Пятница, 22 Ноября 2024

Круг общения Жамбыла в селе Каргалы

Круг общения Жамбыла в селе Каргалы

Время и люди

Сейчас трудно поверить, но многие десятилетия мой родной Фабричный (ныне - с.Каргалы) был одним из промышленных, религиозных и культурных центров не только Жетысу, но и всего Казахстана. Здесь была открыта в 1886 году волостным правителем СатомНиязбекулы старейшая мечеть, которая функционирует до сих пор. В 1910 году верненским купцом Сергеем Шахворостовым была построена первая фабрика Казахстана – некогда знаменитый Каргалинский суконный комбинат. У нас одними из первых в области были открыты школа и больница. По воспоминаниям старожилов к нам еще до революции неоднократно приезжали губернаторы Туркестанского края и Семиреченской области, а в советские годы – все первые руководители республики. Я сам присутствовал на встречах, когда у нас гостили Д.А.Кунаев и Н.А. Назарбаев. Я не случайно обо всем этом напомнил, чтобы показать роль Фабричного в истории республики. Отсюда были родом многие выдающиеся сыны и дочери нашего народа.

Земли, где ныне расположен поселок, издавна принадлежали двум казахским родам. На восточном (правом) берегу реки Каргалы кочевал многочисленный род жаныс, который принадлежал к племени дулат. Левым (западным) берегом владел род айкым из племени шапрашты.
Род айкым был в близком родстве со своими соплеменниками из рода екей, представителем которого был Жамбыл Жабаев. Я далек от трайбализма, но решил об этом рассказать, чтобы показать, что и мой поселок был не чужим для великого акына. По родовым преданиям, Екей и Айкым были родными братьями. Когда они остались сиротами, старший брат  Екей  во всем помогал Айкыму, чтобы он не чувствовал горечи от потери родителей.  Расстояние между родовым аулом акына (ныне - с. Жамбыл) и моим родным поселком не более 25 километров. Конечно, еще в детстве Жамбыл часто бывал в гостях в селах Каргалы и Майбулак.  (На современной территории с. Каргалы (Фабричный) еще в 1950-х годах располагались три населенных пункта: поселок Фабричный (рядом с комбинатом), села Каргалы и Майбулак – И. И.).
Все о чем сегодня расскажу, я часто в детстве слышал из уст своего отца Абдыкадыра-кари и его друзей. Абдыкадыр познакомился и сблизился с акыном, когда Жамбылу было 88 лет. Акын был в том возрасте, когда ушли из жизни большая часть его ровесников и друзей. Наверное, тогда у акына было чувство одиночества. Рассказать о каргалинских сородичах, знакомых Жамбыла в его молодые годы, разумеется, я не смогу, но кое-что о тех моих земляках, кто общался с жырау в последние его жизни попытаюсь.
Но в начале я расскажу о Сате Ниязбеке улы (1855-1922), с ним был знаком Жамбыл, общался, несколько раз он упоминал его в своих произведениях, айтысах. Кто же был этот человек? Сат был неординарным человеком: приказом генерал-губернатора Семиреченской области от 15 июня 1891 года впервые был утвержден правителем Джайлмышской (Каргалинской) волости. Трижды после этого он вновь избирался волостным в родном краю. Он принадлежал к роду жаныс племени дулат. В детстве получил хорошее образование в медресе, неплохо знал и русский язык. Сат в конце XIX - начале XX века был одним из самых влиятельных казахских старейшин в Жетысу. Хочу напомнить, что под его руководством были собраны средства на строительство одной из первых мечетей в Казахстане. Собирали всем миром: большую часть взносов вносили представители родов жаныс и айкым. У моих земляков в те годы почти не было в наличии денег, поэтому они вносили свой взнос скотом, позже овцы и лошади реализовывались на рынке, а полученные рубли вносили в фонд строительства мечети. Волостной правитель дважды посещал Петербург, а в 1913 году С. Ниязбекулы был приглашен на празднование 300-летнего юбилея Дома Романовых. По данным, которые собрал известный краевед Усенбай Тастанбеков, Сат в 1916 году  материально поддержал своего соплеменника Бекболата Ашекеева во время национал-освободительного движения, был арестован и несколько месяцев провел в заключении. Знаменитый старейшина похоронен в селе Каргалы - на холме недалеко от мечети. Ныне одна из центральных улиц у нас носит имя Сата Ниязбекулы.
