Этим Языком говорит История
Судьба государственного языка, который должен занять свое достойное место в обществе сегодня, зависит от каждого из нас, от нашего отношения к нему.
История и культура, связь языка и государственности – вот основные темы беседы с нашим коллегой, кандидатом исторических наук, доцентом военной науки, членом Союза журналистов РК Хосаем Абраимовым. Долгое время мой собеседник работал на ответственных должностях в Министерстве обороны РК, отвечая за патриотическое воспитание молодых солдат и офицеров. Среди должностей, которые занимал полковник Абраимов, – заместитель начальника Военного научного центра министра обороны, временно исполняющий обязанности заместителя командующего Южного военного округа, заместитель начальника Национального университета обороны РК. Уже будучи на пенсии, Хосай Касымович трудится проректором Юридической академии имени Д. А. Кунаева (ныне Евразийская академия имени Д. А. Кунаева).
Наш герой сегодня ассоциированный профессор, доцент Жетысуского университета имени И. Жансугурова. Поэтому неудивительно, что разговор о судьбе казахского языка плавно перетек в русло национальной истории.
Вместо
предисловия
Все мы со школьной скамьи знаем, русский язык велик и могуч. В сознании прочно засела фраза: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин». Мы гордились языком Пушкина, Лермонтова. В то же время наш родной казахский язык находился на задворках. Доходило до того, что городские казахи стеснялись говорить на своем языке. Казахская литература, история Казахстана изучались в школе тонюсенькими книжечками несерьезного формата. А русская литература изучалась серьезно, делилась на периоды, века. Свой язык мы изучали по остаточному принципу...
Бабушка часто рассказывала о великих казахских батырах, акынах. Читала стихи Абая, Жамбыла, Кабан жырау. Детское воображение захватывали эпосы, предания про битвы с джунгарами... А ум поражали сочность языка, яркость образов, четкость слогов, чеканность рифм. Мы зримо, как наяву, представляли поля сражений, героический облик предков, сказочность и масштабность эпохи. Тогда же пришло понятие о величии моего народа, о богатстве казахского народа.
- У меня нет задачи и даже мысли противопоставлять языки, нации, - утверждает Хосай Абраимов. - История сама со временем расставит все по местам, определит, кто чего достоин, и даст беспристрастную оценку всему и вся. Мне просто хочется выразить свое отношение к незаслуженно отодвинутому, даже немного приниженному родному языку. Богатство казахского языка явственно чувствуешь, читая поистине бессмертные стихи великого Абая.
В поисках истоков
- Хосай Касымович, Вы разделяете точку зрения о том, что Казахстан – молодое государство? Объясните нашим читателям, выражаясь словами Бориса Пастернака, «кто мы и откуда».
- Почему-то мы привыкли к тому, что наша история, письменность, да и вообще сами казахи - молоды. И даже руководители государства говорят, что нам всего 30 лет. Но фактически нашему государству более двух тысяч лет. Такое утверждение не голословно, а подтверждается неоспоримыми фактами. Например, археологические раскопки показывают, что областному городу Таразу более двух тысяч лет. Еще тысячу лет назад здесь были ирригационные сооружения, существовали порядка 45 бань.
Оппоненты могут сказать, что в то время не было юридически оформленного государства. Если принять во внимание такие рассуждения, все равно нашей Отчизне никак не 30, а более 500 лет. Ведь еще в 1465 году в урочище реки Шу, на территории нынешней Жамбылской области, на всенародном курултае представители более ста родов и племен провозгласили создание Казахского ханства. Это государственное образование занимало немалую часть территории Евразии. К слову, на территории как первого Казахского ханства, так и современного Казахстана могло разместиться до пяти таких крупных государств, как Франция.
- Так насколько же древними являются наша история и культура?
