Игорь Вовнянко: «Мой прекрасный Казахстан»
В этом году общественность отмечает 80-летие Игоря Александровича Вовнянко - известнейшего кинодеятеля Казахстана. Министерство культуры и спорта РК, Государственный музей искусств имени Абылхана Кастеева и Союз кинематографистов Казахстана в рамках памятных мероприятий открыли выставку фотокартин «Мой Казахстан».
На открытии выставки, которая продлится до 28 июля текущего года, выступили близкие друзья Игоря Александровича - Народный артист СССР, Герой труда Казахстана Асанали Ашимов и заслуженный деятель Казахстана, глава Союза кинематографистов Казахстана Ермек Турсунов.
Его стаж в казахском кинематографе составил более 60 лет. Игорь Вовнянко снял десятки художественных кинокартин, создал серию документальных киноповествований, которые по праву вошли в золотой фонд казахского кино: художественные фильмы «Необычный день», «Горизонты», «Эй вы, ковбои!», «Однажды и на всю жизнь», «Год дракона», несколько телефильмов - «Чемпион», «Дыня», «Чокан Валиханов» и другие. Он был сценаристом и режиссером документальных фильмов «Кумшагалская история», «Австрийские встречи», «Тенгиз», режиссером художественного фильма «Урановый тайфун». Есть в его фильмографии особый фильм «Господи, помилуй души заблудших». Помимо этого, Игорь Вовнянко накопил уникальный объем фотоматериалов о родной стране, создав антологию этно-архитектурной и ландшафтной культуры Казахстана.
Любому фотографу-казахстанцу повезло с поиском пейзажей в нашей стране, ведь в Казахстане представлены практически все климатические зоны, кроме тропиков и субтропиков. На его обширной территории много следов древних культур. Игорь Вовнянко хорошо это знал. Он запечатлевал смену эпох и времен года, шедевры архитектуры - от старины до современной урбанистики. Он, как исследователь, изучал и воспроизводил в фотографии изображения древних петроглифов, песок и каменные каньоны, озера, реки, заснеженные горы и рощи - в буйстве осенних красок. Он насыщал каждое фото той своей уникальной составляющей, которой обладала только его личность. Он обладал собственным непов- торимым почерком, фотообаянием. Умел заразить любовью к Казахстану тех, кто приходил к нему на выставки в других странах. Фотовыставка «Мой Казахстан» 10 лет назад с успехом прошла в Астане, Алматы, Талдыкоргане и Париже (Франция). И сегодня казахстанскому зрителю вновь представлена возможность познакомиться с широкой палитрой этно-архитектурной и ландшафтной культуры Казахстана.
Игорь Александрович Вовнянко родился 14 июля 1942 года в Алма-Ате. В 1968 году он окончил операторский факультет ВГИКа. Мама Игоря Александровича была очень известным в Казахстане врачом, профессором, впервые в республике сделала пункцию спинного мозга. А папа - родом из Украины, учился в Москве, приехал в Алма-Ату поднимать пищевую промышленность.
Юношей Игорь занимался гимнастикой, мечтал о цирковой карьере. Как-то отец подарил ему диапроектор, купленный в Москве, а потом фотоаппарат. С этой мальчишеской любви к диапозитивам и началось увлечение фотографией. Это стало причиной того, что Игорь, окончив восьмой класс, пошел в вечернюю школу, а также устроился разнорабочим на киностудию «Казахфильм». Он вспоминал этот период с юмором: «Тележки возил, реквизит таскал, за водкой бегал для мэтров казахского кино». Подростка заметил Шакен Кенжетаевич Айманов. Мэтр отечественного кино называл его на казахский манер - Жагор. Айманов дал ему наставление: учиться искусству кино. Игорь воспринял совет, как руководство к действию, поехал поступать во ВГИК и попал туда только с третьей попытки, но зато на курс маститого кинооператора, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Бориса Волчека. Игорь стал одним из лучших на курсе. Дипломную работу защищал на Куйбышевской киностудии, а потом ему предложили работу на «Мосфильме». И все-таки Жагор принял решение вернуться в Казахстан - хотел работать на Родине.
Так началась его творческая и жизненная биография. Поездка в Ленинград, где снималась картина «Чокан Валиханов» - это было серьезной «пробой пера» для Игоря Вовнянко. За эту работу вся постановочная группа получила Госпремию КазССР. Потом были съемки на Сахалине первой его самостоятельной режиссерской работы «Маньчжурский вариант» - знаменитой трилогии о разведчике Чадьярове («Конец атамана», «Транссибирский экспресс»).
Распад Советского Союза Игорь Александрович переживал тяжело. Раньше его картины выходили динамично - одна за другой, а в 1990-х годах это процесс почти остановился. Игорь Александрович перестроился на коммерческие рельсы, одним из первых создав частную студию - «Кадр». Но это не помогло выйти на прежний уровень. В 1996 году вместе с коллегами-кинематографистами он совершает автокиномарафон в честь 100-летия кино. Нашел спонсоров, купил пять старых автомобилей, и команда выехала из Алматы - через Среднюю Азию, Закавказье, Турцию, Европу - в Париж. Конечная цель - небольшое кафе в одном из домов французской столицы. Как известно, здесь в 1895 году впервые в истории человечества братья Люмьер продемонстрировали свои движущиеся картинки, навсегда изменив мир.
Когда делегация из Казахстана шла по городу с цветами, а потом возложила их к памятной табличке, французы недоумевали: неведомые казахстанцы-кинематографисты здесь, в Париже, отмечали 100-летие кинематографа! Сумели привлечь внимание Папы Римского Павла II. Благодаря Послу РК в Италии Олжасу Сулейменову он принял Игоря Вовнянко и его ближайших коллег. И в честь их пребывания в Италии начал свою проповедь на русском языке: «Я приветствую кинематографистов Казахстана, которые находятся сейчас в Риме с важной миссией!». Это был момент, когда Игорь Вовнянко с земляками мог гордиться своей родиной.
Игорь Александрович планировал снять фильм «SOS», киноверсию собственной пьесы «Апат». В Театре драмы имени Ауэзова этот спектакль, повествующий об экологической катастрофе Арала и живущих в регионе людях, шел восемь сезонов подряд. Рекорд для пьесы на современную тему! Главной его мечтой было снять фильм о Томирис. Еще в 2001 году Игорь Вовнянко получил Гран-при на конкурсе Министерства культуры за свой сценарий о сакской царице.
Сегодня его сын Александр известен, как успешный кинопродюсер, не только в Казахстане. Он работал над экшн-фильмом Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор» и драмой Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой». А фильмы «Келин», «Шал», «Кенже», снятые совместно с Ермеком Турсуновым, вошли в сокровищницу современного казахстанского кино. Картина «Келин» к слову, вошла в шорт-лист премии «Оскар». А сын Андрей работает в пиар-сфере, но кино тоже всегда присутствует в сфере его интересов.
За время своей кинематографической деятельности Игорь Вовнянко снял, как оператор-постановщик, режиссер-постановщик и автор сценария, более 30 кинокартин. Театральные пьесы Вовнянко много лет с успехом шли на сцене ведущих казахских театров страны. Более 10 лет он возглавлял Союз кинематографистов Казахстана. Лауреат Государственной премии Казахстана - за свою операторскую работу в картине «Легендарный Чокан» (1985 г.), Заслуженный деятель Казахстана (1998 г.), лауреат независимой премии «Тарлан» (2006 г.), лауреат литературной премии имени Домбровского (2007 г.).
Галя Галкина,
г. Алматы.