Простое счастье бабушки Ани
Ровесница газеты «Огни Алатау»
Первого сентября свой вековой юбилей отмечает замечательная бабушка – ровесница нашей газеты, жительница села Узынагаш Жамбылского района Анна Назаровна Шестопалова. Многие сельчане помнят ее как бессменную заведующую двух детских садов – «Зорьки» и «Звездочки». Впоследствии «Зорька» стал детсадом №1, а «Звездочка» – №5. У истоков обоих стояла Анна Назаровна.
Честно признаться, подходя к дому №65, что по улице Умирзак акына, ожидала увидеть древнюю старушку, сидящую на постели, обложенную подушками, плохо слышащую, слабовидящую. Думала даже, что, скорее всего, про жизненный путь бабушки будет рассказывать кто-то из ее родственников. Но каково было мое удивление, когда калитку открыла сама Анна Назаровна, которая, как оказалось, довольно энергичная, обладает хорошей памятью и ясным умом. Как уже потом рассказала ее дочь – Наталья Георгиевна, бабушка очень хорошо помнит даже номера телефонов. Если же сама Наталья их забывает, то Анна Назаровна нет-нет да укорит ее: «Ты же еще молодая и не помнишь...». Вот такая вековая супер-бабуля!
Благо, день был теплым, солнечным. И потому беседа наша проходила прямо во дворе – в простоте сердца, за чашечкой чая, в окружении близких ей людей. Так, удалось узнать, что жизненный путь Анны Назаровны начался в селе Мало-Галицкое Бозулукского района Оренбургской области. Был он непростым. Пришлось пережить самые разные испытания – голод 30-ых годов прошлого столетия, войну, послевоенную разруху и, конечно же, потерю близких.
Слово за слово, фрагмент за фрагментом перед нами стала открываться целостная картина жизни бабушки Ани, пережившей немало болезненных утрат. Папа Назар Степанов был инвалидом гражданской войны. Умер он еще в 1926 году. Мама Аксинья тоже рано ушла из жизни – еще в июне 1941 года, за 10 дней до начала Великой Отечественной войны. А в 1944 не стало и старшей сестры – Наденьки, 1914 года рождения. Муж же ее – Петр Лобитко в 1937-1938 годы стал жертвой «ежовщины» – отсидев ни за что, ни про что десять лет, он был направлен в Сибирь, на поселение. И тогда именно ей, Аннушке, еще не замужней, пришлось взять на воспитание двух их дочерей – девятилетнюю Зину и шестилетнюю Зою.
– Если на заре советской власти могли учиться только дети богачей, то с 1925 года стали обязывать обучать грамотности всех подряд, даже детей бедняков, – вспоминает бабушка Аня. – Так впервые был открыт путь к знаниям многим простым ребятишкам, среди которых была и я. В 1933 году, когда мне было 15 лет, спасаясь от голода, наша семья переехала в Туркмению, в город Ашхабад. Там я поступила в педагогический техникум на дошкольное отделение, а по вечерам еще и преподавала на курсах по ликвидации безграмотности, где обучалось взрослое население, которое не умело ни читать, ни писать. Нужно было как-то выживать, кушать, одеваться, потому и пошла на эту работу. Мама же была уже в преклонном возрасте. Проучилась я в этом техникуме три года, а потом была направлена на работу в город Кушку – самую южную точку Советского Союза, граничившую с Афганистаном и Ираном. Выживали же мы на паек – по 400 грамм черного, как уголь, хлеба для тех, кто трудился, и по 200 граммов на иждивенцев. Жили тогда в селе Моргуновка, что в четырех километрах от Кушки. Поскольку хозяйства у учителей не было, председатель колхоза решил выделять каждому педагогу по литру молока в день. Вот такая у нас была школа выживания. Там же, на Кушке, встретила я и своего суженого – Георгия Васильевича Шестопалова, который много лет проработал пограничником. Он взял меня в жены, даже несмотря на то, что со мною вместе жили мои племянницы – Зина с Зоей. Свадьбу сыграли мы 1 января 1946 года, а потом прожили вместе 42 года. Родили троих дочерей. Сейчас у нас пятеро внуков, шестеро правнуков. Но в 68 лет его жизнь оборвалась. Подвели почки... И все это последствия войны, когда во время отступления с западной границы, спасаясь от фашистов, они были вынуждены сидеть в воде, в болоте, и дышать через соломку...