- Этот экскурс в прошлое сделан с целью воссоздать правдивую картину становления нашего государства. Истоки казахского народа уходят корнями в эпоху великого полководца Шынгысхана. История не имеет сослагательного наклонения! Даже по книгам Яна, Калашникова мы видим, что в войсках Потрясателя Вселенной воевали предки казахов. И не просто воевали, а занимали ключевые позиции. В книгах «Жестокий век», «Чингисхан» ярко описывается полководческий талант главного из нойонов - Субудея. Сейчас ученые высказывают предположение, что Субудей – выходец из рода жалаиров (правильное произношение Супатай). Более того, мать Чингисхана зовут Оулен, а первую и главную жену Темуджина - Борте. И обе они из рода коныратов, жили на территории нынешнего Жезказгана. Там и сейчас живут коныраты. Самого Потрясателя Вселенной при рождении нарекли именем Темуджин (Тамиршин). Сыновей звали Жошы, Угедей, Шагатай, Толу. Есть ли такие имена у монголов? Нет. А у казахов с небольшими изменениями и сегодня нарекают Жошы, Тамиршин, Шагатай.
Кроме того, возникает вопрос: почему, на каком основании, опираясь на какие факты, писатели Калашников и Ян нарекли завоевателей половины Вселенной монголами? Мы предполагаем и история в какой-то мере подтверждает, что это были наши предки – будущие казахи.
- Но ведь сам Шынгысхан был монголом, а не казахом?
- А где подтверждение тому, что Шынгысхан был монголом? Где потомки великих воинов? Где их богатства? Монголия сегодня – это небольшое государство, и нет там никаких следов былого величия. Другое дело – Казахстан. Некоторые современные ученые в своих научных трудах делают выводы, что первое Казахское государство образовалось в 1206 году, когда четыре крупных казахских рода: кияты, найманы, кереиты и меркиты объединились и на всенародном собрании – курултае, проведенном в долине реки Орхон, на территории современной Монгольской Народной Республики провозгласили своим верховным руководителем Темиршина, дав ему имя Шынгысхан.
Каждый волен соглашаться или нет с такими выводами, но доподлинно известно, что письменным сведениям о казахах более тысячи лет. Дабы не быть голословным, приведу в пример всемирно известный источник. Так, величественному, красивому героическому эпосу «Алпамыс» больше тысячи лет. Следовательно, тогда уже жили казахи. И более того, у нас уже тогда была письменность.
Ведь, в соответствии с логикой, разве можно создать величайшее литературное произведение, не имея письменности? Как можно создавать и передавать столь значимые факты из жизни казахов, не имея письма, языка? Историю казахов и казахского государства необходимо рассматривать, как непрерывный процесс.
В 1223 году в местечке Коспа (Жамбылская область) на высшем собрании – курултае Шынгысхан разделил свою огромную империю между четырьмя сыновьями от первой жены-коныратки Борте. Старшему сыну Жошы достался удел от Иртыша до Волги и далее все территории к западу. Ему также достались земли на юге, где проживали казахи. Уже на этом основании можем говорить, что это было первое Казахское государство со своим населением и языком. Оно было создано за два с лишним столетия до ханства Керея и Жанибека.
- Но ведь далеко не все ученые разделяют подобную точку зрения?
- Вы правы. Другие считают началом Казахского ханства период распада Улуса Жошы – Золотой Орды. Не суть важно: на весах истории – это всего лишь мгновение. Дело в другом. С точки зрения европейцев, начало государство берет с территории и названия. Но у кочевых народов границы и названия имели второстепенное значение. Первичным всегда признавался состав кочевых родов, образовавших само государство.
Здесь немаловажное значение имеет период распада Улуса Жошы. Однозначно, Казахское государство считается правопреемником Золотой Орды. Ведь в результате ее распада были образованы ханства: Крымское, Казанское, Астраханское и Ногайская Орда, а также Казахское ханство. Мы его называем Казахским, так как в его состав входили все казахские роды. Они составляли 90 процентов всего населения государства и имели намного большую территорию, чем остальные части. Государства кочевников часто меняли названия, но главными и определяющими являлись неизменность национального состава, постоянство родов, его составляющих, которые-то и определяли основу государства.
