«Летаем ночью, как днем!»
Профессионал
Нынешний год – юбилейный для отдельной пограничной авиаэскадрильи ПС КНБ РК, дислоцированной в городе Ушарале Алакольского района. 26 сентября исполняется ровно 40 лет со дня ее образования. С момента своего создания и по сей день Ушаральская авиа-
эскадрилья отвечает за авиационное обеспечение четырех пограничных отрядов на участке Государственной границы протяженностью более 1300 км. За все время своего существования экипажи эскадрильи совершили свыше 60000 часов налета, из них на суверенный Казахстан приходится более 8000 часов.
В истории части немало славных страниц. В период с 1981 по 1989 годы, находясь в войсковой группировке в ДРА, все летные экипажи Ушаральской авиаэскадрильи выполняли полеты по оказанию интернациональной помощи народу Афганистана, совершив 12879 боевых вылетов с общим налетом 11470 часов. Вертолетчики эскадрильи неоднократно проявляли мужество и героизм при проведении боевых операций в провинциях Зардев, Бахаран, Ивдан, Вархад, Джарм, Вердудж, Каромунджан, выпустив 25799 неуправляемых ракет и сбросив 707 авиационных бомб разного калибра. Было десантировано, перевезено и эвакуировано 34698 человек. К слову, эскадрилья является единственной (!) авиационной частью на всем постсоветском пространстве, которая прошла всю Афганскую войну без боевых потерь.
В ноябре 1991 года экипаж части в составе майора Н. Керукова, капитана А. Варламова, старшего лейтенанта А. Пашняка доставил на встречу с избирателями города Абая кандидата в президенты РК Нурсултана Абишевича Назарбаева. При этом, экипаж получил высокую оценку со стороны руководства Республики Казахстан. И сегодня часть является лучшей в составе ПС КНБ РК, выполняя задачи по охране Государственной границы на восточных рубежах страны.
Наш рассказ о пилоте - инструкторе, заместителе командира части по летной подготовке, подполковнике Викторе Трубине. Он из семьи потомственных военных летчиков, имеет допуск на пилотирование всех существующих модификаций вертолета Ми-8, один из первых в пограничной авиации, в совершенстве освоивший технику пилотирования вертолета в сложных погодных условиях в ночное время с использованием автономного шлема с очками ночного видения американского производства. При этом, летает не только сам, но и за короткое время (менее года) подготовивший пять экипажей части по практическому применению современной системы ночного видения. Что сказать? Пилот, как говорится, «от Бога», имеющий за плечами более 20 лет безупречной службы.
Судьба алматинца Виктора Трубина, можно сказать, типична для каждого летчика. После окончания школы он решил поступать в летное училище. Но казахстанское Актюбинское только что становилось «на крыло», без российского гражданства дорога в училища соседней страны была «заказана», и лишь Украина еще готовила пилотов со всех государств бывшего СССР. Вот здесь, в Кременчугском летном училище гражданской авиации наш герой и постигал азы летного мастерства. Пилотировал Ми-2, затем пересел на Ми-8. И по окончании вернулся в Казахстан.
- В январе 1998 года меня призвали в ряды Пограничной службы, - вспоминает Виктор Владимирович. - Начинал службу в в/ч 22767 поселка Бурундай (ныне в/ч 2177) в звании младшего лейтенанта командиром учебного взвода. Затем стал летчиком-штурманом, командиром экипажа, заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи и т.д. И вот с 2017 года - заместитель командира отдельной Ушаральской пограничной эскадрильи. Важным событием в своей жизни считаю командировку в США. Первый раз в штате Техас, городе Эль Пасо на учебной базе Форт-Блисс я прошел курс обучения, как пилот, по использованию современной системы ночного видения, адаптированной к нашим вертолетам Ми-8. Если для нас это было в новинку, то мой американский инструктор имел налет только с ними более чем 2500 часов. В боевых условиях Ирака и Афганистана. Через год я прошел еще один курс там же, но уже как пилот-инструктор.
Что дает эта система? Наш участок границы –Джунгарский Алатау и Тарбагатай - один из самых сложных для дневных полетов, не говоря уже о ночных. Теперь картина иная. Очки ночного видения позволяют обеспечивать взлет, посадку и другие операции, включая и боевое применение авиационного вооружения, которые являются одним из сложных элементов подготовки летного состава. Очки ночного видения, жестко прикрепленные к одной точке специального шлема, дают возможность периферийно наблюдать органы управления винтокрылой машины и внекабинное воздушное пространство, тем самым значительно расширяя возможность применения вертолета ночью плюс эффект скрытности. Был случай, когда мы с воздуха помогли задержать нарушителей Государственной границы, а также сорвать несколько планируемых ими переходов. Теперь они боятся нас и ночью. Ведь мы летаем, как днем.
Первым, как и полагается, наш герой обучил применению системы ночного видения экипаж командира части, подполковника Айбека Оразбайева. Командир должен показывать пример. Он и показывает. В целом же, все экипажи части не только прошли курс обучения, но и получили специальное оборудование и готовы в любую минуту, в любых условиях выполнить поставленную задачу. Ну, а сам подполковник Виктор Трубин уже перешагнул рубеж в 300 часов полетов только с системой ночного видения.
Так что, участок Государственной границы на востоке прикрыт надежно. Как с земли, так и с воздуха.
Василий Воробьев,
Алакольский район.