Репетиторство: хорошо то, что дается за деньги?
«Круглый стол»
«… имейте хороших и способных учителей в доме, затраты на них никогда не будут слишком велики…»
Марк Аврелий.
Тема репетиторства сегодня не нова. Дети и их родители уже привыкли к тому, что обязательным дополнением к основному образованию в школе нужны занятия по предметам. И это даже не просто подготовка к Единому национальному тестированию, а «подтягивание».
Зачастую детям не нужно ходить в специализированные учебные центры, даже в школах предлагают такие услуги за деньги. Законно ли это? В чем же популярность подобных услуг? Педагоги нашли дополнительный заработок или родители решили так перенести ответственность со своих плеч на плечи учителей?
На эти и другие вопросы мы попытались ответить в ходе заседания «круглого стола», проходившего в стенах нашей редакции. К сожалению, наше приглашение проигнорировали педагоги одной из талдыкорганских школ. Не знаем, в чем причина, может, есть что скрывать?
Неужели количества часов, отведенных в школе, недостаточно, чтобы обеспечить школьникам шансы на достойные баллы в ЕНТ без дополнительной подготовки? Об этом мы спросили у главного специалиста управления образования Дианы Онбырбаевой. Она рассказала, что согласно статистике, более 70% учащихся обращается за помощью к репетиторам. Согласно Закону об образовании, индивидуальная педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, является предпринимательской деятельностью. Государственная регистрация лица, занимающегося индивидуальной педагогической деятельностью, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Причин выделила несколько: большая наполненность в классе, не хватает внимания каждому ученику, нежелание родителей «учить» уроки с детьми и др. После занятий с репетитором ребенок становится увереннее в себе, используя полученные знания на уроках.
Председатель родительского комитета Алматинской области Дания Кыдырбаева говорит, что если педагог оказывает репетиторскую деятельность, оставляя учащихся после основных занятий, значит, он должен платить налоги в казну, как индивидуальный предприниматель. Уверена, что такой практики, как положено по Закону, в наших школах нет. Добровольно-принудительно дети приходят на дополнительные занятия ради того, чтобы педагог заработал. Может, искусственно создаются условия для принудительного прохождения дополнительных занятий? Большинство родителей боятся высказываться открыто, потому что знают, что последует прессинг со стороны педагогических работников.
- Мы обращались к руководителю департамента по контролю в сфере образования. Просили разъяснить, имеют ли право учителя заниматься со своими учениками в стенах школы репетиторством за деньги? Если да, то является ли это предпринимательством? Существуют ли законодательные акты, регулирующие вопросы подобных услуг? Проводились ли в нашем регионе исследования по вопросам репетиторства? «Учреждение образования вправе предоставлять платные услуги на основе заключения договора», - ответили нам, - отметила Дания Салимбаевна.
Диана Онбырбаева:
- Базовые знания должны даваться в школе. Поступала к нам и такая информация, что ученик ходит в специализированный центр, допустим, к математику. Учитель математики в школе преднамеренно оценки снижает, но как только ребенок возвращается заниматься к нему, оценки сразу же нормализуются. Так тоже бывает.
Нашим будущим выпускникам СШЛ №5 имени Ломоносова г. Талдыкоргана Назире, Ирине, Александру, скажем так, повезло, что они не стали заложниками, как другие. Они абсолютно свободны в своем выборе. В их учебном заведении принудительных занятий нет, утверждают они.
Одиннадцатиклассница Назира Дуйсенгали готовится к предстоящему ЕНТ в образовательном центре.
- Необходимый по программе багаж знаний мы получаем в школе. Бывает, что-то забываем, возникают пробелы. Их-то и надо заполнить с помощью репетитора. Знания нужны мне для того, чтобы получить хороший балл для поступления в вуз на грант. Психологически надо подготовиться к тестированию. Готовлюсь по всем пяти предметам. Выбор профессии и вуза – большая ответственность. У кого нет возможности оплачивать центр, помогают наши педагоги. Замечу, не за деньги. Остальные же учатся самостоятельно.
Ирина Пак планирует уехать за пределы страны, но занимается для личных целей, совершенствует английский язык.
- Если желание исходит от ученика, а не от родителей и педагогов, то это хорошо. Пусть занимается, если чувствует необходимость.
Александр Ким:
- На дополнительные занятия в школе мало хожу, в центры никогда не ходил. Посетив дополнительные занятия в школе, я понял, что это те же уроки, не то, что я хотел. ЕНТ сдавать не буду, поеду учиться за рубеж. Упор делаю на изучение английского языка.
Дания Кыдырбаева поддерживает желание выпускников совершенствовать знания. «Ребята хотят поступить и поэтому занимаются. Кто-то подтягивает школьную программу, кто-то идет за дополнительными знаниями. Только некоторые зачем-то школьную программу дублируют в репетиторстве. Сейчас введена новая программа в школах. Многие родители сетуют, что детям стало тяжелее учиться. Взрослые сами помочь не могут и поэтому отправляют к специалистам. Просят тех же педагогов в школе позаниматься за деньги. Дети привыкают к тому, что за них сделают домашнее задание учителя».
