Евгений Ермаков: «Начать строить АЭС в Казахстане нужно было еще 10 лет назад»
Во многих встречах с населением и трудовыми коллективами Карасайского района, в том числе проводимых членами Республиканского народного штаба по поддержке строительства атомной электростанции (АЭС), принимал активное участие заместитель генерального директора РГП «Институт ядерной физики» Министерства энергетики Республики Казахстан, кандидат физико-математических наук Евгений Ермаков. Он поддерживает строительство АЭС и считает, что его нужно было начать еще 10 лет назад, когда говорили о прогнозах по дефициту электроэнергии. Уже сейчас ее фактический дефицит составляет более 1,5 ГВт. С каждым годом ситуация по снижению энергетической безопасности нашей страны будет только усугубляться. Значит, строительство АЭС жизненно необходимо.
По мнению эксперта, один из плюсов такого шага заключается в том, что АЭС является стабильным и бесперебойным источником энергии, не зависящим от погодных условий. Тогда как эффективность работы солнечных или ветряных электростанций достаточно низкая. У ветряных она составляет 20%, солнечных – 35%. Это объясняется тем, что они напрямую зависят от климатических особенностей регионов.
– Такие возобновляемые источники энергии (ВИЭ) нельзя рассматривать в качестве стабильных, – поясняет Евгений Леонидович. – Они никогда не обеспечат энергетическую безопасность страны. Поэтому во всем мире их используют в качестве дополнительных источников энергии. А вот эффективность работы АЭС составляет 90% и более. Это уже стабильная энергетика. Опять же, средний срок эксплуатации солнечных батарей составляет около 15 лет, тогда как минимальный срок эксплуатации АЭС – 60 лет. Кроме того, АЭС экономичны, поскольку средняя стоимость 1 кВт/ч составляет 6-8 центов, то есть 30-40 тенге. Если же говорить о равнозначных параметрах эксплуатации, стоимость строительства АЭС гораздо ниже, чем солнечной или ветряной станции.
Как считает эксперт, поскольку при работе АЭС отсутствуют выбросы вредных веществ в окружающую среду, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) рассматривает ее как «зеленую энергетику». Вместе с тем существуют технологии по переработке отработанного ядерного топлива, из которого в результате изготавливают новое топливо для АЭС. А вот при работе угольной станции в атмосферу выбрасывается большое количество диоксида серы, оксида азота, двуокиси углерода, тяжелых металлов и радиоактивных веществ.
– Технологии по обращению с радиоактивными отходами хорошо развиты и применяются достаточно давно, – отмечает Евгений Ермаков. – Тем более что их образуется небольшое количество. А вот что делать с отходами от эксплуатации солнечных батарей, пока неизвестно. В Европе их скопилось уже несколько миллионов тонн! Еще одним плюсом строительства атомной станции станет импульс к развитию научно-исследовательских работ и технологий в этом направлении. Сейчас мы занимаем лидирующие позиции по запасам и добыче урана, производим топливо для китайских АЭС. Логическим завершением в этом направлении будет производство топлива и тепловыделяющих элементов для собственной атомной станции. Кроме того, можно развивать технологии по переработке отработанного ядерного топлива.
Говоря о безопасности, эксперт уточняет, что в Казахстане планируется построить АЭС на базе водо-водяного атомного реактора 3-го поколения с двухконтурной системой (ВВР), который является самым безопасным.
Евгений Леонидович также напомнил, что в мире эксплуатируется более 400 атомных реакторов, более половины из которых – двухконтурные реакторы типа ВВР. И ни на одном из них никогда не происходило аварий.
– Реакторы в Чернобыле и Фукусиме относятся к другим типам, – комментирует ученый. – В Чернобыле - это канальный реактор большой мощности, а в Фукусиме – одноконтурный кипящий реактор. Поэтому двухконтурный ВВР для Казахстана – это правильный выбор.Наверное, многие не знают, что в 20-ти километрах от Алматы, в нашем Институте ядерной физики, уже 57 лет эксплуатируется исследовательский атомный реактор типа ВВР мощностью 6 мВт. И за все это время не было ни одной аварии. Сам я работаю в этом институте 25 лет. На протяжении 17 лет занимался контролем и обследованием самого реактора и трубопроводов первого контура реактора. До этого на протяжении семи лет трудился в исследовательской лаборатории, проводил эксперименты на нашем реакторе и исследовал радиоактивные образцы. Поверьте, в атомной энергии нет ничего страшного! Важно только соблюдать ядерную и радиационную безопасность. Наш реактор - также типа ВВР. Можно сказать, что это уменьшенная копия АЭС, которую планируют построить в Казахстане. Да, конечно, мощность гораздо меньше, температура и давление другие, но физический принцип работы, ядерная, радиационная и физическая безопасность самого реактора абсолютно одинаковы.
Евгений Леонидович также сказал, что возможности атомных станций используют более чем в 30 странах мира, в том числе в США, Канаде, Франции, Японии, России, Корее, Китае, ОАЭ и др. В то же время в 15 странах продолжается их строительство. Это свидетельствует о том, что АЭС являются важной частью энергетической мировой системы, и значит, в использовании атомной энергии нет ничего страшного.
По словам эксперта, параллельно также будет решаться вопрос обеспечения атомной энергетики необходимыми кадрами, в том числе на базе Института ядерной физики (ИЯФ), где уже многие годы успешно функционирует исследовательский реактор ВВР-К. Молодые казахстанские специалисты, проходящие обучение в местных вузах, приобретают практические навыки именно на этом реакторе. Как подчеркивает ученый, органы управления ВВР-К и промышленного реактора АЭС схожи, что позволяет организовать полноценную подготовку инженеров-ядерщиков на базе ИЯФ.
– К слову сказать, их подготовка ведется на протяжении последних 20 лет, что также создает благоприятные условия для развития в нашей стране атомной энергетики, – уточняет Евгений Леонидович. – Между Институтом ядерной физики и ведущими вузами страны подписаны соглашения о подготовке таких специалистов по ядерной и физической безопасности, радиационной защите и другим направлениям. Поскольку продолжительность строительства АЭС составит 10-12 лет, за это время их будет подготовлено достаточное количество.
Эксперт также пояснил, что Министерством энергетики РК утвержден план по увеличению энергомощностей Казахстана. К 2035 году необходимо будет ввести 26 гигаватт новой мощности. Это не значит, что через 10 лет эти 26 гигаватт будут сразу введены. Процесс предстоит поэтапный. Энергетические объекты будут вводиться постепенно, шаг за шагом, до окончания строительства АЭС. На саму же атомную станцию будет приходиться около 10% от новых мощностей.
– Таким образом, строительство АЭС экономично, безопасно, необходимо, – резюмирует Евгений Ермаков. – Это изменит энергобаланс страны. АЭС – это не только наша энергетическая независимость, но также развитие новых высоких технологий и инфраструктуры в целом. Казахстан должен развиваться и идти вперед.
Танзиля МУХТАРОВА, Карасайский район