Будет новая дорога «Талдықорған-Өскемен»
актуально
«Яма на яме!»... Только ленивый, наверное, не ругал дорогу Талдыкорган-Ушарал. Горожане и его гости неизменно задают вопрос: «Будет ли на этом участке нормальная дорога? Кто и когда начнет ремонт?». Мы решили найти ответы на эти актуальные вопросы дня и обратились к управляющему директору по строительству в Алматинской области «КазАвтоЖол» Серику Керимкулову.
В ходе беседы с ним мы узнали, что реконструкция дороги еще не началась. В этом году планируют завершить подготовительные и проектно-изыскательские работы на 100%. А в следующем начнется полномасштабное строительство дороги.
- Реконструкцию этой дороги люди ждут на протяжении многих лет. Стоимость строительства участка «Талдыкорган-Ушарал» автодороги Талдыкорган-Калбатау-Усть-Каменогорск по технико-экономическому обоснованию составляет 125 млрд тенге. На данный момент по Алматинской области строится 6 баз, где расположились офисы, общежития, асфальтовые заводы. Базы на 85-90 процентов уже завершены, осталось только оборудовать. Также на каждом участке имеются специализированные лаборатории, - подчеркнул Серик Керимкулов.
Срок завершения реконструкции - 2022 год.
Генеральным подрядчиком выступает консорциум, состоящий из компаний «CITIC ConstructionCo.», АО «К-Дорстрой» и ТОО «Тодини Централ Азия». Две из них казахстанские, а одна - китайская.
- Транспортно-транзитный потенциал и объем грузопассажирских перевозок на территории нашей области стремительно растут. Успеть за всеми предприятиями, связанными с решением технических и снабженческих вопросов, очень нелегко. Понятно, что объем работ, сил и средств, привлеченных сюда, огромен, не каждая оте-
чественная компания успешно их решит. Это вовсе не «камень в огород» нашего отечественного автодора, а констатация реальных фактов, - говорит Серик Керимкулов.
Стоит отметить, в ходе межправительственных переговоров была достигнута договоренность о получении займа в Экспортно-импортном банке Китая. После чего выбор подрядных организаций осуществлялся по правилам финансирующего банка. Банком совместно с Министерством торговли КНР и посольством КНР в РК был составлен «Шорт лист» из потенциальных подрядчиков, имеющих опыт работы и инженерно-техническое оснащение по строительству автомобильных дорог. При этом выбор подрядных организаций согласовывался с уполномоченными органами Республики Казахстан. Было подано 8 заявок на участие в конкурсе, но среди них выбраны только три. После чего с ними был подписан контракт по реализации государственной программы «Нұрлы жол» на условиях «под ключ». Согласно условиям договора, подрядчик принимает на себя все обязанности по проектированию, строительству и должен сдать заказчику объект уже в полной готовности, - подчеркнул мой собеседник.
Конечно, многие в недоумении, почему китайская компания взялась за это дело. Но управляющий директор по строительству в Алматинской области «КазАвтоЖол» уверяет, что не стоит переживать по этому поводу. Китайские автодорожники считаются ведущими специалистами в своей сфере: они быстро и успешно решают самые сложные задачи, которые ставят перед ними транспортные заказчики. Материально-техническая база и кадровый потенциал наших деловых партнеров из Поднебесной - залог предельно быстрого и максимально качественного выполнения взятых на себя обязательств.
Например, «CITIC» - одна из крупнейших государственных инвестиционных корпораций Китая. Дочерняя строительная компания по итогам 2013 года заняла 46-е место в мире по объему выполненных заказов. Среди крупнейших проектов, которые компания выполнила за последнее время - строительство главного стадиона Олимпиады-2008 в Пекине «Птичье гнездо», строительство социального жилья в Анголе на общую сумму 10 млрд долларов, строительство скоростной автострады в Алжире на общую сумму 6,3 млрд долларов. Филиалы располагаются в Бразилии, Венесуэле, Иране, РФ, Узбекистане, Казахстане, Анголе и ЮАР. По разделению участники Консорциума (АО «К-Дорстрой», ТОО «Тодини Централ Азия») работают в ВКО. Обе компании имеют огромный опыт в строительстве, реконструкции проектов республиканского значения. В их числе такие проекты, как реконструкция участка «Астана-Петропавловск», реконструкция участка «Граница ЮКО-Тараз» международного транзитного коридора «Западная Европа-Западный Китай» и другие значимые проекты.
- Все это согласовано с министерствами инвестиций и развития, национальной экономики, поэтому повода для волнения нет. Согласно законодательству, рабочие будут все казахстанские, и сам проект делает тоже наша отечественная компания. Помимо этого, все стройматериалы будут поставлять казахстанские фирмы, - сказал Серик Керимкулов.
Он также особо подчеркнул, что трасса будет комфортна для всех: дальнобойщиков, пассажиров междугородных автобусов, рядовых автовладельцев. К их услугам на всем протяжении дороги появятся многочисленные объекты сопутствующей инфраструктуры: придорожные кафе, санитарные узлы, парковочные карманы, остановки, эстакады, мотели, АЗС, СТО, автомойки и многое другое.
- По моему мнению, дорога сейчас очень в плохом состоянии, интенсивности движения по ней нет. После завершения проекта здесь начнет проезжать больше автолюбителей, что в свою очередь повлияет на развитие районов. Сфера придорожного сервиса гарантирует создание сотен новых рабочих мест, десятков объектов МСБ, а это, в свою очередь - хорошая зарплата для людей и гарантированные отчисления в бюджет. В то же время это даст возможность развития местным аграриям. Они будут перевозить и реализовывать здесь свои товары. Если сейчас путь занимает несколько часов, то в будущем на определенной скорости он будет составлять минимальное время. Это поможет перевозчикам сэкономить на ГСМ, - отметил наш собеседник.
Не остается в стороне применение новых технологий. Например, при реконструкции магистрали Талдыкорган-Ушарал будет уложено асфальтобетонное щебеночно-мастичное покрытие, которое представляет собой оптимально подобранный состав минеральных материалов, обеспечивающий конструкции дорожных одежд высокую сдвигоустойчивость, водонепроницаемость и повышенную шероховатость поверхности. Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси, благодаря своей структуре, укладываются тонкими слоями, снижая тем самым удельный расход материала. И хотя цена сырья для приготовления ЩМА гораздо выше, в сравнении с производством традиционного асфальтобетона, он нисколько не уступает ему в рентабельности.
Работа началась и осталось только ждать ее завершения. Верим, что строительство завершится в срок и все кардинально изменится, в лучшую сторону. Наш автобан станет не хуже самого лучшего европейского.
Алуа Кожахмет