Дороги региона

В 2025 году в Алматинской области стартовала масштабная программа по ремонту и строительству автомобильных дорог. В планах, привести в порядок более 660 километров дорог различного уровня: от крупных трасс областного значения до внутрипоселковых улиц. Меры направлены на улучшение транспортной доступности, повышение безопасности и создание комфортных условий для жителей региона.
На ремонт и строительство дорог запланированы внушительные объемы работ: 187,8 км автодорог областного значения и 472,2 км районных и внутрипоселковых дорог. Из них среднему ремонту подлежат 160,8 км областных и 320,25 км местных дорог. Капитальный ремонт пройдет на 26 км региональных трасс и 22,1 км дорог районного уровня. В планах также строительство новых участков: 1 км улицы Акын Сара и 1,5 км улично-дорожной сети в населенных пунктах.
Общий бюджет дорожных работ в области на 2025 год составляет 25,1 млрд тенге. Основная часть - 22,5 млрд тенге выделяется из областного бюджета. Из них из республиканского бюджета направят трансферты в размере 2,6 млрд тенге. Финансирование осуществляется за счет государственных источников, частный капитал в ремонт дорог в 2025 году не привлекается.
Наибольшее внимание уделено районам с высокой плотностью населения и интенсивным движением, стратегическим положением и социально-экономическим значением: Талгарскому, Карасайскому, Илийскому и Енбекшиказахскому. В каждом из них запланированы ключевые проекты. В Талгарском районе начнется капитальный ремонт аварийного моста через реку Талгар. На участке Есик- Кирбалтабай – Жетыген планируется установка автоматизированных весов, что обеспечит контроль за нагрузкой и сохранность дорожного покрытия. В Карасайском - ремонт трассы «Алматы – Чамалган- Узынагаш» и реконструкция моста через р. Алматы. В Илийском районе проведут средний ремонт дороги к Капшагайскому водохранилищу, построят 1 км улицы Акын Сара. А в Енбекшиказахском районе капитально отремонтируют дорогу Есик – Саймасай – Александровка и начнут проектирование реконструкции моста через реку Тургень.
Таким образом, Талгарский, Карасайский, Илийский и Енбекшиказахский районы включены в число приоритетных территорий, где в 2025 году будут реализованы ключевые инфраструктурные проекты. Это обусловлено необходимостью устранения аварийных участков, улучшения пропускной способности дорог, повышения уровня безопасности и модернизации дорожной сети в быстроразвивающихся пригородных и сельских зонах.
Ремонтными и строительными работами занимаются ведущие подрядные организации региона, такие как ТОО «L-VESA», ТОО «Алматы-Жолдары», ТОО «Балқашжолдары» и другие. Подрядчики определяются по результатам государственных тендеров. Для контроля за качеством работ привлекаются независимые эксперты: технический надзор, кураторы управления автомобильных дорог и филиал Национального центра качества дорожных активов. С этой организацией заключен контракт на 75 млн тенге на проведение лабораторных проверок качества дорожных материалов и соблюдения технологий. Выявленные нарушения подрядчики обязаны устранять незамедлительно - на ряде объектов в прошлом году после замечаний технадзора были заменены некачественные покрытия.
Проблемными участками в регионе остаются аварийные мосты: через реки Талгар, Тургень и на участке Алматы-1 – Узынагаш. Все они включены в программу капитального ремонта с завершением проектно-сметной документации в первой половине 2025 года. Также в зону особого внимания попали перегруженные участки дорог: «Есик – Кырбалтабай – Жетыген», «Каргалы – Касымбек – Мынбаев», подъезд к с. Али, трасса «Приканальная БАК». Несмотря на ранее проведенные работы, из-за высокой нагрузки покрытие здесь быстро разрушается, и требуются восстановительные мероприятия.
Среди технологических новшеств года - установка трех автоматических пунктов весового контроля транспорта на трассах, где наблюдается перегрузка: «Есик – Кырбалтабай – Жетыген», «Алматы – Жетыген – Капшагай», «Приканальная БАК». Эти комплексы будут измерять вес в потоке движения, снижая износ дорог и контролируя соблюдение норм. Кроме того, в области начинается цифровая паспортизация всей дорожной сети, что позволит актуализировать базу данных и эффективнее планировать бюджеты и ремонты. Дополнительно в регионе начинается работа по паспортизации автомобильных дорог областного и районного значения. Данная инициатива создаст основу для эффективного планирования бюджетных средств, оценки состояния дорожной сети и своевременного реагирования на возникающие проблемы.
