Пятница, 22 Ноября 2024

Игорь Вовнянко: «Мой прекрасный Казахстан»

Игорь Вовнянко: «Мой прекрасный Казахстан»

В этом году общественность отмечает 80-летие Игоря Александровича   Вовнянко - известнейшего кинодеятеля Казахстана. Министерство культуры и спорта РК, Государственный музей искусств имени Абылхана Кастеева и Союз кинематографистов Казахстана в рамках памятных мероприятий открыли выставку фотокартин «Мой Казахстан».

На открытии выставки, которая продлится до 28 июля текущего года, выступили близкие друзья Игоря Александровича - Народный артист СССР, Герой труда Казахстана Асанали Ашимов и заслуженный деятель Казахстана, глава Союза кинематографистов Казахстана Ермек Турсунов. 
Его стаж в казахском кинематографе составил более 60 лет. Игорь Вовнянко снял десятки художественных кинокартин, создал серию документальных киноповествований, которые по праву вошли в золотой фонд казахского кино: художественные фильмы «Необычный день», «Горизонты», «Эй вы, ковбои!», «Однажды и на всю жизнь», «Год дракона», несколько телефильмов - «Чемпион», «Дыня», «Чокан Валиханов» и другие. Он был сценаристом и режиссером документальных фильмов «Кумшагалская история», «Австрийские встречи», «Тенгиз», режиссером художественного фильма «Урановый тайфун». Есть в его фильмографии особый фильм «Господи, помилуй души заблудших». Помимо этого, Игорь Вовнянко накопил уникальный объем фотоматериалов о родной стране, создав антологию этно-архитектурной и ландшафтной культуры Казахстана.
Любому фотографу-казахстанцу повезло с поиском пейзажей в нашей стране, ведь в Казахстане представлены практически все климатические зоны, кроме тропиков и субтропиков. На его обширной территории много следов древних культур. Игорь Вовнянко хорошо это знал. Он запечатлевал смену эпох и времен года, шедевры архитектуры - от старины до современной урбанистики. Он, как исследователь, изучал и воспроизводил в фотографии изображения древних петроглифов, песок и каменные каньоны, озера, реки, заснеженные горы и рощи - в буйстве осенних красок. Он насыщал каждое фото той своей уникальной составляющей, которой обладала только его личность. Он обладал собственным непов- торимым почерком, фотообаянием. Умел заразить любовью к Казахстану тех, кто приходил к нему на выставки в других странах. Фотовыставка «Мой Казахстан» 10 лет назад с успехом прошла в Астане, Алматы, Талдыкоргане и Париже (Франция). И сегодня казахстанскому зрителю вновь представлена возможность познакомиться с широкой палитрой этно-архитектурной и ландшафтной культуры Казахстана. 
Игорь Александрович Вовнянко родился 14 июля 1942 года в Алма-Ате. В 1968 году он окончил операторский факультет ВГИКа. Мама Игоря Александровича была очень известным в Казахстане врачом, профессором, впервые в республике сделала пункцию спинного мозга. А папа - родом из Украины, учился в Москве, приехал в Алма-Ату поднимать пищевую промышленность.
Юношей Игорь занимался гимнастикой, мечтал о цирковой карьере. Как-то отец подарил ему диапроектор, купленный в Москве, а потом фотоаппарат. С этой мальчишеской любви к диапозитивам и началось увлечение фотографией. Это стало причиной того, что Игорь, окончив восьмой класс, пошел в вечернюю школу, а также устроился разнорабочим на киностудию «Казахфильм». Он вспоминал этот период с юмором: «Тележки возил, реквизит таскал, за водкой бегал для мэтров казахского кино». Подростка заметил Шакен Кенжетаевич Айманов. Мэтр отечественного кино называл его на казахский манер - Жагор. Айманов дал ему наставление: учиться искусству кино. Игорь воспринял совет, как руководство к действию, поехал поступать во ВГИК и попал туда только с третьей попытки, но зато на курс маститого кинооператора, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Бориса Волчека. Игорь стал одним из лучших на курсе. Дипломную работу защищал на Куйбышевской киностудии, а потом ему предложили работу на «Мосфильме». И все-таки Жагор принял решение вернуться в Казахстан - хотел работать на Родине.
