Художник от Бога
Когда говорят или пишут о художнике Марате Тотееве, то утверждают, что он не пришел в искусство, а ворвался. И это поистине так: мастер, занимающийся творчеством с детства, стал широко известным среди специалистов и поклонников живописи в последние годы. Мы с ним принадлежим к разным поколениям, родились и выросли в разных селах, но земляки: наша малая родина – Жамбылский район. Года три-четыре назад меня с Маратом познакомил мой друг-земляк, акын и член Союза художников РК Ауелбек Искаков. «Исмаилжан, Марат – один из самых талантливых художников тюркского мира. Он – художник от Бога», - сказал он мне тогда. Увидев полотна, написанные М. Тотеевым, я сразу понял, что это действительно так. Так началось наше общение. Народная мудрость гласит: «Талант необходимо поддержать, а бездарность сама прорвется». Вот поэтому я и взял перо, решив написать об этом необыкновенно одаренном художнике-пейзажисте. С ним всегда интересно: мы часто встречаемся, говорим на разные темы, я неоднократно посещал мастерскую художника, где подолгу рассматривал его картины, приезжал Марат и ко мне в гости. У живописца есть счастливый дар: он, уроженец аула, любит и знает природу, и ее красоту может перенести на холст.
Марат Тотеев появился на свет 44 года назад в живописнейшем селе Бериктас, которое расположено у подножья гор Заилийского Алатау, в простой семье дехкан: отец Мухаметкали трудился механизатором в колхозе, мама Хадиша – помощницей воспитательницы в детском саду. Марат был младшим ребенком из четверых детей в семье. С 1 по 3 класс учился в школе родного села.
«Наверное, мне было два-три года, когда я стал рисовать. Это стал я делать не сразу карандашом и на бумаге. Где только не рисовал - на пыльной машине, снегу, камнях, заборах… - вспоминает художник. - Уже в первом классе я не расставался с карандашом и бумагой. Рисовал в горах, на уроках, стадионе, колхозном поле. Например, мог изобразить спящего тракториста после работы. Учился я плохо, да и вел себя не очень хорошо: как-то меня выгнали с урока, а я на школьном дворе кирпичами выложил портрет Ленина. Скандал был большой, с трудом его замяли. Мне объяснили, что портрет вождя необходимо изображать на белой бумаге, а не на грязном дворе.
К счастью, на мою страсть к рисованию обратили учителя изобразительного искусства Бекежан Мамажанов и Суенбай Килыбаев. В 1989 году они выставили мои работы на районном конкурсе, где я, восьмилетний мальчишка, занял призовое место. Организаторы конкурса рекомендовали меня на учебу в республиканскую среднюю школу-интернат для одаренных детей-художников. Здесь я уже прошел отдельный конкурс рисунков, лишь после этого стал учеником элитного учебного заведения».
Маленький Марат с огромным удовольствием учился в школе-интернате для юных художников, где сразу повзрослел: его распределили в класс с углубленным изучением прикладного искусства казахского народа. Мальчик с удовольствием погрузился в мир, где опытные педагоги рассказывали и показывали, как наши предки веками занимались валянием войлока, вышивкой, изготовлением ювелирных украшений из серебра, художественной обработкой дерева, металла, кожи и кости. Это было время, когда в стране возник колоссальный интерес к многовековой культуре казахов и были необходимы специалисты, которые возродили бы традиции прадедов в искусстве. Позже Марат понял, что изучение традиционного прикладного искусства родного народа его многому научили: он понял его душу, лучше узнал многовековый быт соплеменников. Конечно, Марат скучал по родному аулу, семье: часто приезжал в Бериктас, где продолжал рисовать природу, людей. Классным руководителем и любимым преподавателем в школе-интернате у него была Сауле Бапанова, по-матерински относившаяся к юному дарованию.
Окончив девять классов в школе-интернате, Марат продолжил учебу в Республиканском художественном колледже в г. Алматы. Здесь он специализируется как будущий специалист по станковой живописи. Это разновидность искусства живописи, произведения которой имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружающей среды. Юный художник выполняет, в основном, работы масляными, темперными и акварельными красками на холсте, картоне, бумаге, доске. Он с восхищением изучает работы художников эпохи Возрождения, творчество европейских, русских мастеров XVIII-XX веков. Особенно близки ему по духу классические полотна великих русских пейзажистов Ивана Шишкина, Василия Поленова, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова. Марат Тотеев вспоминает: «Я был потрясен, когда впервые ребенком увидел репродукцию картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Долго рассматривал ее, хотел понять, как художнику удалось передать суровую красоту родного края. Я понял, что красоту и глубокие чувства можно передавать изображением самых обычных березок с кривыми стволами, тающего, весеннего снега, сельских построек и стаи галдящих грачей. Это было чудо, которое меня потрясло. Вот тогда решил, что и я буду писать пейзажи».
В колледже работало немало прекрасных специалистов, но с особой благодарностью он вспоминает преподавателей Мурата Токсанбаева и Самгуль Каржаубаеву.
