которая подрабатывает временами тем, что сдает на продажу баурсаки или самсу. Двое детей, ждут третьего. Вместе с ними живет отец-пенсионер.
Смотришь на ежедневный бег по кругу главного героя в исполнении замечательного актера Толепбергена Байсакалова и думаешь: лишь бы ему хватило здоровья, чтобы не случилось ничего такого, что может сбить его с ног. Ведь это непросто – на небольшую зарплату содержать семью из пяти, а в будущем из шести человек. Но то, чего они боятся, случается: беременность несовершеннолетней дочери и полная апатия со стороны семьи несостоявшегося жениха.
В фильме по радио мы слышим о трагедии в столице, когда сгорел дом-времянка с пятью детьми, когда родители были на работе. А в голове в это время крутятся все эти сообщения о самоубийствах, кредитах, выходах в окна с детьми и так далее.
Социальные драмы молодых фактически отражают те проблемы, о которых мы слышим в новостях. Картина «Отау» более пессимистичная, в «От» – больше света. Обе картины – дебюты. То, что молодежь снимает кино не только для развлечения зрителей, радует. Ведь кинематограф – это еще и сфера социальной ответственности перед обществом.
«Акын», «От» и «Мукагали» – это первые ласточки первого питчинга, который проводился открыто и справедливо. Ожидается, что в 2022 году выйдет много картин, которые будут достойны и фестивалей, и проката, потому что в них не будет разделения на «умное» артхаусное и «глупое» развлекательное кино. Это прежде всего «Боран» Сабита Курманбекова, «Дос-Мукасан» Айдына Сахамана, «Аул» Серика Апрымова, «Хирург» Ардака Амиркулова и многие другие картины.
АВТОР:
Гульнара Абикеева, киновед
Источник: Казахстанская правда