Суббота, 27 Декабря 2025

Дороги региона

Дороги региона

В 2025 году в Алматинской области стартовала масштабная программа по ремонту и строительству автомобильных дорог. В планах, привести в порядок более 660 километров дорог различного уровня: от крупных трасс областного значения до внутрипоселковых улиц. Меры направлены на улучшение транспортной доступности, повышение безопасности и создание комфортных условий для жителей региона.
   На ремонт и строительство дорог запланированы внушительные объемы работ: 187,8 км автодорог областного значения и 472,2 км районных и внутрипоселковых дорог. Из них среднему ремонту подлежат 160,8 км областных и 320,25 км местных дорог. Капитальный ремонт пройдет на 26 км региональных трасс и 22,1 км дорог районного уровня. В планах также строительство новых участков: 1 км улицы Акын Сара и 1,5 км улично-дорожной сети в населенных пунктах.
   Общий бюджет дорожных работ  в области на 2025 год составляет 25,1 млрд тенге. Основная часть - 22,5 млрд тенге  выделяется из областного бюджета. Из них  из республиканского бюджета направят трансферты в размере 2,6 млрд тенге. Финансирование осуществляется за счет государственных источников, частный капитал в ремонт дорог в 2025 году не привлекается.
  Наибольшее внимание уделено районам с высокой плотностью населения и интенсивным движением, стратегическим положением и социально-экономическим значением: Талгарскому, Карасайскому, Илийскому и Енбекшиказахскому. В каждом из них запланированы ключевые проекты. В Талгарском районе начнется капитальный ремонт аварийного моста через реку Талгар. На участке  Есик- Кирбалтабай – Жетыген планируется установка автоматизированных весов, что обеспечит контроль за нагрузкой и сохранность дорожного покрытия. В Карасайском - ремонт трассы «Алматы – Чамалган- Узынагаш» и реконструкция моста через р. Алматы. В Илийском районе проведут средний ремонт дороги к Капшагайскому водохранилищу, построят 1 км улицы Акын Сара. А в Енбекшиказахском районе капитально отремонтируют дорогу Есик – Саймасай – Александровка и начнут проектирование реконструкции моста через реку Тургень.
  Таким образом, Талгарский, Карасайский, Илийский и Енбекшиказахский районы включены в число приоритетных территорий, где в 2025 году будут реализованы ключевые инфраструктурные проекты. Это обусловлено необходимостью устранения аварийных участков, улучшения пропускной способности дорог, повышения уровня безопасности и модернизации дорожной сети в быстроразвивающихся пригородных и сельских зонах.
  Ремонтными и строительными работами занимаются ведущие подрядные организации региона, такие как ТОО «L-VESA», ТОО «Алматы-Жолдары», ТОО «Балқашжолдары» и другие. Подрядчики определяются по результатам государственных тендеров. Для контроля за качеством работ привлекаются независимые эксперты: технический надзор, кураторы управления автомобильных дорог и филиал Национального центра качества дорожных активов. С этой организацией заключен контракт на 75 млн тенге на проведение лабораторных проверок качества дорожных материалов и соблюдения технологий. Выявленные нарушения подрядчики обязаны устранять незамедлительно - на ряде объектов в прошлом году после замечаний технадзора были заменены некачественные покрытия.
  Проблемными участками в регионе остаются аварийные мосты: через реки Талгар, Тургень и на участке Алматы-1 – Узынагаш. Все они включены в программу капитального ремонта с завершением проектно-сметной документации в первой половине 2025 года. Также в зону особого внимания попали перегруженные участки дорог: «Есик – Кырбалтабай – Жетыген», «Каргалы – Касымбек – Мынбаев», подъезд к с. Али, трасса «Приканальная БАК». Несмотря на ранее проведенные работы, из-за высокой нагрузки покрытие здесь быстро разрушается, и требуются восстановительные мероприятия.
  Среди технологических новшеств года - установка трех автоматических пунктов весового контроля транспорта на трассах, где наблюдается перегрузка: «Есик – Кырбалтабай – Жетыген», «Алматы – Жетыген – Капшагай», «Приканальная БАК». Эти комплексы будут измерять вес в потоке движения, снижая износ дорог и контролируя соблюдение норм. Кроме того, в области начинается цифровая паспортизация всей дорожной сети, что позволит актуализировать базу данных и эффективнее планировать бюджеты и ремонты. Дополнительно в регионе начинается работа по паспортизации автомобильных дорог областного и районного значения.    Данная инициатива создаст основу для эффективного планирования бюджетных средств, оценки состояния дорожной сети и своевременного реагирования на возникающие проблемы.
  В 2025 году в Алматинской области запланировано строительство и реконструкция автодорог с высокой транспортной нагрузкой. Основная цель- снизить транзитный поток через населенные пункты, улучшить дорожную безопасность и повысить транспортную доступность населённых пунктов. Особое внимание уделено строительству объездных маршрутов и модернизации перегруженных направлений. 
