Четверг, 19 Сентября 2024

Проект «Звено»: бомбардировщик с истребителями на борту

Проект «Звено»: бомбардировщик с истребителями на борту

Опыт боевого применения ВВС показал уязвимость бомбардировщиков без сопровождения истребителей прикрытия. Но проблема заключалась в том, что истребители обладали значительно меньшей дальностью полета, нежели бомбардировщики, и по этой причине не могли их сопровождать до цели и обратно. Специалистами предлагались различные варианты ее решения: создать двухмоторный истребитель с большой дальностью полета; установить подвесные баки на существовавшие истребители; буксировать бомбардировщиками истребители и т. д.

Советский авиаконструктор В. С. Вахмистров предложил идею, благодаря которой во время полета истребители могли закрепляться непосредственно на бомбардировщиках. Так в СССР родился проект «Звено», работы над которым начались в НИИ ВВС в июне 1931 года.

СОЗДАНИЕ И ИСПЫТАНИЯ

В качестве авиаматки (носителя) применялись бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3, к которым прикреплялись истребители И-4, И-5, И-Z и И-16. Первый успешный полет системы «Звено-1» (бомбардировщик ТБ-1 нес два истребителя И-4 на крыльях) состоялся 31 декабря 1931 года. Авиаматку пилотировали А. И. Залевский и А. Р. Шарапов, истребители — А. Ф. Анисимов и В. П. Чкалов. Взлетная масса системы составляла 8180 кг. Отцепление И-4 началось на высоте 1000 м при скорости 160 км/ч. После первого полета в систему были внесены некоторые конструктивные изменения. По результатам испытаний «Звено-1» было принято на вооружение одной из авиабригад. В сентябре 1933 года истребители И-4 были заменены на И-5. Новый вариант получил название «Звено-1 а». Однако в связи с появлением четырехмоторных ТБ-3 эта модификация просуществовала недолго.

В системе «Звено-2» авиаматкой уже являлся ТБ-3, а число истребителей увеличено до трех. Один из самолетов располагался на фюзеляже. Первый полет этого варианта был совершен в августе 1934 года. В «Звене-3» вместо бипланов И-5 крепились монопланы И-Z. Однако в одном из испытательных полетов произошла катастрофа, после которой этот вариант закрыли. С целью недопущения в дальнейшем чрезвычайных происшествий с летальным исходом в «Звене-5» один истребитель цеплялся под фюзеляж бомбардировщика уже после взлета. В воздухе истребитель очень точно подходил под фюзеляж, пристраивался к выпущенной ферме и зацеплялся своим крюком за поперечную перекладину. Затем ферма с помощью специальных устройств подтягивалась к фюзеляжу авианосца. Старт осуществлялся в обратной последовательности.

Первый испытательный полет состоялся 23 марта 1935 года. А в августе взлетело «Звено-6» — пара истребителей И-16, подвешенная под крыльями ТБ-3. В ноябре в воздух поднялся бомбардировщик с пятью истребителями. В этом варианте, получившем название «Авиаматка», при взлете и посадке два истребителя И-16 находились под крыльями, два И-5 — на крыльях, а один И-Z прицеплялся под фюзеляжем уже в полете. В июле 1937 года прошла испытания система «Звено-СПБ»: ТБ-3 с двумя И-16. Два года спустя, в ноябре 1939 года, было опробовано «Звено-7»: ТБ-3 стремя истребителями И-16, прицепившимися к авианосцу в воздухе.

В июне 1940 года на подмосковном авиазаводе № 207 было оборудовано пять комплектов «Звено-СПБ», которые поступили на вооружение 2-й специальной эскадрильи 32-го истребительного авиаполка 62-й авиабригады ВВС Черноморского флота. До конца года эскадрилья активно отрабатывала тактику применения нового вооружения по боевым кораблям. Однако в январе 1941 года командование флота потеряло интерес к необычному подразделению, приказав демонтировать установки.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Боевое крещение «Звена-СПБ» состоялось 26 июля 1941 года, когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать авианосцы, и для проверки было дано задание разбомбить «СПБ» нефтехранилище в Констанце. Задание было успешно выполнено — цель поражена без потерь. Противник не ожидал советские истребители, приняв их за своих. В ходе авиаудара истребители-бомбардировщики отсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели и после поражения цели вернулись на аэродром в Одессе, где дозаправились и вернулись в Евпаторию своим ходом.

В связи с успешной демонстрацией возможностей Звена-СПБ, 10 августа 1941 года был совершён авианалёт на основную цель — Мост Карла I на Дунае, через который, помимо войск, проходил также и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Для этого истребители дополнительно оснастили 95 литровым топливным баком, чтобы получить дополнительные 35 минут полёта. Атака производилась тремя носителями, но в одном из них случилась поломка, и он был вынужден вернуться назад, остальные выпустили истребители-бомбардировщики в 15 км от румынского берега. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись назад без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня — 13 августа 1941 года, в этот раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли существенно повредить мост. Истребители, нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись назад без потерь.

В тот день (13 августа 1941 года) Вахмистров обратился к генералу Коробкову с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении количества носителей. Но получил отказ, мотивированный тем, что ТБ-3 данной модификации снят с производства. « ответ генерала Коробкова: ВВС ВМФ имеют 12 самолётов ТБ-34АМ-34РН, из коих 5 самолётов уже оборудованы подвесками инж. Вахмистрова. Оставшиеся 7 самолётов считаю более целесообразным использовать в качестве транспортных. На получение хотя бы 10 самолётов ТБ-34АМ-34РН от ВВС КА рассчитывать нельзя, так как эти самолёты сняты с производства ещё в 1937 г. и выпущены были в весьма ограниченном количестве (около 150 шт.)».

После этой операции в строй было решено ввести ещё 2 носителя из 6 имеющихся в эскадрильи (так что в строю стало 5 носителей). А через два дня (16 августа 1941 года) адмирал Кузнецов попросил Сталина о новой партии носителей. В просьбе было отказано в связи с тем, что большая часть ВВС СССР была уничтожена в первые дни войны, а ТБ-3 не производились с 1937 года. На следующий день после просьбы адмирала Кузнецова (17 августа 1941 года) эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце.

Первые потери эскадрилья понесла 28 августа 1941 года, потеряв во время налёта на мост через Днепр в районе Запорожья один из истребителей. 29 августа 1941 года, во время повторного авианалёта на мост через Днепр, четыре И-16 были перехвачены истребителями Messerschmitt Bf 109. Воздушный бой завершился двумя сбитыми «мессерами».

В 1942 году «Звено-СПБ» совершили не менее чем 30 вылетов. По мере ухудшения обстановки на фронте применение системы становилось эпизодическим.

Источник: Арсенал. Интересно об оружии

 

Другие новости

Доверьтесь профессионалам

Доверьтесь профессионалам

В Алматинской области за первые девять месяцев 202...

  19.09.2024   89
Уроки безопасности

Уроки безопасности

На площадке Региональной службы коммуникации ...

  19.09.2024   89
Юбилей казахского классика

Юбилей казахского классика

На площадке Региональной службы коммуникаций прошл...

  19.09.2024   93
ДЕПАРТАМЕНТОМ ВОССТАНОВЛЕНЫ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

ДЕПАРТАМЕНТОМ ВОССТАНОВЛЕНЫ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

В Департамент Агентства Республики Казахстан по де...

  18.09.2024   175
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.