«У «Огней Алатау» есть свой читатель»
Актуальное интервью
Очередное дежурство по газете. Но оно очень необычное, потому как в этот день со мной вместе дежурил руководитель бюро политических технологий города Москвы и «Независимого рейтингового агентства «А+», траблшутер Максим Сучков. Он приехал в Талдыкорган по приглашению руководства Центра анализа и прогнозирования при управлении внутренней политики области. Чем же интересен этот человек? И главный вопрос: какая цель приезда? Ответы на эти вопросы мы попытались получить во время непродолжительного интервью.
- Максим Игоревич, Вы впервые не только в Талдыкоргане, но и в Казахстане. Какие впечатления о городе?
- Я был в Париже раз двести, объездил всю Европу, но у вас я впервые. И очень рад приглашению, возможности посетить ваш такой красивый, чистый и уютный город. Сегодня я о нем узнал много нового. Но и раньше знал, что в вашем городе очень хорошая команда по хоккею с мячом.
- Это действительно так. Где вы успели побывать? Мы же знаем, что у вас очень мало времени.
- Фактически я испытал удивление. Посетил Дом молодежи, побывал у ветеранов, рядом стоит красивый Дворец школьников. Скажу прямо, условия хорошие, каких нет во многих российских городах. Честно говоря, удивил и квалификационный уровень ваших молодых специалистов. Я провел несколько замечательных часов в управлении внутренней политики Алматинской области, познакомился с работой Центра анализа и прогнозирования, побеседовал с сотрудниками управления внутренней политики.
- А какая главная цель вашего приезда?
- Моя задача показать, как проводить информационную политику, поделиться опытом, рассказать, как обстоят дела с подобной работой в мире, в частности в России, в Москве и Подмосковье. Я занимаюсь изучением информационной политики и социологии на протяжении многих лет, думаю, мой опыт пригодится коллегам в Казахстане.
- Что бы посоветовали коллегам из Центра анализа и прогнозирования, которые сегодня проводят различные социологические опросы, составляют рейтинги?
- Ваш Центр прогнозирования технически вооружен лучше многих исследовательских центров России. Проведена уже большая работа, составлена карта социальной напряженности региона, изучается общественно-политическая ситуация, проводятся опросы, анкетирование. Но нет результатов исследований. Исследования ради исследований никому не нужны. И скажу, что если нет публичности исследований, то нет и самих исследований. Это реально. Самое важное «итого» должно быть опубликовано. Нужна работающая связка между инфоцентром ЦАП и средствами массовой информации. Это нужно сделать ЦАП, чтобы до этой работы не дошли другие. А они сделают. Надо составлять и публиковать рейтинги, еженедельные и другие, смешные и серьезные. Сегодня рейтингуется все, поэтому если это не сделаете вы, сделают, повторю еще раз, другие. И опыт России этому подтверждение. Надо разработать проекты по составлению рейтингов. Можно организовать эту работу и вместе с газетой, телевидением.
- Сегодня вы в редакции областной газеты «Огни Алатау». Ее учредитель - акимат Алматинской области. Как вы считаете, как в современном мире выживать такой газете?
- Закон рынка неумолим. Печатные СМИ падают в объемах. Но у вас замечательная вещь, играющая за вас, - это логистика вашей области. И пока ваши населенные пункты будут разбросаны, есть удаленные районы, а значит, есть стойкие подписчики, стойкий потребитель, газета будет востребована. Потому что люди, живущие в отдаленной местности, все еще больше доверяют бумажному носителю. Вспоминаю здесь Россию, где такая же ситуация, и в деревнях, в провинции не верят новомодным штучкам, как-то привыкли к тактильным ощущениям, важно потрогать газету.
Опять же, вы не пишете никакой чернухи, никакой желтизны, и это ваше нормальное конкурентное преимущество. Как только вы повернетесь в другую крайность, вы просто станете желтой. А такой прессы много. Зачем вам писать об этом? У вас есть своя ниша, ваша газета хорошая, я бы сказал, такая душевная. Вот материал «Юные звездочки Жетысу». Поверьте, в желтой прессе вы такой человеческий материал не прочитаете. Когда на первой полосе дети, а не какая-то чернуха, разве это плохо?
Даже думаю, как говорит молодежь, уходить в сторону мимишности побольше, раскрывать темы: мамы и дети, бабушки и внуки, семья и семейные ценности. Именно так пошли наши газеты, у которых есть устойчивый читатель.
- А как обстоят дела с подпиской в российских провластных изданиях? Как нам не потерять массового читателя?
- Давайте будем честными сами перед собой. Без административного ресурса и поддержки руководства предприятий этого не будет. Подписная кампания просто провалится. Надо говорить откровенно: так происходит в России, так происходит везде, и у вас. Это происходит там, где есть подобного рода газеты. Люди, скорее всего, купят желтую газету, где есть экстрим, экшн. Но у вас совершенно другая позиция. Вы провластное СМИ, к которому относятся как к данности. Она есть, и все. К сожалению, газета - продукт неконкурентный. Но это даже очень хорошо. Потому что вам не надо ни с кем конкурировать. Такая газета должна быть. Ниша для нее есть: в районах и городах. Это ваше информационное поле, которое, если не вы, займут другие. Поэтому такая газета должна быть, чтобы вместо нее не пришли рекламные газеты, которые нам кидают в ящики, про целителей и прочее. И это будет долго, потому что люди привыкли читать. Не будет вашей газеты, будет какая-та другая газета, совершенно бессодержательная, с рекламой и прочей ненужной информацией.
- У нашей газеты есть и свой сайт, страницы в социальных сетях. Что бы Вы посоветовали нам, чтобы увеличить их популярность среди населения?
- Знаете, эту проблему местные газеты опять же не решили и в России.
И если вы ее решите, вы будете первыми. Но у вас положительное то, что работает отдельная команда по собственному сайту. А ведь есть региональные газеты, не имеющие цифрового варианта. Конечно, можно на первой странице газеты бабахнуть проблемную статью. И ее все увидят и прочитают. Поставить-то можно, но важно понимать, кто ваш клиент и не пойдет ли это вразрез с его интересами. По большому счету должны выбрать между читателем и заказчиком.
В целом, по вашей газете еще раз повторю, совершенно добротная хорошая работа. Авторские материалы. Это очень хорошо, потому как сейчас идет тенденция по работе с пресс-релизами. Это не есть хорошо. Поэтому, думаю, вашу газету ждет много хорошего впереди. И опасения, что съест цифра вашу газету, думаю, напрасны.
- Какие методы и приемы вы посоветовали бы нам для продвижения «Огней» в социальных сетях? Поделитесь опытом.
- Конкурсы, викторины, опросы надо проводить. Еженедельные конкурсы с небольшими призами. Это нужно и для читателей. Закон рекламы действует безукоризненно. Единственное, на чем у нас держатся СМИ, выплывают на таких еженедельных конкурсах. Так растет посещаемость сайта. Маленькие призы, легкое «подкармливание» посетителей, подписчиков. Но у этого есть и обратная сторона, как только все это исчезнет, они перестанут его посещать. Составляйте рейтинги вместе с ЦАП. Это также интересует сегодня людей, тем более вы работаете рядом, в одном здании. Это очень удобно.
К сожалению, время интервью было ограничено. Московский гость торопился. Но мы благодарны, что услышали мнение со стороны о своей газете. Хотелось бы услышать мнение и наших читателей. Что хотелось бы вам, уважаемый наш подписчик, прочитать на наших страницах, о чем хотели бы поговорить? Мы открыты для беседы. Ждем ваших писем, звонков и обращений.
Жанар Мыктыбаева