Суровое свидетельство истории
Фильм «Джут» был снят уроженцем Алматинской области режиссером Жандосом Еспенбетовым на киностудии «Казахфильм» по сценарию Ардак Желиспаевой. Съемки кинокартины проходили в Райымбекском районе и на побережье Капшагайского водохранилища в Алматинской области.
Эта жесткая, аскетичная кинолента посвящена национальной трагедии казахского народа – джуту 1931-1932 годов в Казахстане, искусственно устроенному большевиками во главе с Исаем Голощекиным, следствием которого стали смерть 3 миллионов казахов и миграция еще 1 миллиона человек в Китай, Монголию, Иран и Афганистан.
Выжженная земля, полуразрушенные дома, худые люди с затравленными взглядами обреченных – в Казахстане полным ходом идет коллективизация. Апофеоз ее – плакат «Все хлеборобы на воскресник – сдачу излишков хлеба государству». Под плакатом – труп умершего аульчанина. А у столба, на солнцепеке, умирает Айзере (Асем Иманбаева), чей муж, осужденный за несдачу хлеба, бежал, а жену сделали ответчицей. Уважаемая народом Мариям-апа (Гайникамал Байгушкарова) пытается напоить обреченную водой, но прибывший на грузовике районный оперуполномоченный (Нурлан Абилов) ногой выбивает из ее рук бадейку с живительной влагой. Изругав местного представителя власти – чоновца Патшу (Виталий Куприянов) за пассивное отношение к «врагам народа», смерть в кожанке, выстрелив для острастки в воздух из нагана, уезжает, а женщина умирает.
Все эти жизненные трагедии мало касаются главного героя фильма, девятилетнего Бегимбека (Нурлан Махсетулы). Но однажды ночью семья бая, в которой растет этот смышленый мальчуган, тайком покинет обреченный аул, отдав фамильные драгоценности продажному Патше в обмен на свободу. Так начинается путь смерти ради жизни.
Их пятеро, этих беглецов в никуда: без лошади (реквизировала Советская власть), без еды (жалкий мешочек сухарей, худеющий с каждым днем), но с отчаянным желанием выбраться из объятий смерти. Бегимбек, его отец Кожагельды (Дархан Сулейменов), его мать Жаныл, жена Кожагельды (Аида Жантлеуова), бабушка Марьям-апа и родственник Манабай-ага (Ерболат Тогузаков). Крупные планы героев (оператор Еркин Сатенов) говорят больше, чем их немногочисленные диалоги. Дорога, по которой они идут, выматывает все силы. Но больше, чем боль физическая, мучает души людей увиденное: мертвые путники посреди степи, брошенные юрты, полные трупов, которых обгладывают одичавшие домашние собаки-людоеды. Хмурые встречные путники с безумным блеском голодных глаз – и рука невольно тянется к винтовке... Однажды на степном привале отец чуть не убил сына, обнаружив практически пустой мешочек: хитрый Бегимбек тайком таскал сухари и ел их. И если бы не заступничество Манабая, лежать бы мальчишке с пулей в голове. Но катарсис пошел ему впрок: когда путники трогаются в дорогу, Бегимбек тайком засовывает обратно в мешок горсть украденных сухарей...
Фильм Жандоса Еспенбетова не несет никакой назидательной нагрузки – он сделан как суровое свидетельство страшной трагедии, подорвавшей генофонд казахской нации, чей отголосок мы чувствуем и поныне.
Андрей Черненко