«Дос-Мукасан» - фильм, который нас объединяет
Дорогие друзья, любители искусства, ценители прекрасного! Золотой фонд казахской национальной кинематографии пополнился в эти дни замечательным достижением – музыкальной драмой «Дос-Мукасан».
Нам, старшему поколению, не нужно объяснять значение этого культового события второй половины ХХ века. И теперь нам остается лишь наслаждаться фильмом, слушать его бесконечно удивительную музыку и с легкой грустью вспоминать романтическую юность 60-х, 70-х и 80-х, наполненную веселыми, бодрыми ритмами первой вокально-инструментальной группы «Дос-Мукасан», исполнявшей песни на казахском языке. Теперь нам легко осознавать, что после долгих лет глухого молчания эти песни стали олицетворением цветущей молодости и свободы, торжествующей красоты – неповторимым голосом новой молодой пробуждающейся эпохи – эпохи перемен, нового поколения. Зритель видит, что светлый, яркий, звучный мир прекрасного фильма все еще несет в себе дыхание страшных лет, но всем своим существом этот новый мир утверждает главные ценности человечества: нет ничего выше искусства, нет ничего более полезного для людей, чем сотворчество талантов. Все остальное – химеры, отбирающие драгоценное время людей в этом кратком миге земного великолепия.
Поэтому прекрасный фильм режиссера Сахамана Айдына Жомартұлы, безусловно, огромный вклад в философию искусства, в историю казахской национальной музыкальной культуры, в отечественную кинематографию, в историю становления национального самосознания.
В фильме выдвинуты смелые новаторские принципы режиссера. Цепкий взгляд искушенного киноведа мог бы ухватить внешнюю схематичность некоторых сцен или нарочитую декларативную стилистику диалогов, но, уяснив главное, он вдруг заметит в этой схематичности и в стилистике диалогов своеобразную выразительность линий, эстетический стиль, делающий этот музыкально-театральный фильм легким, понятным для современного поколения. Но и мне лично такие экспрессивные приемы доставляют легкое удовольствие, какое мы получаем от хорошо сработанного текста. Это удовольствие исходит из нарочито выпирающего провинциализма, так сладко ноющего в памяти первых казахов-алмаатинцев, впервые открывавших свои пути в мир большого искусства и науки. Музыкальная история вокально-инструментальной группы «Дос-Мукасан», воплощенная в фильме, – незабываемый аромат эпохи конца 60-х: «Той жыры», «Құдаша», «Алматы түні», «Сұлу қыз» и сотни других песен этой группы сыграли в становлении казахского национального самосознания не меньшую роль, чем великие «Кочевники-Эстетика», «АЗиЯ» О. Сулейменова, творчество А. Сулейменова и Е. Турсунова..
С большим юмором и глубинным лиризмом играют молодые актеры: М. Амангелдин, М. Сәбитов, С. Мақұлбаев, Ә. Серіков, Е. Шәйкенов, А. Асқарұлы, Н. Қуанышбайұлы, мастерски воссоздавшие явление большой культурно-исторической значимости, явление, враз охватившее и преобразовавшее весь казахский народ. Своим искусством «Дос-Мукасан» естественно привел общество к национальному чувству, к единству и достоинству.
Фильм ясно показал, что всепобеждающей силой искусства является Любовь! И это сила была близка и понятна продюсеру, взявшемуся за продвижение этой картины: любовь к родной земле, любовь к родному языку, к родному народу и – ко всему человечеству. Вот почему в фильме так колоритно представлены сцены, где искусство, язык музыки объединяет разные народы и не знает границ! По такому случаю, великий философ Ницше, вслед за А. Шопенгауэром писал в своей знаменитой книге «Рождении трагедии из духа музыки», что «единственным смыслом метафизического существования человека становится проживание эстетическими образами. То есть, для человека имеет ценность ни политика, ни власть, ни деньги, ни прочие химеры и пустые иллюзии, но одно искусство – живое, настоящее, человеческое в самом высоком смысле этого слова!». Вот и А. Вознесенский пишет:
Я не знаю, как остальные,
Но я чувствую жесточайшую –
Не по прошлому ностальгию,
Ностальгию по-настоящему!
Полагаем, что это настоящее постигнуто талантливым продюсером. И, безусловно, это настоящее привело к удаче весь фильм, актеров и режиссера. А нам остается пожелать им новых творческих взлетов, прекрасных трудностей в достижении высоких результатов и мировой славы. Мы же знаем, что благодатные темы лежат, как вековые сокровища в глубинах национальной истории и в традиции, в тысячелетней песенно-музыкальной культуре кочевников. И эти сокровенные традиции, как показали американские ученые М. Пэрри и А.Б. Лорд, имеют не только спасительно-охранительные свойства, но и преобразовательно - авангардные признаки! И в этом заключается бессмертие музыкально-словесного искусства казахского народа. Еще раз поздравляю вас с большой творческой удачей, дорогие кинозрители!
Кайрат Жанабаев,
кандидат филологических наук,
доцент КазНУ имени аль-Фараби.
г.Алматы.