В Алматы проходит выставка британского медиа-арта
С 20 сентября по 20 октября в Алматы, в галерее «Артмекен» проходит выставка медиа-арта от современных британских художников OLD WORLD ORDER / NEW WORLD ORDERS («Старый миропорядок / Новые миропорядки) . Работы представлены из коллекции British Council и международного арт-агентства LUX.
Выставка, полностью состоящая из произведений видеоарта, достаточно редкое явление в Казахстане. Этому есть довольно много объяснений: отсутствие в стране музея современного искусства, недостаток специального оборудования для демонстрации видео и его коммерческой непопулярности в частных галереях, не очень большое количество местных художников, занимающихся этим видом искусства. В результате упомянутых причин существует еще одно важное их последствие – посетители выставок, привыкшие созерцать статичные изображения.
Выставка же видеоарта требует несколько иных подходов к его созерцанию и пониманию. Еще более усложняет задачу рассмотрения искусством видеоарта вмешательство куратора, который выстраивает из подборки коротких фильмов свое собственное пространство, призванное усилить главную идею выставки, придать ей большую выразительность.
Экспозиция OLD WORLD ORDER / NEW WORLD ORDERS («Старый миропорядок / Новые миропорядки) именно такова. Мало того, что куратор выставки из Великобритании Тендай Джон Мутамбу в буквальном смысле выстраивает «серую зону» – именно как область ненормативного в пространстве галереи. Он также прибегает к неравномерному наполнению мониторов видеоработами - тяжелая, почти часовая подборка фильмов фланкируется двумя отдельными трехминутными видеоинсталляциями. Таким образом, выставка представляет собой сложное, многомерное, многоголосое, критическое и противоречивое пространство, в котором репрезентируются рассуждения современных британских художников о европейской и национальной идентичности, интернационализме, истории рас и культур, локализме и глобализме.
Первая экспонируемая работа авторства Айо Акингбаде Tower XYZ (Башня XYZ) (2016 г.) – это лиричный фильм, снятый на 16-мм пленку. В этой своеобразной оде о проблемах и прелестях городской жизни три цветные девушки ходят по улицам Лондона, а женский голос за кадром повествует о том, как город стремительно меняется, все более и более усиливая свою идею как центра деловой и культурной жизни. Тихо играет мелодичная музыка, но периодически повторяемая фраза «давайте избавимся от гетто» звучит как пожелание будущего для себя и своего поколения.
Вторая видеоинсталляция – работа Оньеки Игве Sung (Спето) (2018 г.) – это видеоинсталляция, состоящая из повторяющегося видео в формате HD. Здесь демонстрируются патриотические песни, которые футбольные фанаты поют на стадионах, с измененным текстом и мелодиями, такие как Angels Робби Уильямса, Freed from Desire певицы GALA и My Achy Breaky Heart Билли Рэя Сайруса. В работе показано, как национализм проникает в спортивную субкультуру на примере политизации популярной музыки.
Четыре видеоработы, скомпонованные в отдельный блок, представляют собой последовательно демонстрируемые фильмы следующих авторов:
Работа художницы Каллум Хилл Crowtrap (Ловушка для ворон) (2018 г.) повествует о политических разногласиях и конфликте, с которым приходится столкнуться человеку или обществу при попытке установить контакт с прошлым. Изображениями исторических личностей, событий и объектов (от фрагментов Берлинской стены до акта вандализма Мэри Ричардсон, когда она повредила картину «Венера с зеркалом»), Хилл говорит о политической обстановке в современной Великобритании и ее намерении выйти из Евросоюза – переломном моменте в истории, который характеризуется серьезной напряженностью и огромными противоречиями.
В фильме Розалинд Нашашиби The States of Things (Состояние вещей) (2000 г.) материал, отснятый на крупнозернистой 16-мм кинопленке, показывает рынок, где среди вороха одежды снуют пожилые женщины и несколько мужчин. Они заняты выбором вещей и не обращают внимания на камеру. Пленка кажется старой и выцветшей, как ветхий кусок ткани. В качестве музыкального сопровождения использована печальная любовная песня Hali Fi Hawaha Agab в исполнении египетской певицы Ум Кальсум, записанная в 1920-х годах. Фильм Нашашиби воспроизводит ранние документальные съемки базаров, сделанные в межвоенный период, но на самом деле он был снят на распродаже, организованной Армией Спасения в Глазго. На всем протяжении фильма этот факт не раскрывается, и зрителю предстоит самому догадаться о времени и месте съемки.
Первым совместным проектом кинематографиста Люка Фаулера и известного звукорежиссера Криса Уотсона под названием ENCEINDRE (2018 г.) стало киноисследование двух городов-крепостей XVI века: Бервика на северо-востоке Англии и Памплоны в области Наварра на севере Испании. Фильм исследует психологическое и социальное значение того, что значит жить в городе, который известен своими историческими защитными стенами и укреплениями. Через звуковые решения и искусную операторскую работу ENCEINDRE предлагает по-новому взглянуть на эти древние, но почти не тронутые временем гражданские сооружения.
Работа Another Decade (Другое десятилетие) (2018 г.) соединяет архивные съемки с современным кино- и видеоматериалом, чтобы оживить дебаты на тему культуры из 1990-х годов. Морган Куэйнтенс рассказывает альтернативную историю 1990-х и показывает это десятилетие более политизированным, с большей конфронтацией, в сравнении с тем, как оно преподносилось в традиционной медиа-идеологии. Фильм Куэйнтенса основан на высказываниях художников и культурных продюсеров, включая участников мероприятия A New Internationalism Symposium (Новый симпозиум по интернационализму), организованного в 1994 году в Британской галерее Тейт (в то время Галерея Тейт), из которых он делает вывод об отсутствии серьезных социальных, культурных и институциональных изменений в Соединенном Королевстве за все эти годы.
Таким образом, эта выставка очень требовательна к зрителю, она заставляет думать и анализировать ситуации, не только описанные художниками и куратором, но и проецировать ее размышления на собственное общество и страну. Здесь нет чистеньких выводов и резюме, нет определенности и указаний. Выводы и ощущения оставлены исключительно на волю зрителя, который не декларативно, а на самом деле становится ее сотворцом и соавтором.
Валерия Ибраева,
казахстанская кураторка выставки.