«Адырна»: 40 лет на службе казахской традиционной музыке

В середине 1980-х годов в казахской традиционной музыкальной культуре начался настоящий ренессанс. Народные песни и кюи, рожденные в глубине веков, обрели новую форму - ансамблевое исполнение. Старинные инструменты, собранные этнографом Болатом Сарыбаевым, вновь зазвучали для народа в составе фольклорных коллективов.
Одним из таких ансамблей стал «Адырна» - фольклорно-этнографический коллектив, созданный при Алматинской областной филармонии по инициативе общественного и государственного деятеля Узбекали Жанибекова.
Сегодня его возглавляет Марат Бердыгулов. Он с теплотой рассказывает о людях, стоявших у истоков и вложивших душу в «Адырну». В их числе - многолетний художественный руководитель и дирижер ансамбля Ыкылас Нургалиев, домбрист Избаскан Мухитов и мастер ударных инструментов Максат Жусупали. Именно благодаря их усилиям во многом состоялось возрождение традиционной казахской музыки в конце ХХ века.
По инициативе У. Жанибекова в составе филармонии были созданы сразу три коллектива: фольклорный ансамбль «Адырна», ансамбль народного танца «Алтынай» и эстрадный коллектив «Арқас». Тогда он занимал должность заместителя председателя Алматинского облисполкома.
Первый состав коллектива «Адырна» объединил талантливую молодежь из выпускников Алматинской консерватории, музыкального училища им. Чайковского, а также профессионалов из ансамбля «Сазген» при Музее старинных инструментов им. Ыкыласа.
9 марта 1986 года, после года подготовки, ансамбль дал дебютный концерт, в программу которого вошли народные мелодии и песни. Восторженная реакция зрителей стала подтверждением востребованности фольклорного жанра. Вскоре после успешного выступления коллектив отправился на гастроли в Нарынкольский район.
Узбекали Жанибеков лично курировал развитие ансамбля - от репертуара до сценических костюмов. Руководитель филармонии Кабиден Туякаев, понимая его требования, также неустанно работал над профессиональным ростом всех коллективов. Именно благодаря их усилиям «Адырна» и «Сазген» стали любимцами публики.
С первых дней музыканты стремились отличаться своим репертуаром, иметь свой творческий почерк. Жанибеков лично нашел песни «Майдажал» и «Қара жорға», которые открывали и завершали концерты ансамбля. Композитор Малгаждар Аубакиров сделал для них яркие аранжировки, придав новое звучание.
С «Адырной» было связано и имя знаменитой певицы Мадины Ералиевой. Ее проникновенный голос, тонкое чувство стиля и сценическое обаяние стали неотъемлемой частью звучания ансамбля. Именно «Адырна» стала для нее стартовой площадкой. Народ ликовал, слыша ее голос в сопровождении старинных казахских инструментов. «Адырна» и Мадина стали символами народной музыки и гармонично дополняли друг друга.
В 1985 году Кабиден Туякаев пригласил на пост художественного руководителя Ыкыласа Нургалиева, ученика Жамагата Темиргалиева, преподавателя Шымкентского института культуры. Ему поручили формирование репертуара, адаптацию кюев, организацию гастролей. При советской системе коллектив должен был давать по 40–50 концертов в месяц. Ыкылас Нургалиев с этим справился блестяще.
О нем с уважением вспоминает одна из первых участниц ансамбля Замзагуль Измуратова: «Он заботился о каждом из 18 участников, достойно решал все вопросы. Был человечен, старался замечать хорошее, а недостатки - сглаживать».
Ыкылас Нургалиев - выпускник Алматинской консерватории им. Курмангазы. Учился у мэтров казахской музыки: Айтжана Токтаганова, Каршыги Ахмедиярова, Рустембека Омарова, Калы Жантилеуова. Овладел не только виртуозным уровнем дирижирования и игры на домбре, но и искусной инструментовкой - аранжировкой произведений для оркестра. Все это помогло ему вывести казахские оркестры на высокий профессиональный уровень. Им были введены трехструнный и четырехструнный кобыз для оркестра, написаны масштабные произведения для инструментов.
