Вторник, 17 Июня 2025

Транспарентность и подотчетность государства — основа нового Бюджетного кодекса

Транспарентность и подотчетность государства — основа нового Бюджетного кодекса

В соответствии с поручением Главы государства Касым-Жомарта Токаева Правительством разработан проект нового Бюджетного кодекса. Проект документа на заседании Комитета Мажилиса по финансам и бюджету презентовал вице-министр национальной экономики Азамат Амрин.

Новый Бюджетный кодекс отвечает всем запросам общества и государства, способствует реализации определенного Президентом курса бережливой и ответственной бюджетной политики и позволит в оперативном режиме отвечать на вызовы времени.

Это важный финансовый документ, устанавливающий основные положения, принципы и механизмы функционирования бюджетной системы, формирования и использования средств и финансового обеспечения задач государства.

Документ имеет свою историю развития и совершенствования. Так, первый Бюджетный кодекс в Казахстане был принят в 2004 году для кодификации разрозненно действующего законодательства. Впервые были систематизированы вопросы межбюджетных отношений, что стало значимым достижением в становлении всей системы.

В 2008 году принят второй кодекс. С учетом перехода на трехлетний бюджет и госпланирования он был больше нацелен на результат. Документ стал новым этапом в реформировании системы.

Разработку в 2023 году нового Бюджетного кодекса, продиктованную необходимостью пересмотра действующей системы с учетом реалий времени (вызовы мировой политики, новый экономический курс, реформы), можно назвать исторически важным событием для Казахстана.

Процесс работы над проектом нового Бюджетного кодекса был сложным и трудоемким, так как требовал всестороннего анализа, изучения лучших практик мирового опыта. В целях обеспечения соответствия международным требованиям и моделирования бюджетных процессов были приглашены эксперты МВФ. Новеллы многократно обсуждались с общественностью и с самими участниками бюджетного процесса.

Проанализирован ряд документов, а именно: предыдущие Концепции (2007 и 2013 гг.), на которых был основан действующий кодекс, рекомендации международных организаций (ОЭСР, Всемирный банк, МВФ), результаты страновых обзоров налогово-бюджетной политики, а также Высшей аудиторской палаты.

В основу проекта нового Бюджетного кодекса легла принятая ранее Концепция по управлению госфинансами до 2030 года. Она предопределила необходимость расширения поля регулирования и смещения фокуса бюджетной политики от утвержденных и уточненных параметров до расширения основ консолидации всех государственных финансов.

Правительству предстояло решить пять основных задач:

  • построение крепкого фундамента налогово-бюджетной политики;
  • мобилизация ненефтяных доходов за счет обеспечения подотчетности налоговой базы и согласованности с новым Налоговым кодексом;
  • повышение эффективности планирования и использования бюджетных средств за счет усиления бюджета, ориентированного на результат и новых инструментов управления;
  • обеспечение подотчетности участников бюджетного процесса и в целом Правительства при принятии управленческих решений;
  • обеспечение согласованности с положениями проводимых реформ (совершенствование системы государственного планирования; административная реформа по децентрализации государственного управления).

Все задачи реализованы в документе, соблюден принцип преемственности с действующей системой. Сохранены процедуры и механизмы, имеющие наилучшую практику за годы существования бюджетной системы Казахстана. Расширено поле регулирования Бюджетного кодекса, включены положения по управлению госфинансами. Они станут основой для анализа всех финансовых потоков госсектора и выработки эффективных решений налогово-бюджетной политики.

С учетом особенностей национальной системы госуправления внедрен блочный бюджет, который позволит упростить и оптимизировать ряд процедуры. Обеспечен переход от индикативного на полноценное трехлетнее планирование бюджета, где основная базовая часть расходов (порядка 60% от общего объема) устанавливается на 3 года и ежегодно не пересматривается.

Это решит вопросы с преемственностью и исполнением ранее принятых обязательств, а также обеспечит стабильность при бюджетном планировании. Для оптимизации данного процесса внедрен новый документ в виде запроса, объединяющий заявки и программы.

В основу новой бюджетной политики Казахстана легли транспарентность и подотчетность государства, в том числе и квазигосударственного сектора, перед общественностью путем повышения прозрачности процесса.

Расширен и перечень документации, подлежащей публикации в СМИ, совершенствуются процедуры обсуждения проекта бюджета, в том числе и с населением.

Primeminister.kz

Другие новости

Контроль за строительством и ирригацией

Контроль за строительством и ирригацией

Вопросы законности строительства, рационального во...

  14.06.2025   281
В приоритете – забота о здоровье

В приоритете – забота о здоровье

Накануне Дня медицинского работника вице-министр з...

  13.06.2025   378
Село, живущее в ногу со временем

Село, живущее в ногу со временем

Село Шамалган Карасайского района - одно из тех, г...

  13.06.2025   335
Французская Assystem разработала для Казахстана методологию выбора лидера международного консорциума для строительства АЭС

Французская Assystem разработала для Казахстана методологию выбора лидера международного консорциума для строительства АЭС

Assystem, одна из ведущих мировых независимых комп...

  13.06.2025   339
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2025. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.