«Большая мечта и большая любовь…»
Дорогие друзья, почитатели искусства, кинозрители! Не могу не поделиться тем особенным чувством, которое вызывает остросоциальный фильм Азиза Заирова и Мухамеда Мамырбекова «Мама, я живая!». Это, на мой взгляд, наиболее проникновенный и лучший фильм в этом жанре.
Премьера фильма состоялась 1 декабря 2022 года в 16.00 в кинозале Национальной библиотеки Республики Казахстан при большом стечении народа. Зал был переполнен. Перед зрителями выступили актеры, сценаристы, продюсеры и другие создатели фильма: актеры Султанна Шенгел, Адель Махмутова, Асланби Медеулов, Ильяс Аутов, Бакытжан Орынбасар; оператор-постановщик Казбек Амержанов, художник-постановщик Алексей Филимонов, звукорежиссер Илья Коробейников и композитор Асель Омарова. В своем кратком выступлении продюсер, сценарист и режиссер Азиз Заиров рассказал о трудностях и радостях в процессе создания фильма, о его основной идее.
Фильм относится к жанру социальной драмы. Он никого из зрителей не оставил равнодушным. Как пишут сами его создатели, «Мама, я живая!» – это «пронзительная ода всем матерям, особенно тем, кто проходит испытания и борется с тяжелым заболеванием – онкологией собственных детей». Но идея фильма гораздо шире – она о большой, пересотворяющей мир, человеческой любви, о большой мечте детей и взрослых. И, несмотря на его печальный сюжет, в нем звучит жизнеутверждающий финал: жизнь продолжается, и солнце так же ярко светит, источая живое тепло, и любовь материнская к детям щедра и беспредельна.
Безусловно, сценаристы сумели отразить самые разные и самые актуальные грани нашей острой социальной действительности, реалистически высветили непростые проблемы современной молодежи, творчески раскрыли преобразующую, жизнеутверждающую силу искусства, психологически точно поведали зрителю о трагической судьбе, о любви и силе матери. Главная пружина фильма – утверждение ценности человеческой жизни. Нравственная сила матери, Сауле Искаковой (роль исполняет Султанна Шенгел), проявилась не только в том, что ей приходится практически в одиночку бороться за жизнь своей единственной дочери, но и в том, что она борется и за судьбу юноши, лишенного родительской ласки, но не утратившего нравственных начал. Она борется за судьбы других детей в этом холодном и равнодушном мире.
Большое смысловое значение для фильма имеет его цветовое решение, все его сюжетные изменения наделены символическим фоном: там, где повествуется о ранней любви девочки (играет Адель Махмутова), о ее искусстве, ее веселом характере, ее друзьях, преобладают яркие и солнечные краски. Эти краски, словно просвечивая девочку, придают ее нежному образу легкость, игривость и романтическую призрачность протекания счастья - счастья, которое кажется ей вечным и прекрасным. Там же, где фильм касается сложных острых социальных коллизий, краски более темные, более холодные, сурово-реалистические, исполненные драматизма непростого земного существования героев фильма.
Авторы сценария хорошо знакомы с холодом жизни и понимают детские судьбы. Поэтому Сауле Батыровна Искакова – красивая и сильная духом молодая женщина – способна обогреть всех детей горячей материнской любовью. И сама она, испытавшая горечь сиротства, выпестовала в себе большую светлую и удивительную мечту о счастье, о подлинном смысле, который в этом мире все ищут и не находят, лишь коснувшись суровой, беспощадной правды жизни. Актриса, сыгравшая роль матери, вызывает восхищение, призывает к стойкости духа, к достоинству и нравственности человека, как высших ценностей в этом быстро меняющемся лживом мире. Оттого и фильм не кажется тяжелым, что играют в нем подлинные мастера чувств и художники жизненного опыта. Фильм - о чистоте первых чувств, о мимолетности счастья и хрупкости жизни, о ранней безотчетной влюбленности, о силе искусства, о нежности и неисчерпаемой доброте, которая передалась от матери к дочери (роль дочери сыграла Адель Махмутова). Веселая, беззаботная, яркая, романтичная и мечтательная, девочка словно источает солнечный свет, захватывая своей живой и веселой непосредственностью и сердечной искренностью душу юноши, лишенного когда-то родительского тепла. И зрители отчетливо осознают, что все мы в этом сложном, безответном мире нуждаемся в живом отклике и в искренней любви. Что придает силы матери, теряющей единственного ребенка? Только любовь, только вера, только надежда и… бесконечная борьба - борьба за своих и других обездоленных детей, ведь чужих детей, говорит пословица, не бывает. И в этом заложен гуманистический пафос фильма и весь жизнеутверждающий смысл разразившейся драмы.
Основным источником жизни для самой девочки становится любовь, идущая от «Маленького принца» к сердцу юноши. Эта любовь подростка – всепоглощающа, безотчетна, наивна. Эта любовь объединяет ее родителей, воздействует на юношу, выявляет в нем подлинный смысл существования. Так, Азамат (играет Асланби Медеулов), после знакомства с этой удивительной девочкой, говорит своему упрямому товарищу (играет Бакытжан Орынбасар): «После ее слов подвиги совершать охота. Давай докажем, что детдомовцы могут совершать великие дела!». Вот как проявилась в Азамате преобразовательная сила любви, идущая от чистоты и искусства, от «Маленького Принца» Экзюпери – любимой книги девочки! Ведь девочка породила светлую мечту в его сознании. И теперь, благодаря светлой мечте, держится на остром ветру жизни Азамат Наурзбеков. Эта чистая любовь девочки вдохновила его, делая героя фильма не только романтичным Маленьким принцем, но и подлинным героем, преобразователем трудной действительности, сыном, другом и помощником Сауле Батыровны. Можно сказать, что по-своему авторы фильма реализовали и давнюю мечту Тулегена (Ильяс Аутов) и Сауле о большой и дружной многодетной семье, несмотря на тяжелейшее испытание. В реализации этой мечты и собрался весь идейно-интеллектуальный фокус художественного замысла фильма. Необходимо подчеркнуть, что социальный фильм Азиза Заирова и Мухамеда Мамырбекова «Мама, я живая!» стал обладателем Гран-при Каннского кинофестиваля (Cannes 7th Art Awards) в номинации «Фильмы стран Шелкового пути» (Grand Prix of the Silk Roud countries). Это высокое достижение нашего казахстанского кинематографа и личная удача сценаристов. Хочется пожелать авторам фильма, всем его участникам дальнейших творческих успехов, а зрителям – больше хороших и живых картин, заставляющих думать, сопереживать, воспитывающих чувство правды и красоты, придающих нравственно-гуманистический смысл нашему обыденному существованию. Поэтому вечным гимном любви остаются для нас мудрые слова из известной песни: «Пусть будут с тобой, с тобой навсегда большая мечта и большая любовь!».
Кайрат Жанабаев,
к.ф.н. доцент КазНУ имени аль-Фараби.