Регулирование естественных монополий

В 2024 году в законодательство о естественных монополиях внесён ряд изменений и дополнений. Изменения в законодательство вносятся с целью обновления норм права, адаптации к новым условиями обеспечения законности в той или иной сфере. Так, одной из норм законодательства о естественных монополиях является проведение публичных слушаний для обеспечения прозрачности и открытости принятия решений, касающихся регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
6 апреля 2024 года внесены изменения в Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях», в частности подпункт 9) статьи 8 Закона дополнен тем, что уполномоченный орган проводит публичные слушания с опубликованием в средствах массовой информации объявления о дате и месте их проведения и (или) ссылки на онлайн-трансляцию. Возможность проведения публичного слушания посредством онлайн-трансляции введена с целью обеспечения более широкого круга лиц, желающих принять участие в публичном слушании, но неимеющих возможности присутствовать в силу определенных обстоятельств.
Статья 8 также дополнена компетенцией уполномоченного органа по согласованию методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг субъектов естественных монополий. Зачастую субъекты естественной монополии оказывают несколько регулируемых услуг, а также другие виды деятельности, не относящиеся к регулируемым. Методика ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг субъектов естественных монополий представляет собой комплекс правил и рекомендаций, направленных на обеспечение прозрачности и достоверности учета экономических показателей деятельности таких субъектов. Этот учет позволяет определить финансовые результаты по каждому виду регулируемой деятельности, что важно для определения экономической обоснованности тарифов и контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях. Для обеспечения достоверности раздельного учета законодательно закреплена обязанность субъектов естественных монополий согласовывать методику с уполномоченным органом, о чем внесены изменения в подпункт 9) пункта 2 статьи 26 Закона.
Кроме того, Закон был дополнен статьей 30-1 «Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля». В Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» внесены изменения и 8 июля 2024 года, которые введены в действие с 9 сентября. Так, статья 4 Закона дополнена подпунктом 11-1), определяющим понятие необоснованного дохода дополнительный доход, полученный субъектом в результате превышения тарифа, в том числе неправомерного начисления по показаниям прибора учета, объемам, величине и по нормам потребления услуг, утвержденного ведомством уполномоченного органа и (или) нецелевого использования средств амортизационных отчислений, предусмотренных тарифной сметой, неисполнения статей затрат тарифной сметы более чем на пять процентов от утвержденных ведомством уполномоченного органа размеров, неисполнения или нецелевого использования средств, предусмотренных тарифной сметой на выполнение инвестиционных программ. Вместе с тем Закон дополнен новыми требованиями, где уполномоченный орган: формирует и ведет реестр не добросовестных участников закупок на основании представленных данных субъектов естественных монополий; определяет критерии и требования к уполномоченным лицам (экспертам, экспертным организациям) для проведения технической экспертизы исполнения утвержденной инвестиционной программы, соблюдения показателей качества и надежности регулируемых услуг и достижения показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий; согласовывает кредитные соглашения субъектов естественных монополий для привлечения займов у международных финансовых организаций, специализированных отраслевых банков, Банка развития Казахстана и банков второго уровня Республики Казахстан; согласовывает договор доверительного управления имуществом, используемым в технологическом цикле при предоставлении регулируемых услуг, находящимся в собственности у субъекта естественных монополий.
Поправки в законодательство коснулись и предоставленных Законом прав субъектов, поскольку пункт 1 статьи 26 Закона был дополнен подпунктом 3-1), предоставляющим право субъекту естественной монополии самостоятельно перераспределять статьи затрат в утвержденной тарифной смете в целях осуществления срочных ремонтных работ для предупреждения чрезвычайных ситуаций или аварий с обязательным уведомлением уполномоченного органа. Уполномоченный орган в свою очередь проводит работу по доведению до сведения более 100 субъектов естественных монополий, оказывающие 125 видов регулируемых услуг в сфере теплоснабжения, транспортировки газа, водоснабжения и водоотведения, передача электрической энергии и оказание услугпо предоставлению подъездных путей, так и потребителей о вносимых изменениях для предотвращения нарушений со стороны услугодателей, а также неукоснительному соблюдению требований действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 пункта 2 статьи 26 закона субъект естественных монополий обязан оказывать регулируемые услуги по тарифу, утвержденному в соответствии с настоящим Законом. Кроме того, в случае выявления лиц, оказывающих регулируемые услуги без установленного тарифа, уполномоченный орган в сфере естественных монополий на основании части 3 статьи 164 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях: привлекает их к административной ответственности с наложением штрафа в размере ста процентов от суммы дохода (выручки), полученной в результате совершения административного правонарушения.
Утегенова Гульмира Сейтбековна, и.о.руководителя департамента комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК по Алматинской области.