С кем еще общался из каргалинцев в молодости Жамбыл? Очевидно, со многими, но имена большой части  из них уже утеряны. Я могу с уверенностью назвать лишь супругов Жамилю и Буйрекбая из рода айкым. Об этих людях вспоминали мой отец Абдыкадыр-кари и внук акына – Алимкул Жамбылов. По рассказам отца, он в одно время по настоянию акына даже жил в их доме. Жамиля апай с молодости была дружна с акыном. Она была неплохо образована, являлась членом партии, в 1930-1940-е годы была директором КНИИЖ (ныне - КНИИО им. Мынбаева). Жамиля апай прожила большую жизнь ушла из жизни в 1967 году, когда ей было почти 100 лет. Буйрекбай ата с молодости работал сапожником. Хочу подчеркнуть, что в те далекие годы это была одна из самых престижных профессий.
У меня были добрые отношения с семьей Махмутовых: я работал в одной школе с Райхан Сапабековной - прекрасной учительницей, награжденной высокими государственными наградами. В Казахстане многие слышали о Бекете Махмутове, известном общественном деятеле и спортсмене, возглавлявшем многие годы федерацию бокса РК. Думаю, что невозможно представить историю нашего поселка без них. Во главе этого семейства стоял легендарный педагог Сапабек Махмутов, погибший на фронте в самом начале войны. Сапабек ага в конце 1930-х годов работал заведующим Жамбылским РОНО, но в 1940 году перешел на работу в Каргалинскую СШ, где преподавал русский язык и литературу, являлся завучем. По рассказам детей учителя, Жамбыла и С. Махмутова связывали теплые отношения, они ездили в гости друг другу, вместе проводили время на жайлау.
Мой учитель, Герой Социалистического труда Кудыс Абсаметов, возглавлявший многие годы Каргалинскую СШ №1, будучи учеником, часто бывал в родовом ауле акына, где организовывались встречи с Жамбылом. Жырау пел свои песни, рассказывал о своих айтысах  с другими акынами. Эти рассказы педагог запомнил на всю жизнь.
Среди моих земляков старшего поколения особым уважением пользовался Малсак Накысбекулы, который ушел из жизни в середине 1960-х годов, прожив почти 100 лет. Буйные воды нашей родной реки Каргалы неслись с гор, от нее отвели канал. На берегу канала еще во времена С. Шахворостова  построили водяную мельницу. Мельником был Малсак ата. По рассказам отца, у акына были особые отношения с Малсаком. Еще с дореволюционных времен они тесно общались: ездили друг к другу в гости. Внук Малсака ата, Бейсен Базилжанов, недавно мне рассказал: «Если акын приезжал в наше село, то обычно заезжал к деду. В нашей семье до сих пор вспоминают один приезд Жамбыла к нам в гости. Он посетил наш дом в 1934 году, до того, как к акыну пришла оглушительная слава. Приехал он на сером осле. Ездить на ишаке в те годы было очень почетно, ведь их почти не осталось после страшного голода начала 1930-х годов, да и престарелому акыну было легче садиться на осла, чем на лошадь. Очень тепло встретил дед великого акына, почти вся ночь прошла в задушевной беседе. На следующий день Малсак проводил уважаемого гостя, надев на него шапан и подарив мешок муки. Этот подарок был бесценным в те голодные годы! Приезжал к нам Жамбыл в гости и со своим учеником - акыном, нашим сородичем Умбеталы Карибаевым».
После всемирной славы, которая пришла к Жамбылу после его участия в Декаде казахской литературы и искусства в Москве в 1936 году, акына уже официально стали приглашать в поселок, на комбинат. Обычно он приезжал на автомобиле, изредка на лошади. Часто в поселок приезжали руководители Казахской ССР, гости из Москвы, в этих случаях их вместе с администрацией фабрики, руководством района встречал и Жамбыл. Об этом старожилы вспоминают до сих пор. Когда в 1938 году Кастекский район переименовали в Жамбылский, самой красивой улице поселка дали имя великого акына (я об этом уже рассказывал). Частым гостем Жамбыл был и у учеников Каргалинской СШ, расположенной на улице Жамбыла, недалеко от старой проходной комбината. Здание, построенное в 1926 году, было первым типовым школьным зданием в Жамбылском районе на 120 ученических мест. По тем временам это было очень роскошное строение. Директорами школы в конце 1930-х и в военные годы были Петр Жигалов, Семен Хорошилов, Ривгад Хабибуллин, Бахыт Торбеков, Сагындык Оспанов и Койшугул Буранкулов.