В состав Казахского ханства вошли многочисленные и воинственные роды: кияты, найманы, кипчаки, алшыны, аргыны, кереиты, коныраты, дулаты, албаны, суаны, уйсуни, шапырашты, уаки, ошакты, ысты и другие. Они же составляли основу войска Улуса Жошы. И чье же это государство, если не казахское, и какой же это язык, если не казахский?!
- Как же нам сохранить наше наследие сегодня?
- Более ста разных этнических групп дружно строят наше процветающее государство, и недаром уже после развала СССР республику назвали оазисом мира и согласия. После перестройки по всему СНГ заполыхали военные конфликты. Пролилась кровь в Прибалтике, на Кавказе, даже в соседней Киргизии. И только у нас, в Казахстане, к счастью, сохранились мир и благоденствие.
Недра нашей матушки-земли таят неисчислимые богатства: золото, медь, уран, цинк, свинец, марганец, считай, всю таблицу Менделеева. Наши великие предки оставили нам огромные и поистине неисчерпаемые богатства. Вообще, нам повезло с предками. Казахи перенесли невиданные невзгоды. Через наши степи шли полчища Аттилы, Шынгысхана, джунгар. Была готова в любой момент ворваться армия Китая. Алчными глазами всматривались англичане...
Великая степь родила Великих героев. Как сказочная птица Феникс, казахи с гордо поднятой головой вновь и вновь возрождались и становились еще сильнее. В каждый период истории выявлялись новые национальные герои, умнейшие руководители. Мы по праву гордимся основателями и защитниками Отечества, такими как ханы Касым, Хакназар, Тауке, Абулхаир, Абылай, Кенесары, герои-батыры Кабанбай, Богенбай, Райымбек, Карасай, Наурызбай, Исатай и Махамбет, генерал Жангир Букейханов и поручик Шокан Уалиханов, хан Кенесары Касымов, вожди народа Амангельды Иманов и Алиби Джангильдин, генерал армии Сагадат Нурмагамбетов и полковник Бауыржан Момышулы.
Исторические источники показывают, что неслучайно Казахское ханство было гегемоном в Центральной Азии, заставляя соседей уважать и считаться с его военной мощью и искусными полководцами. Казахи всегда были умелыми и мужественными воинами, способными стойко переносить тяготы и лишения походного быта, неделями находясь в седлах боевых коней.
Великие наши предки-кочевники любили свободу, их нельзя было подкупить, их нельзя было запугать, ибо всегда они могли укрыться от врага в бесконечных просторах своей необъятной страны и внезапно вернуться и покарать всех, кто посягнул на их любимую Родину. Нельзя объять необъятное. Невозможно повернуть вспять колесо истории. Нам выпало жить в насыщенное до предела, масштабное время. Почти каждое событие носит исторический, глобальный характер.
Как известно, дерево без корней падает, а без прошлого нет настоящего. И действительно, ведь Казахстан не возник на ровном месте, сам по себе. Давайте мысленно перенесемся в глубь веков и увидим кипчакские степи, суровых воинов на горячих скакунах. Наши предки создавали военное искусство, побеждали персов, римлян, джунгар. Нам есть с кого брать пример, есть на кого равняться. На протяжении веков они успешно защищали свою землю, соединяли народы, покоряли пространство и время.
- Если все же вернуться к вопросу сохранения и обогащения казахского языка?
- История Казахстана с древнейших времен до наших дней стала важным стимулом патриотического воспитания новых поколений казахстанцев. В связи с этим к истории народа в целом, его языку в частности, возник острый общественный интерес. В периодической литературе, газетах и журналах, художественной литературе появляется все больше трудов по различным периодам развития казахского языка. Мы с гордостью можем говорить, что казахский язык велик и могуч, и учить детей гордиться им. И принять меры, чтобы он стал родным для всех казахстанцев.
Быстролетно время. Всего лишь тридцать лет назад, осенью 1990 года, наш народ провозгласил государственный суверенитет, а через год, в 1991-м,
Конституционным Законом Республика Казахстан объявила всему миру о своей государственной независимости. Таким образом стала реальной многовековая мечта народа: мы стали суверенным независимым государством со своим языком - сочным, богатым и красивым.
Мурат ТУГАНБАЕВ