В 2025 году в Алматинской области запланировано строительство и реконструкция автодорог с высокой транспортной нагрузкой. Основная цель- снизить транзитный поток через населенные пункты, улучшить дорожную безопасность и повысить транспортную доступность населённых пунктов. Особое внимание уделено строительству объездных маршрутов и модернизации перегруженных направлений.
С учетом сурового климата
В рамках поручения Президента Республики Казахстан продолжается реализация проекта по строительству шести радиальных дорог, которые соединят Алматы с Большой алматинской кольцевой автодорогой (БАКАД). Речь идет об улицах Акын Сара, Саина, Рыскулова, Абая, Тлендиева и Северном кольце. Эти маршруты выполняют функцию объездных путей, разгружают центральные улицы мегаполиса и прилегающих районов, способствуют сокращению времени в пути и улучшению экологической ситуации.
Параллельно ведется проектирование и реконструкция трасс с интенсивным движением. В частности, планируются работы на участке Алматы – Жетыген – Капшагайское водохранилище, где транспортная нагрузка особенно высока. Также готовится проект по комплексному развитию улично-дорожной сети города Қонаев. Он включает расширение магистралей и внедрение интеллектуальной системы управления движением, что должно повысить эффективность городской логистики и обеспечить устойчивое развитие транспортной инфраструктуры.
Все дорожно-строительные проекты в регионе разрабатываются с обязательным учетом климатических и географических особенностей. Алматинская область включает горные, предгорные и равнинные территории, что требует дифференцированного подхода к каждому участку. Так, в горных районах, таких как Кегенский и Райымбекский, акцент делается на устойчивость склонов, защиту от оползней и снежных лавин. В местах с повышенной влажностью или нестабильными грунтами усиливается основание дорожного полотна.
Особое внимание уделяется температурным перепадам, характерным для региона, особенно в межсезонье. Частые заморозки и оттепели ускоряют износ дорог, поэтому используются морозостойкие материалы и технологии с хорошей водоотводящей способностью. В условиях летней жары применяется термостойкий асфальтобетон, устойчивый к деформации.
Проектно-сметная документация составляется на основе актуальных климатических норм с обязательным проведением геодезических и геотехнических изысканий. Это позволяет заранее выявить риски и подобрать оптимальные инженерные решения. В горной местности предусматриваются защитные сооружения - водоотводные канавы, подпорные стены, бермы, а также лавино- и оползнезащитные барьеры.
Таким образом, реализация намеченных проектов обеспечит не только повышение качества автодорог, но и их долговечность и устойчивость к внешним воздействиям. Это важный шаг к формированию современной транспортной системы региона, отвечающей требованиям безопасности, комфорта и экономической эффективности.
Параллельно в регионе ведется работа по повышению качества пассажирских перевозок. В сотрудничестве с акиматом Алматы будет запущено 12 новых пригородных маршрутов, закуплено 30 автобусов в коммунальный парк и 33- частными перевозчиками. Планируется внедрение единой цифровой системы диспетчеризации, включая контроль школьных перевозок, что сделает общественный транспорт прозрачным, управляемым и безопасным.
Однако при всех этих усилиях сохраняются и системные вызовы. Несмотря на миллиарды вложений, в ряде районов качество дорог всё ещё не соответствует ожиданиям. Причина: сочетание факторов: от «латания дыр» вместо капитальных решений до износа от перегрузки, нехватки финансирования и слабого проектирования в прошлом. Управление стремится перейти от реактивного ремонта к системному планированию: с геотехнической экспертизой, учетом климатических условий и цифровым мониторингом.
В этом направлении уже есть успехи. По итогам 2024 года доля дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии достигла 94 %. В 2025 году планируется довести этот показатель до 95%. Планомерно ведется ремонт подъездов к школам, строительство объездных маршрутов, установка новых дорожных знаков и разметка. Продолжатся работы в городе Қонаев: там обновляют уличную сеть и готовят внедрение интеллектуальной системы управления движением.
Алматинская область подходит к развитию дорожной сети с опорой на цифры, контроль и приоритеты. Если сохранится такой же темп и качество реализации, в ближайшие годы регион может выйти на устойчивую транспортную модель, где дорога - это не только путь, но и элемент комфорта, безопасности и развития.
Жанар МЫКТЫБАЕВА.