Я до сих пор общаюсь с детьми Сагындыка Оспанова и Койшугула Буранкулова.
Сын С. Оспанова, Бахыт Сагындыкович, известный государственный и общественный деятель и дипломат, мне поведал: «Отец мой первым среди учителей Жамбылского района был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Высокую награду он получил из рук М. Калинина в Кремле. Его связывали теплые отношения с Жамбылом. Мама вспоминала, что после его возвращения из Москвы наш дом специально посетил акын, чтобы поздравить отца с государственной наградой.
Ежегодно во время поездки акына в горы на жайлау или возвращения оттуда, Ж. Жабаев останавливался у нас. Проводили, конечно, встречи акына и с учениками нашей школы».
В течение нескольких поколений дружат семьи Буранкуловых и Иминовых. Еще в детстве я слышал от прекрасной учительницы истории Асии-апай Тугушевой (Буранкуловой), супруги Койшугула Буранкулова, рассказы о приезде Жамбыла в поселок, школу, к ним домой. Асия Дуйсенгалиевна вспоминала: «В 1944-м и в начале 1945 года акын несколько раз посещал нашу школу. Это было трудное голодное время: не хватало учебников, не было тетрадей, ученики писали карандашами меж строк на старых газетах или книгах, но у детей была большая тяга к учебе. Ученики любили акына. Увидев детей он преображался, становился энергичным, много шутил. Для детей, акын был родным человеком. Конечно, он исполнял свои песни, читал стихи, рассказывал о положении на фронте, в тылу.
После встреч мы с супругом приглашали Жамбыла домой. У нас был небогатый дастархан, но акын этого не замечал, всегда был в прекрасном настроении».
В первой половине 1940-х годов у акына сложились доверительные отношения с Али Шагидуллиным, татарином по национальности, работавшим многие годы в школе учителем математики, заместителем директора по учебной и воспитательной работе. Именно он организовывал школьные вечера, посвященные творчеству Ж. Жабаева. Али Хидоятович был прекрасно образован, владел казахским языком как родным.
В годы Великой Отечественной войны Жамбыл чаще стал бывать в поселке. В первую очередь, посещал Каргалинскую суконную фабрику. По воспоминаниям старой прядильщицы Евгении Первых, акыно бходил цеха, разговаривал с рабочими. На фабрике тогда работали, в основном, женщины и подростки, мужчины были на фронте. Беседы акына с тружениками были задушевными. В те годы Жамбылский и Каскеленский (ныне -Карасайский) районы были основными поставщиками шерсти на фабрику. Почти все мясо овец колхозники отправляли в армию, а всю шерсть – в приготовительный цех фабрики. Народ работал под лозунгом: «Все - для фронта, все - для победы».
В январе 1944 года директором суконной фабрики был назначен Ануарбек Джурунов (1914-1980). Почти тридцать лет он возглавлял комбинат и остался в истории Фабричного директором, который много сделал для развития фабрики, улучшения жизни каргалинцев. По воспоминаниям дочери директора Ардак Джуруновой, Жамбыл, являясь депутатом Верховного Совета КазССР, всеми силами помогал Каргалинской суконной фабрике, постоянно поддерживал связь с А. Джуруновым. Даже после кончины акына  А. Джурунов поддерживал отношения с потомками акына, ежегодно весной возил в дом-музей Жамбыла своих детей, где встречался с наследниками жырау.
Хорошо был знаком с Жамбылом Ыстыбай Кеншимулы, он принадлежал к роду жаныс племени дулат, всю жизнь провел в Каргалы, работал мирабом в колхозе. Ыстыбай ата был одним из самых уважаемых аксакалов в селе. Можно было встретить в те далекие годы акына и в гостях у Ы. Кеншимулы.
Многие годы акын общался с Касымбеком Аргынбаевым: он в тяжелые 1930-е годы был председателем колхоза в Майбулаке. Касымбек ата оставил о себе очень хорошую память у нас: спас от неминуемой гибели многих наших земляков во время голода в начале 1930-х годов.
По рассказам моих земляков старшего поколения, Жамбыл общался и с братьями Жекебаем, Кожамкулом и Копбаем Бейсеуовыми. Копбай в 1930-е годы был директором суконной фабрики, он - отец знаменитого композитора Асета Бейсеуова. После гибели Копбая на войне его сына Асета воспитали дяди - Жекебай и Кожамкул.