Во время учебы в консерватории Ыкылас под влиянием таких педагогов, как Айтжан Токтаганов и Жамагат Темиргалиев, обучался на отделении известного дирижера Шамгона Кажгалиева, получив две специальности: «Дирижер казахского национального оркестра» и «Домбрист». Кроме того, в классе Кенжебека Кумисбекова он освоил аранжировку музыкальных произведений для оркестра, став настоящим ее мастером.
Перкуссионист Максат Жусупали был одним из ярких участников «Адырны». Его история началась с неожиданной встречи с Узбекали Жанибековым в ресторане гостиницы «Отырар» в 1985 году. Тогда Максат был барабанщиком в эстрадном ансамбле и поклонником Майкла Джексона. После этой встречи жизнь Максата Жусупали, первого барабанщика Алматы, кардинально изменилась. Он увлечено занялся казахским фольклором и мастерски освоил несколько инструментов, начав с домбры.
Переехав в столицу, Максат подал документы в музыкальное училище имени П. Чайковского. В тот год там впервые открылось отделение ударных инструментов, и он стал одним из первых студентов этого направления. После окончания училища продолжил обучение в Казахской национальной консерватории, где попал в класс Жамагата Темиргалиева. Этот умный и мудрый педагог дал Максату не только профессиональные знания, но и важные жизненные уроки.
С середины 1980-х годов возрождение и новая эра казахских ударных инструментов неразрывно связаны с именем Максата Жусупали. Он записал и аранжировал народные композиции для оркестра, исполнявшиеся ансамблями «Сазген» и «Адырна». Партии на ударных в этих произведениях исполнял сам Максат - не просто музыкант, а настоящий инструменталист-художник.
Особое место в казахской фольклорной музыке занимает дауылпаз - инструмент, который придает произведениям плотный ритм, динамику и высокий эмоциональный накал. При постепенном нарастании звука (крещендо) дауылпаз и дабыл усиливаются и достигают кульминации, как резвый скакун, включающийся в победную гонку.
В репертуаре ансамбля «Адырна» произведение «Бозжорғаның бөгелек қағуы» выделяется использованием сақпана, в то время как в композиции «Ел айрылған» доминирует звучание дауылпаза и дабыла. Постановки хореографа Ольги Голушкевич «Құсбеги-дауылпаз» и «Кылышпен би» сопровождаются исключительно ударными инструментами, что подчеркивает их динамику.
Максат Жусупали стал настоящим мастером, виртуозом своего дела. Сегодня есть все основания утверждать, что он - один из тех, кто заново открыл древние казахские ударные инструменты, сделав их актуальными и востребованными. С юности влюбленный в музыку, он сумел добиться того, чтобы они возродились и вновь заняли свое место в аутентичном саунде казахского фольклора. Его можно назвать настоящим художником звука, достигшим вершин сакрального искусства, наставником молодежи.
В 1990-х Максат Жусупали открывал фестиваль «Голос Азии» композицией «Алқа котан», участвовал в фолк-рок-группе «Роксонаки», работал над музыкой к фильму «Кочевники».
Его вклад в возрождение забытых инструментов огромен. Не зря его называют настоящим мэтром древней музыкальной традиции.
Ансамбль «Адырна» прошел большой путь - от идеи У. Жанибекова до признания на международных сценах. Сегодняшний коллектив продолжает традиции предшественников, оставаясь хранителем казахского культурного наследия. Благодаря усилиям таких деятелей, как Болат Сарыбаев, Узбекали Жанибеков, Кабиден Туякаев, и артистов Ыкыласа Нургалиева, Избаскана Мухитова, Максата Жусупали, ансамбль «Адырна» стал важной частью музыкальной истории Казахстана.
И пусть их музыка звучит еще долго - во славу родной земли и во имя искусства.
Фатима ЕРЖАНОВА, Талгарский район