Торжество любви над злом
Театр
На сцене областного драматического театра имени Бикен Римовой прошел
спектакль «Ромео и Джульетта»
В нем использован перевод Абиша Кекилбаева. Постановка осовременена находками известного режиссера-постановщика из Алматы Айдына Сахамана. Кстати, десять лет назад режиссер работал в нашем театре актером. И сегодняшняя встреча с молодыми одаренными артистами нашей труппы стала для него, как он говорит, подарком судьбы.
Критика не всегда благосклонно встречает постановки, изменяющие почти всю основную линию пьесы. И это понятно – ведь нарушается чистота классики, которая, по идее, должна сохраняться. Что происходит в нашем случае? Думается, не стоит особенно переживать по поводу появления новой сюжетной линии. В ней говорится об увлечении молодежи средневекового итальянского города Вероны ... наркотиками. И заправляет этим делом (кстати, мы были свидетелями) аптекарь-владелец таинственной лавки по продаже разнообразной травки (артист – Муса Ажибеков), он дает взятку главе города – герцогу Эскалу (артист – Ерлик Калибек).
Поднятая в спектакле злободневная тема помогает расставить некоторые точки над «i». Вражду между двумя почтенными семействами Капулетти (главу играет Максат Акжолов) и Монтекки в исполнении Азата Базаркельды постоянно поджигает Тибальт (артист – Ганидолла Онлабай) вместе с не менее воинственно-ершистым Меркуцио (артист – Шалкар Мукен). Но их бесконечные стычки, можно сказать, рождаются в дыму наркотического зелья. И сама петушистая молодь становится жертвой увлечения «травкой». А корень зла при этом продолжает цвести пышным цветом, унося все новых молодых людей в мир иной.
В постановке затронута не менее актуальная тема воспитания детей. Благодаря явно проступающей в поведении леди Капулетти (артистка – Гульмайра Тлеукабылкызы) ревности к Кормилице (артистка - Сандугаш Мунайтпасова), проводящей с ее дочерью больше времени, чем она сама, можно сказать: родители в этих благородных семействах очень далеки от своих наследников. Играя мать Джульетты, актриса Г. Тлеукабылкызы сумела донести до зрителя спесивую надменность своей героини, которая так легко разъединяет всех, в том числе детей и родителей.
Часть зрителей, как и мои соседки по креслу, даже в трагическом финале спектакля увидела победу влюбленных из Вероны: ведь они не предали своей любви и навеки завершили противоречия двух семейств. Увидев примирение Монтекки и Капулетти, мнение других кто-то выразил горькой репликой из зала: «Поздно, господа!», и мы увидели слезы на глазах многих зрителей. Значит, равнодушных не было.
Бесспорные удачи спектакля – роли Кормилицы в исполнении актрисы Сандугаш Мунайтпасовой и аптекаря (артист - Муса Ажибеков). Если Кормилица в буффонадной манере успевает всех нас развеселить, вызвать сочувствие, то у аптекаря все наоборот. Все с огромным вниманием следили за его безмолвным, но таким красноречивым поведением, которое завершилось почти демоническим смехом с презрительной фразой. Зритель видел в нем не просто продавца наркотиков, а саму смерть, коварную и беспощадную. Поистине, нет маленьких ролей, а есть большие артисты, к которым принадлежит Муса Ажибеков. Мы верим и артисту Данияру Асетулы, исполнившему роль монаха Лоренцо.
В спектакле очень дорога особенность, присущая хорошей игре актеров. Когда на глазах зрителей происходит духовный рост их героев. Это особенно заметно у Ромео (артист – Еркебулан Айдымбаев) и Джульетты (артистка – Айгерим Бекболатова). Вот перед нами наивный мальчик Ромео, «придумавший» себе любовь к неприступной красавице Розалине. И какое же преображение происходит с ним, когда он встречает на балу Джульетту. Словно удар молнии, сердце пронзает настоящая любовь. Артисту удается показать, как его герой взрослеет душой, и уже настоящим мужчиной встречает смерть. Такое дорогого стоит.
Не менее важные метаморфозы происходят и с Джульеттой. Из наивной девочки рождается красивая девушка, а затем прекрасная женщина, не предавшая свою любовь. Замечательно, что исполнительница роли сумела найти тот единственно верный баланс оттенков и красок, который сделал ее игру особенно убедительной.
Очень хорошо, что спектакль затронул сердца, а «суицидальный» финал вызвал у молодежи желание подумать над смыслом жизни. Это было видно на встрече со зрителями, где был задан философский вопрос: «В наше время, когда мы почти ежедневно слышим об уходе из жизни по «собственному желанию», суицид стал считаться чуть ли не обычным, но оттого еще более страшным явлением. Так в чем мы, молодые, должны искать самую глубинную причину смерти таких прекрасных людей, как Ромео и Джульетта? Можно ли было их спасти?».
К счастью, ответ на него есть. Его дает в своей книге «Проектируем счастливую семью» писатель, профессор Анатолий Некрасов: «Обычно стремятся соединиться в семью для того, чтобы наиболее сильно любить друг друга, чтобы сконцентрировать друг на друге всю силу любви. А семья создается для того, чтобы любить всех. И практически все идут по первому тупиковому пути при создании семьи, замкнувшись друг на друге. Происходит отделение от мира, и в этом случае, чем сильнее они проявляют друг к другу любовь, тем сильнее идет противодействие мира по их отделению и тем больше возникает проблем в этой семье. Яркий классический пример такой ситуации – любовь и смерть Ромео и Джульетты. Раскрытие безусловной любви ко всем – это реализация принципа «мы все любим друг друга». К этому мы сознательно или неосознанно стремимся – в этом и заключается смысл прихода в этот разделенный мир».
Ребята встретили высказывание одного из самых интересных мыслителей нашего времени аплодисментами. И нам подумалось: подобные встречи очень нужны. Именно здесь зрители пытаются разгадать сверхзадачу спектакля, научиться понимать быстротекущее время...
Слова большой благодарности заслужила главный художник театра Карлыгаш Шалабаева. Ее прекрасное оформление сцены привнесло в спектакль ту доминанту, которая сделала весь ход действия очень зримым и понятным сердцу. Минимализм в предметах вместе с видом цветущей Вероны, представшей перед нами с высоты птичьего полета, придает, как и прозвучавшая на финальном поклоне всех действующих лиц мелодия, всему действу абсолютную законченность.
Ольга Кременцова.