В 1998 году Марат становится студентом факультета монументальной живописи Казахской государственной художественной академии в Алматы. Одаренный юноша начинает изучать технику живописи на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Студент понимает, что это древнейший вид этого искусства, известный с палеолита, востребованный во все времена и во всех странах. Современная монументальная живопись, когда строятся огромные дворцы и различные здания в быстро растущих городах, активно осваивает новые материалы мозаики и витража. Его любимыми преподавателями в академии были профессора Канапия Оспанов, Толеген Сулейменов, Ескен Сергебаев, Есен Ахметов, Байтурсын Умарбеков.
Марат Тотеев на своем творческом пути, начав с прикладного искусства казахов, через станковую живопись пришел к монументально-декоративной росписи. Во всех этих трех видах искусства он становится подлинным мастером. Одаренный художник всегда хорошо учился на гранте, но диплом о высшем образовании получил не сразу. Его дипломная работа по монументальной живописи называлась «Легенды родного народа». Вспомним, что парень был из простой сельской семьи, и у мамы (его отец уже уйдет к этому времени из жизни) не было материальной возможности поддержать выпускника академии. Для дипломной работы необходимы были дорогостоящие материалы из стекла. Несмотря на то, что преподаватели предлагали другие темы дипломных работ, с меньшим использованием денежных средств, выпускник покидает вуз, не защитив диплом. Лишь позже, заработав, он с триумфом защищает свой проект. «Моя дипломная работа несколько лет стояла в академии как образец», - вспоминает Марат. Руководителем дипломной работы являлся известный педагог-художник, профессор Алибай Бапанов, который оказал огромное влияние на молодой талант.
Наш герой создает семью: женится на любимой девушке-землячке Эльнур. Она друг за другом дарит суженому семерых детей: трех девочек и четверых мальчиков. Марат понимает, что, работая художником, ему трудно будет прокормить большую семью. В 2012 году М.Тотеев возвращается в родной Жамбылский район, где занимается малым и средним бизнесом: открывает швейный цех, начинает оформлять дома культуры, школы, социальные объекты и дома состоятельных людей. Здесь он получает известность как первоклассный специалист по монументальной живописи. Его даже приглашают на работу в Туркменистан, где он принимает участие в оформлении мавзолея Сапармурада Ниязова и его матери. Марат вспоминает: «К 2020 году я материально обеспечил семью, построил для детей неплохой дом в Узынагаше, и лишь после этого, передав бизнес супруге, вернулся к любимой станковой живописи. Не думайте, что я стал богатым, но у семьи появилась возможность жить безбедно. Пусть Аллах поддержит и в дальнейшем меня и мою семью! Конечно, во всем нам помогают дети, которые уже подросли».
В своих картинах он хочет рассказать о красоте необъятного Казахстана. Марат становится не просто профессиональным живописцем, а художником-путешественником. А что это такое? Мастер, порой не имея и тенге в кармане, на поезде или в рейсовом автобусе попадает в самые отдаленные уголки родной страны, где пишет понравившиеся пейзажи. Так в его картинах начинает сиять природа гор, степей и пустынь Родины. Художник рассказывает: «Ежегодно с апреля до октября странствую. Разбиваю палатку, живу в отдаленных уголках страны. Больше всего люблю свободу, достиг ее лишь к сорока годам». Полотна Марата Мухаметкалиевича «Родной Бериктас», «Каргалинское ущелье», «Суыктобе», «Дорога в Бесмойнак», «Ущелье Алма-Арасан», «Река Коксу», «Горы Текели», «Хан Тенгри», «Река Каскелен», «Джунгарский Алатау», «Река Шелек» и другие становятся широко известными. Пишет он и портреты людей. Например, работы, посвященные султану Гази Валиханову и Айсаре Кошенкызы. Картины художника выставляются на различных областных, республиканских и международных выставках. К Марату Тотееву приходит известность: его принимают в Союз художников Казахстана.
Знаменитый казахский писатель-академик, профессор Нагашыбек Капалбекулы говорит: «Я восхищаюсь талантом Марата Тотеева. Он обладает необыкновенным даром увидеть красоту природы и передать ее в своих картинах. Художник владеет мастерством, которому нельзя научиться – это врожденный, природный талант, который либо есть в человеке, либо нет».
А Заслуженный деятель РК, знаменитый художник, аксакал школы живописцев страны Алпысбай Казыгулов высказывается так: «Я знаком с творчеством Марата Тотеева, и он, конечно, один из лучших художников-пейзажистов Казахстана. За короткое время Тотеев сделал очень много: он уже состоялся как мастер. Но у него и большое будущее».
Известный художник-педагог, профессор Токкожа Кожагулов пишет: «Марат в живописи – поэт. Трудно оторвать свой взгляд от его картин, в них чувствуется могучая сила редчайшего таланта».
Исмаилжан Иминов, Жамбылский район