Мелодии мастерства
Домбра - уникальный и удивительный музыкальный инструмент казахского народа. В нем скрыта его душа, его радость и боль. Она звучит в аулах и городах. А ведь каждый инструмент - это работа талантливого мастера. Не каждому удается сделать так, чтобы домбра не только пела, но и была созвучна душе музыканта. Таким мастером своего дела можно назвать Максата Магзумова.
Родился наш герой в 1974 году в селе Капак Райымбекского района Алматинской области. В 1992 году окончил Коксайскую среднюю школу того же района и поступил в Казахский национальный педагогический университет имени Абая по специальности «Изобразительное искусство, художественная обработка дерева и металла». После окончания высшего учебного заведения в 1997 году свою трудовую деятельность начал учителем трудового обучения в родной школе.
А потом переехал в Алматы, где работает в гимназии №147 г. Алматы и преподает на кафедре декоративно-прикладного искусства Национальной академии искусств имени Т. Жургенова. В свободное время Максат Магзумов трудится в своей мастерской в селе Талдыбулак Талгарского района.
Когда туда заходишь, то кажется, что ты попал в почти сказочное место. Всюду станки, запах свежей древесины, перемешанный с запахом клея, краски и каких-то только мастеру известных других секретных ингредиентов... Здесь и основа и почти готовые изделия.
- «Каждый инструмент - неповторимый, - рассказывает мастер Магзумов, беря в руки почти готовую домбру и прислушиваясь к ее звукам. - Возрождать доставшееся от предков искусство, - дело непростое. Но мне повезло: я вырос в ауле, где домбра звучала почти в каждом доме. Я помню мастеров, талантливо игравших на музыкальном инструменте и изготавливавших их».
Первые уроки такого мастерства он получил у отца, а тот наследовал этот дар уже от своих предков. В старину они занимались резьбой по коже и дереву. Его прадед был очень разносторонним человеком и искусным мастером. Выросший в атмосфере творчества и народного искусства, Максат с детства впитал в себя все тонкости народных ремесел. Этот особый дар, который его семья хранит и передает из поколения в поколение, он развивает и сегодня. Благодаря ему, каждая домбра, созданная руками талантливого мастера, вызывает восхищение музыкантов.
Но каким бы ни был генетический код, важное место в жизни каждого ремесленника занимают наставники. Среди них Максат с особым уважением и гордостью рассказывает о Жолаушы Турдыгулове, известном мастере, члене Союза художников Казахстана, который передал ему много знаний. Нынче у него не только своя мастерская, но и свои ученики, которых он обучает любимому делу. Среди них одним из талантливых последователей он называет Максата.
Рассказывая непосредственно о своей работе, Максат подчеркивает: «При изготовлении изделий из дерева обращаю внимание на свойства материала - такие как твердость, вес, плотность, гибкость, эластичность, цвет, вязкость, взрывоопасность, смолистость и звукопроницаемость. Некоторые применяют сосну, но это неправильно. Она больше подходит для твердых изделий и считается тяжелой древесиной.
Однажды я решил попробовать сделать домбру из березы. На это ушло целых два года. Береза содержит в себе большое количество масла, поэтому инструмент издает не такой мелодичный звук, какой нам хотелось бы слышать. Поэтому я придумал свой способ. Сначала нужно нарезать бруски березы тонкими слоями, затем прокипятить их в растворе из пищевой соды и извлечь масло. Процесс занимает около семи часов, но он того стоит и тогда любая домбра зазвучит особоым голосом».
Нужно отметить, что кроме домбры, он изготавливает старинные казахские предметы быта: кебеже, сундуки, куби, кровати и другие деревянные изделия старины. На них сегодня очень большой спрос. Занимается он и изготовлением кожаных вещей.
Мастер говорит, что сегодня людям хочется иметь уникальные неповторимые изделия: этностиль вошел в моду и потребности в шедеврах народных мастеров растут постоянно. Это не может не радовать.
В Великой степи издавна существовали великие цивилизации. И никто не может отрицать, что одним из видов искусства, внесшим значительный вклад в их развитие, стали народные ремесла. Это и ювелирное, и столярное дело, и работы с кожей и металлом. Современные мастера, такие как Максат Магзумов, продолжают эти славные традиции и вносят свой достойный вклад в их развитие. Сегодня он мечтает расширить свою мастерскую, возрождать забытые ремесла и прививать молодежи национальные ценности.
В эпоху глобализации особенно важно сохранять самобытность и уникальность народа, и в этом отношении вклад мастера Максата Магзумова в сохранение уникальной культуры и национального наследия просто бесценен.
Фатима Ержанова, Талгарский район