На первых порах Георгий Васильевич служил помощником начальника погранзаставы... Был период, когда он учился в Алма-Атинском погранучилище, эвакуированном в годы войны из Ленинграда. Со временем же его стали назначать начальником застав. Когда он трудился на седьмой заставе, 25 января 1947 года у них родилась старшая дочь – Людмила. В период службы на девятой заставе, 1 января 1949 года, на свет появилась Татьяна, а на 14 заставе, 10 июля 1951 года, – Наталья. Всем детям дали Шестопаловы старшие высшее образование.
С младшенькой – Натальей, а также с зятем Виктором Гавриловичем Кузьминым да с шестилетней правнучкой Полинушкой и коротает свой век Анна Назаровна. Живут дружно, в любви и взаимоуважении, проявляя заботу и внимание. В эти же дни гостит у них и приехавшая из Санкт-Петербурга внучка Светлана со своими сынишками – Богданом и Гошей.
– Нелегко приходилось.... В годы войны, когда всех мужчин забрали на фронт, мы, женщины, вели в школе практически все предметы, – вспоминает бабушка Аня. – Хотя и была я учителем начальных классов, но в пятых, шестых, седьмых классах преподавала историю, географию, естествознание, а в седьмом еще и химию. Удалось нам с мужем увидеть и похороны Сталина. Было это 5 марта 1953 года. Приехав погостить к его сестре Татьяне, жившей в Подмосковье – в городе Подольске, поехали мы в Москву, на экскурсию. В тот день как раз хоронили Иосифа Виссарионовича. Близко нас, конечно же, не подпустили. И потому за всей траурной процессией наблюдали мы издалека. В том же 1953 году, когда мой муж уже в звании капитана по состоянию здоровья был демобилизован, приехали мы в село Чемолган тогда еще Каскеленского района, к его двоюродному брату Александру Шестопалову. Прожили у него три месяца. Оформили мужу пенсию. А потом его пригласили трудиться в село Узынагаш – инспектором по кадрам на машинно-тракторную станцию. Проработал он там 10 лет. На протяжении 20-ти лет лет был также начальником районного штаба гражданской обороны. Всегда старался трудиться на совесть. Это его качество заметили, а фотографию как лучшего начальника штаба ГО по области даже разместили в городе Алма-Ате, на Выставке достижений народного хозяйства Казахской ССР. Сначала жили мы на частной квартире, а потом получили ведомственное жилье. Шестнадцать лет прожила с нами и Анна Ивановна – моя свекровь, которая похоронена здесь же, в селе Узынагаш. Умерла она еще в 1970 году. Хорошие отношения сложились у меня также с моими золовками – Татьяной и Александрой.
Так уж получилось, что первые детские сады в этом селе открывала в свое время бабушка Аня не по зову сердца, а по призыву руководителей районного отдела образования, которые как-то смогли увидеть в ней талант организатора, а еще очень полагались на ее честность и порядочность. Первый детский сад «Зорька» был открыт в 1954 году. Находился он тогда возле стадиона. Это был небольшой домик из четырех комнат. В одной из них была детская, в другой – спальня, в третьей – кухня, а в четвертой – склад. Забора вокруг него не было, а потому паслась тут всякая деревенская живность, гоготали гуси да ходили, словно по проходному двору, люди – туда-сюда.
