Промелькнувший метеор

Достойные сыны народа
Творческую деятельность Ануар Молдабеков начал в Карагандинском областном драматическом театре, на сцене которого им были сыграны роли Еспенбета в «Енлик-Кебек» Мухтара Ауэзова, Жантаса в «Ночных раскатах» Мухтара Ауэзова, Ануара в «Светлой любви» Сабита Муканова. В творческом отчете Карагандинского театра, в связи с его 30-летием в 1964 году в Алма-Ате одним из ярких спектаклей, отмеченных признанием зрителей и критики, стал «Кобланды» Мухтара Ауэзова, где главную роль Кобланды исполнил Ануар Молдабеков. Яркое, самобытное дарование молодого актера было замечено и высоко оценено критикой и его учителем, театральным режиссером Азербайжаном Мамбетовым, который пригласил его в Академический театр драмы имени Мухтара Ауэзова. Так, с сезона 1965 года Ануар Молдабеков начал работать на сцене главного театра республики, где художническая палитра артиста стала еще ярче, богаче и разнообразнее. Им были созданы такие отдаленные друг от друга образы, как Ричард III и Сакен Сейфуллин, Танирберген и Еламан в исторической драме «Кровь и пот» Абдижамила Нурпеисова, десятки самых разнообразных ролей в пьесах русской, зарубежной и национальной классики: Альберт в «Маленьких трагедиях» Александра Пушкина, Петруччио в «Укрощении строптивой» Уильяма Шекспира, Керим в «Абае», Майсалбек в «Материнском поле» Чингиза Айтматова, Байдалы в «Жаяу Мусе», Жантык в «Козы Корпеш – Баян Сулу» Габита Мусрепова, Сергей Чекмарев в «Не забывай меня, солнце», Матвеев в спектакле «Ленин в 1918 году» Михаила Шатрова, Ленин в «Равноденствии» Сакена Жунусова.
В каком бы жанре ни выступал актер, будь то героико-романтическая драма, трагедия или комедия – он всегда был соавтором роли, в каждую свою работу он вносил свое, личностное начало, свое отношение к герою. Эта отличительная особенность творческих исканий с особой силой проявилась в работе над образом Войницкого в спектакле «Дядя Ваня» Антона Чехова, где талант актера раскрылся в полном объеме. Работа была высоко отмечена московскими критиками во время летних гастролей Театра имени Мухтара Ауэзова в Москве в 1982 году.
О большом и разностороннем даровании актера говорят и его киноработы: сыграв на сцене театра в спектакле «Кровь и пот» Танирбергена, в одноименном фильме, поставленном на киностудии «Казахфильм» режиссером Азербайжаном Мамбетовым, Молдабеков виртуозно сыграл роль Еламана. Этой роли и этому фильму предшествовали роли в фильмах «Крылья песни» Азербайжана Мамбетова в 1966 году (дебют актера в кино: за роль акына Мусы Ануар Молдабеков был удостоен Государственной премии Казахской ССР в 1967 году), «Кыз-Жибек» режиссера Султан-Ахмета Ходжикова в 1970 году – роль Шеге, которая сделала Молдабекова, наряду с главными героями легендарного фильма Меруерт Утекешевой, Куманом Тастанбековым и Асанали Ашимовым, еще более популярным. К слову, фильм был удостоен Государственной премии Казахской ССР в 1972 году. В свою очередь, фильм «Там, где горы белые» режиссера Виктора Пусурманова, снятый в 1973 году по повести «Белая аруана» писателя Сатимжана Самбаева, где играл Молдабеков, по идеологическим соображениям был положен «на полку» на долгих 16 лет и вышел в прокат только в 1989 году. К тому времени Ануара Молдабекова уже не было в живых...
В 1976 году Ануару Молдабекову было присвоено звание Народного артиста Казахской ССР. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1985 году Молдабеков должен был сыграть роль Амангельды в одноименном спектакле, задуманном Асанали Ашимовым на сцене Театра имени Мухтара Ауэзова. Никто даже не знал, что у Ануара Молдабекова был сахарный диабет, который незаметно разъедал его организм. Актер «сгорел» в болезни буквально за неделю, умерев 9 августа 1985 года. Ему было всего 47 лет...
Илийский район.