Так началась его творческая и жизненная биография. Поездка в Ленинград, где снималась картина «Чокан Валиханов» - это было серьезной «пробой пера» для Игоря Вовнянко. За эту работу вся постановочная группа получила Госпремию КазССР. Потом были съемки на Сахалине первой его самостоятельной режиссерской работы «Маньчжурский вариант» - знаменитой трилогии о разведчике Чадьярове («Конец атамана», «Транссибирский экспресс»). 
Распад Советского Союза Игорь Александрович переживал тяжело. Раньше его картины выходили динамично - одна за другой, а в 1990-х годах это процесс почти остановился. Игорь Александрович перестроился на коммерческие рельсы, одним из первых создав частную студию - «Кадр». Но это не помогло выйти на прежний уровень. В 1996 году вместе с коллегами-кинематографистами он совершает автокиномарафон в честь 100-летия кино. Нашел спонсоров, купил пять старых автомобилей, и команда выехала из Алматы - через Среднюю Азию, Закавказье, Турцию, Европу - в Париж. Конечная цель - небольшое кафе в одном из домов французской столицы. Как известно, здесь в 1895 году впервые в истории человечества братья Люмьер продемонстрировали свои движущиеся картинки, навсегда изменив мир. 
Когда делегация из Казахстана шла по городу с цветами, а потом возложила их к памятной табличке, французы недоумевали: неведомые казахстанцы-кинематографисты здесь, в Париже, отмечали 100-летие кинематографа! Сумели привлечь внимание Папы Римского Павла II. Благодаря Послу РК в Италии Олжасу Сулейменову он принял Игоря Вовнянко и его ближайших коллег. И в честь их пребывания в Италии начал свою проповедь на русском языке: «Я приветствую кинематографистов Казахстана, которые находятся сейчас в Риме с важной миссией!». Это был момент, когда Игорь Вовнянко с земляками мог гордиться своей родиной.
Игорь Александрович планировал снять фильм «SOS», киноверсию собственной пьесы «Апат». В Театре драмы имени Ауэзова этот спектакль, повествующий об экологической катастрофе Арала и живущих в регионе людях, шел восемь сезонов подряд. Рекорд для пьесы на современную тему! Главной его мечтой было снять фильм о Томирис. Еще в 2001 году Игорь Вовнянко получил Гран-при на конкурсе Министерства культуры за свой сценарий о сакской царице. 
Сегодня его сын Александр известен, как успешный кинопродюсер, не только в Казахстане. Он работал над экшн-фильмом Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор» и драмой Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой». А фильмы «Келин», «Шал», «Кенже», снятые совместно с Ермеком Турсуновым, вошли в сокровищницу современного казахстанского кино. Картина «Келин» к слову, вошла в шорт-лист премии «Оскар». А сын Андрей работает в пиар-сфере, но кино тоже всегда присутствует в сфере его интересов.
За время своей кинематографической деятельности Игорь Вовнянко снял, как оператор-постановщик, режиссер-постановщик и автор сценария, более 30 кинокартин. Театральные пьесы Вовнянко много лет с успехом шли на сцене ведущих казахских театров страны. Более 10 лет он возглавлял Союз кинематографистов Казахстана. Лауреат Государственной премии Казахстана - за свою операторскую работу в картине «Легендарный Чокан» (1985 г.), Заслуженный деятель Казахстана (1998 г.), лауреат независимой премии «Тарлан» (2006 г.), лауреат литературной премии имени Домбровского (2007 г.).

Галя Галкина, 
г. Алматы.

Другие новости

Творческий уголок Мастера

Творческий уголок Мастера

В школе-лицее №1 села Узынагаш Жамбылского района...

  18.11.2024   404
У нее – сотни учеников

У нее – сотни учеников

В многонациональном селе Каргалы (пос. Фабричный)...

  11.11.2024   1022
Непреходящая любовь к родной земле

Непреходящая любовь к родной земле

Бесагашский сельский округ, расположенный в северн...

  08.11.2024   967
Верность  профессии

Верность профессии

Одним из ветеранов налоговой службы Карасайского р...

  08.11.2024   772
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.