Встречался акын и с известными каргалинскими лекарями: сыныкшы Сулейменом Турсыновым и Досмаилом-бакшы.
К сожалению, всех людей, с кем общался акын в моем родном поселке, через многие десятилетия  восстановить невозможно.
Я неслучайно написал, что село Каргалы было одним из религиозных центров Казахстана - здесь еще до Октябрьской революции действовала мечеть. Известно, что акын вырос в религиозной семье, до конца своих дней читал пятикратный намаз. Утверждают, что намаз он читал даже в Кремле. После Гражданской войны мечеть в нашем селе была закрыта.
В самом начале 1935 года в селе Политотдел Каскеленского (ныне -Карасайского) района акын познакомится с моим отцом, выпускником Кашгарского медресе Абдыкадыром-кари Иминовым. Жамбыл проникся огромной симпатией к верующему молодому человеку и по-отечески к нему отнесся. Акын пригласил Абдыкадыра в родной Кастекский  (Жамбылский) район. В те годы большая часть священнослужителей была арестована, отправлена в лагеря или в ссылку. Поддержка акына сыграла большую  роль в судьбе юноши. Вскоре Абдыкадыр стал известен в народе, как «мулла Жамбыла».
После начала войны отношение к религии стало меняться. Руководство СССР понимало, что победить фашизм невозможно без поддержки Всевышнего. В эти годы у нас сформировалась группа верующих мусульман, числом около 250 человек. В нее входили, в основном, жители сел Каргалы и Майбулак. Во главе группы стоял мой отец Абдыкадыр-кари. Активистами были Малсак Накысбекулы, Ыстыбай Кеншимулы, Акимжан и Аукуш Жайнакбаевы, Сулеймен Турсынов, Жекебай и Кожамкул Бейсеуовы, аксакалы Аббас, Сыдык, Сембай, Кожахмет, Жунус, Жайлау. Это были люди сильной воли, твердых убеждений, которые в годы сталинских репрессий сохранили великую веру в Аллаха.
Во время приезда в наше село, Жамбыл бывал в семьях этих людей. Конечно, жырау помнил о старой мечети. В 1941-1942 годах Сталин ослабил давление на религию. В это время Жамбыл несколько раз был на приеме у Ж. Шаяхметова и добился, чтобы нашу мечеть вновь открыли. Хочется особо подчеркнуть, что это была первая мусульманская община, официально зарегистрированная на территории Казахстана. Позже прошли регистрацию и мечети Алматы, Семея. На ее открытии был Ж. Жабаев, он совершал здесь жума-намаз, приезжал он и во время айтов. Разумеется, если бы не было акына, не было бы и мечети в Каргалы. Это исторический факт, который мы все должны помнить. Многие годы на всей территории республики действовало всего 7-8 мечетей.
В первой половине 1945 года акын стал чаще болеть. Болезнь обострилась в мае. Жамбыл тогда часто говорил отцу; «Когда я умру, обряд жаназы соверши ты. Об этом я сказал Ж. Шаяхметову, С. Муканову и близким родственникам». 
Великий поэт скончался 22 июня. Мой отец выполнил последнюю волю Жамбыла. Абдыкадыр-кари присутствовал, когда сородичи обмывали тело акына. 25 июня в старом доме акына имам совершил тайно обряд жаназы для Жамбыла. При этом присутствовали Сабит  Муканов, Калкаман Абдыкадыров, Гали Орманов, близкие  родственники...
***
Вот и подошел к концу мой рассказ о людях моего родного села, которые общались с самым знаменитым казахским акыном ХХ века - Жамбылом Жабаевым.
Я считаю, что в селе Каргалы должны установить памятник Жамбылу, а на здании старой школы, где часто бывал акын – мемориальную доску, посвященную великому поэту. 
Исмаилжан Иминов, 
краевед, 
 

Почетный гражданин 
Жамбылского района.

 

 

 

 

 

 

Другие новости

Творческий уголок Мастера

Творческий уголок Мастера

В школе-лицее №1 села Узынагаш Жамбылского района...

  18.11.2024   397
У нее – сотни учеников

У нее – сотни учеников

В многонациональном селе Каргалы (пос. Фабричный)...

  11.11.2024   1006
Непреходящая любовь к родной земле

Непреходящая любовь к родной земле

Бесагашский сельский округ, расположенный в северн...

  08.11.2024   948
Верность  профессии

Верность профессии

Одним из ветеранов налоговой службы Карасайского р...

  08.11.2024   766
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.