С учетом сурового климата
 В рамках поручения Президента Республики Казахстан продолжается реализация проекта по строительству шести радиальных дорог, которые соединят Алматы с Большой алматинской кольцевой автодорогой (БАКАД). Речь идет об улицах Акын Сара, Саина, Рыскулова, Абая, Тлендиева и Северном кольце. Эти маршруты выполняют функцию объездных путей, разгружают центральные улицы мегаполиса и прилегающих районов, способствуют сокращению времени в пути и улучшению экологической ситуации.
Параллельно ведется проектирование и реконструкция трасс с интенсивным движением. В частности, планируются работы на участке Алматы – Жетыген – Капшагайское водохранилище, где транспортная нагрузка особенно высока. Также готовится проект по комплексному развитию улично-дорожной сети города Қонаев. Он включает расширение магистралей и внедрение интеллектуальной системы управления движением, что должно повысить эффективность городской логистики и обеспечить устойчивое развитие транспортной инфраструктуры.
Все дорожно-строительные проекты в регионе разрабатываются с обязательным учетом климатических и географических особенностей. Алматинская область включает горные, предгорные и равнинные территории, что требует дифференцированного подхода к каждому участку. Так, в горных районах, таких как Кегенский и Райымбекский, акцент делается на устойчивость склонов, защиту от оползней и снежных лавин. В местах с повышенной влажностью или нестабильными грунтами усиливается основание дорожного полотна.
Особое внимание уделяется температурным перепадам, характерным для региона, особенно в межсезонье. Частые заморозки и оттепели ускоряют износ дорог, поэтому используются морозостойкие материалы и технологии с хорошей водоотводящей способностью. В условиях летней жары применяется термостойкий асфальтобетон, устойчивый к деформации.
Проектно-сметная документация составляется на основе актуальных климатических норм с обязательным проведением геодезических и геотехнических изысканий. Это позволяет заранее выявить риски и подобрать оптимальные инженерные решения. В горной местности предусматриваются защитные сооружения - водоотводные канавы, подпорные стены, бермы, а также лавино- и оползнезащитные барьеры.
Таким образом, реализация намеченных проектов обеспечит не только повышение качества автодорог, но и их долговечность и устойчивость к внешним воздействиям. Это важный шаг к формированию современной транспортной системы региона, отвечающей требованиям безопасности, комфорта и экономической эффективности.
Параллельно в регионе ведется работа по повышению качества пассажирских перевозок. В сотрудничестве с акиматом Алматы будет запущено 12 новых пригородных маршрутов, закуплено 30 автобусов в коммунальный парк и 33- частными перевозчиками. Планируется внедрение единой цифровой системы диспетчеризации, включая контроль школьных перевозок, что сделает общественный транспорт прозрачным, управляемым и безопасным.
  Однако при всех этих усилиях сохраняются и системные вызовы. Несмотря на миллиарды вложений, в ряде районов качество дорог всё ещё не соответствует ожиданиям. Причина: сочетание факторов: от «латания дыр» вместо капитальных решений до износа от перегрузки, нехватки финансирования и слабого проектирования в прошлом. Управление стремится перейти от реактивного ремонта к системному планированию: с геотехнической экспертизой, учетом климатических условий и цифровым мониторингом.
  В этом направлении уже есть успехи. По итогам 2024 года доля дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии достигла 94 %. В 2025 году планируется довести этот показатель до 95%. Планомерно ведется ремонт подъездов к школам, строительство объездных маршрутов, установка новых дорожных знаков и разметка. Продолжатся работы в городе Қонаев: там обновляют уличную сеть и готовят внедрение интеллектуальной системы управления движением.
  Алматинская область подходит к развитию дорожной сети с опорой на цифры, контроль и приоритеты. Если сохранится такой же темп и качество реализации, в ближайшие годы регион может выйти на устойчивую транспортную модель, где дорога - это не только путь, но и элемент комфорта, безопасности и развития.

Жанар МЫКТЫБАЕВА.

Другие новости

Когда идеи воплощаются

Когда идеи воплощаются

В селе Жаналык Талгарского района уже несколько ле...

  27.12.2025   142
Новая трасса с запасом

Новая трасса с запасом

В Алматинской области состоялась торжественная цер...

  26.12.2025   156
По представлению налоговой отчетности

По представлению налоговой отчетности

С 2026 года одним из нововведений по вопросам нало...

  26.12.2025   146
Салық есептілігін ұсыну бойынша

Салық есептілігін ұсыну бойынша

2026 жылдан бастап салық есептілігі мәселелері бой...

  26.12.2025   134
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2025. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.