Ирина Радионова, ОО «Кос канат Жетысу», уверена, что иногда педагог сам создает ситуацию, когда ученики посещают дополнительные занятия. Проблема находится в стенах школы. Если педагог зарегистрируется как индивидуальный предприниматель, все заработанное пойдет в фонд школы.
«Свои расценки учителя не стесняются называть. 1000-1500 тенге в час. Дети к нам приходили и рассказывали об этом. Мы знаем, кто из педагогов берет деньги, и сколько. Считаю, что репетиторством педагог должен заниматься, став сотрудником специализированного центра».
Дания Салимбаевна:
- Еще одна проблема, касающаяся денежных поборов в школах: проведение пробных платных тестирований. По этому поводу обращались к руководству области. Это должно же быть бесплатным?
Диана Онбырбаевна:
- С прошлого года платное пробное ЕНТ отменили.
Ирина Радионова:
- Такие моменты очень трудно проследить. Также касается момента передачи денег учеником педагогу. Как говорится, не пойман – не вор.
Ирина Литовкина, председатель попечительского совета СШ №15:
- Раньше учителя были заинтересованы в качественном образовании в рамках урока. Сейчас в школе дается учащимся сжатая информация. Многое приходится добывать самим детям. Еще один фактор: приходят молодые специалисты, не хотят выкладываться на уроках на все 100%. Педагог должен отдавать всего себя. Уровень подготовки самих учителей разный. Одному вполне достаточно простенького учебника, а другой хочет дать больше интересного детям.
Диана Онбырбаева:
- Сейчас обсуждается вопрос поднятия статуса педагога. Кто сейчас идет работать учителем? Те, кто не смог поступить на престижные специальности. Идут в педагоги не по призванию, а чтобы получить диплом о высшем образовании. В Китае, когда шел спад в образовании, учителям подняли зарплату. В Сингапуре проходят семь ступеней проверок, чтобы дали возможность работать педагогом в школе. Заработная плата высокая.
Те, кто заканчивает хорошо школу, не идут в педагоги. А те, кто еле учился, закончил кое-как школу и вуз, идут в педагоги. Профессия учителя на сегодняшний день абсолютно непрестижна. Со стороны государства делается все возможное для улучшения сферы образования.
Александр Ким:
- Вы говорите про сельские школы, что там недостаточно дают знания. Мой папа учился в сельской школе, поехал дальше учиться в Новосибирск и не чувствовал себя ущербным. Это было во времена СССР. Прадед говорил, что учитель - самая престижная профессия. Когда все пошло не так?
Ирина Радионова акцентировала внимание на том, что в образовании остро стоит вопрос кадрового голода. Лучшим педагогам нужно создавать условия, платить достойную зарплату.
- Давайте повышать зарплату учителям по критериям. Определять лучших будет независимая комиссия.
С другой стороны, рейтинг учителя делают сегодня не совсем честным путем. Сами учителя дают детям готовые ответы на СОР (суммативное оценивание за раздел) и СОЧ (за четверть), которые заменили обычные ежедневные отметки в дневниках. И в интернете не составит труда их найти.
Назира Дуйсенгали считает, что у детей нет мотивации. Зачем учить стихотворение, если оценку ставить все равно не будут? Выучу к СОРу или СОЧу. Все зависит от родителей. Если они говорят: не нужно ходить, делать что-то, то ребенок соответственно не будет этого делать.
Ирина Литовкина:
- Мы, родители, учимся вместе с детьми. Ищем, добываем информацию.
Дания Кыдырбаева резюмирует:
- Еще для качества образования требуется установить ограничение по количеству учащихся в классе. Их не должно быть более двадцати.
Послесловие. Если раньше при подготовке к урокам литературы детям приходилось читать произведение от начала до конца, то сегодня практически любое в кратком содержании представлено в Интернете. Достаточно прочитать несколько предложений, чтобы понять, о чем речь. Это касается и выполнения домашних работ. Зная, что задание не будет оцениваться, дети особенно не стараются его выполнять. Соответственно, получается, что до старшего класса ребенок берет предметы «налегке», а накануне экзаменов начинает хвататься за скудные к тому времени знания. Такова сегодня реальность. Вот и приходится в такой ситуации как-то выкручиваться. Как один из вариантов - обращение к репетиторам.
А может, здесь играет роль устоявшееся убеждение: «Хорошо то, что дается за деньги»? Может, родители не доверяют педагогам? Подстраховка такая. Бесплатно – качество так себе, заплатил – качество высшего класса.
В общем, как ни крути, ясно одно. К репетиторам должны идти за дополнительными знаниями, а не устранять пробелы школьных педагогов. Есть же такие учителя, чьи учащиеся не нуждаются в дополнительных занятиях? Честь и хвала им. А чем больше будет таких профессионалов, тем лучше будет всем: и родителям, и детям. И бюджет семьи не пострадает!
Жамиля Атибаева