В марте получила Анна Назаровна задание, а в сентябре садик уже принимал первых своих посетителей. Тогда вместе с нею трудились всего четыре человека, в том числе воспитатель Людмила Малыгина, повар Валентина Соколова и няня, фамилии которой, к сожалению, бабушка уже не помнит. А самыми первыми воспитанниками были 30 ребятишек. Постепенно из фанеры пристроили еще и кухню, сделали ограждение. В садике же стало две группы. Затем было построено типовое здание с теплым туалетом, где удалось разместить уже четыре группы.
Заведовала она этим детским садом 18 лет, пока не получила новое задание – открыть еще один детский садик «Звездочка». Было это в 1972 году, когда Анне Назаровне до выхода на пенсию оставалось два с половиной года. Уже тогда садик расширился до шести групп. Трудились в нем 32 человека, а посещали его 200 ребятишек. Здание же было типовым, с музыкальным залом. К слову сказать, за период с 1972 по 1977 годы при ее участии было открыто в общей сложности семь детских садов. Многие из них она проверяла, курировала. А потом со спокойной душой и чистой совестью ушла на заслуженный отдых.
Кроме того, практически каждые два года избиралась Анна Назаровна депутатом сельского совета. С каждыми выборами других кандидатов из списков вычеркивали, а ее оставляли. Таково было решение первого секретаря райкома партии Мансурова.
– Как депутаты мы вели большую работу, ходили по своим участкам, посещали семьи, которые находились на грани развода, мирили супругов, – вспоминает бабушка Аня. – Своих депутатов люди хорошо знали и часто обращались к ним за помощью. Большую воспитательную работу с детьми и с родителями вели мы также в детском саду. Помню такой случай: один мальчик Гена, играя в группе, стал бить девочку. Когда же спросила его, почему он так делает, тот дал понять, что именно так дома поступает его отец. Пригласив его маму – Тамару Брянцеву, стала беседовать с нею, объяснять: дети повторяют все, что видят в семье. Опасность состоит еще и в том, что такие поступки плохо влияют на других ребятишек. Тогда мы с нею решили оставить ее сына дома на месяц и дать ему возможность исправиться. Через месяц он пришел в детский сад с гармошкой. Пока Гена играл, девочки подпевали ему. Вот такие добрые преобразования испытала душа ребенка. Верю, что изменилась и духовно-нравственная атмосфера в их семье. Потом старалась донести до всех пап и мам, что именно родители являются самыми первыми воспитателями. Учила их и тому, чтобы все свои разногласия выясняли они ни при детях, а с глазу на глаз.
Интересно то, что в семье по стопам Анны Ивановны никто не пошел. Старшая из дочерей – Людмила трудилась экономистом, Татьяна – врачом-педиатром, Наталья – провизором. Сейчас все трое на заслуженном отдыхе. Зато продолжили дело всей жизни бабушки Ани ее воспитанницы – те, кто когда-то ходил к ней в детский садик. Так, Ольга Александровна Халева сейчас трудится в частном детском саду «Мерей», а Татьяна Николаевна Шахиева – в детском саду №45. Есть и много других, кто продолжили ее профессиональный путь.
Пытаясь раскрыть секрет долгожительства Анны Назаровны, поняли, что, во-первых, есть генетическая причина. Дело в том, что до ста лет дожила ее бабушка – Пелагея. Другой же секрет довольно прост. Уже его услышали мы из уст дочери бабушки Ани – Натальи Георгиевны: «Знаете, она очень добрая, незлобивая, никогда никому не мыслит ничего плохого». Еще раньше я слышала о том, что главный признак всех долгожителей – это добродушие. А тут лишь получила подтверждение данной гипотезы.
Радует и то, что даже в свои сто лет, несмотря на все пережитые трудности и испытания, Анна Назаровна считает себя счастливым человеком. Счастлива, что смогла добросовестно трудиться и принести большую пользу людям. Счастлива, что ее уделом не стала одинокая старость, что родные и близкие не оставили ее, окружили своею любовью и теперь все вместе готовятся отметить ее вековой юбилей. Вот такое простое счастье простой казахстанской женщины-долгожительницы – бабушки Ани.
Танзиля МУХТАРОВА,
Жамбылский район.