Проект «Звено»: бомбардировщик с истребителями на борту
Опыт боевого применения ВВС показал уязвимость бомбардировщиков без сопровождения истребителей прикрытия. Но проблема заключалась в том, что истребители обладали значительно меньшей дальностью полета, нежели бомбардировщики, и по этой причине не могли их сопровождать до цели и обратно. Специалистами предлагались различные варианты ее решения: создать двухмоторный истребитель с большой дальностью полета; установить подвесные баки на существовавшие истребители; буксировать бомбардировщиками истребители и т. д.
Советский авиаконструктор В. С. Вахмистров предложил идею, благодаря которой во время полета истребители могли закрепляться непосредственно на бомбардировщиках. Так в СССР родился проект «Звено», работы над которым начались в НИИ ВВС в июне 1931 года.
СОЗДАНИЕ И ИСПЫТАНИЯ
В качестве авиаматки (носителя) применялись бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3, к которым прикреплялись истребители И-4, И-5, И-Z и И-16. Первый успешный полет системы «Звено-1» (бомбардировщик ТБ-1 нес два истребителя И-4 на крыльях) состоялся 31 декабря 1931 года. Авиаматку пилотировали А. И. Залевский и А. Р. Шарапов, истребители — А. Ф. Анисимов и В. П. Чкалов. Взлетная масса системы составляла 8180 кг. Отцепление И-4 началось на высоте 1000 м при скорости 160 км/ч. После первого полета в систему были внесены некоторые конструктивные изменения. По результатам испытаний «Звено-1» было принято на вооружение одной из авиабригад. В сентябре 1933 года истребители И-4 были заменены на И-5. Новый вариант получил название «Звено-1 а». Однако в связи с появлением четырехмоторных ТБ-3 эта модификация просуществовала недолго.
В системе «Звено-2» авиаматкой уже являлся ТБ-3, а число истребителей увеличено до трех. Один из самолетов располагался на фюзеляже. Первый полет этого варианта был совершен в августе 1934 года. В «Звене-3» вместо бипланов И-5 крепились монопланы И-Z. Однако в одном из испытательных полетов произошла катастрофа, после которой этот вариант закрыли. С целью недопущения в дальнейшем чрезвычайных происшествий с летальным исходом в «Звене-5» один истребитель цеплялся под фюзеляж бомбардировщика уже после взлета. В воздухе истребитель очень точно подходил под фюзеляж, пристраивался к выпущенной ферме и зацеплялся своим крюком за поперечную перекладину. Затем ферма с помощью специальных устройств подтягивалась к фюзеляжу авианосца. Старт осуществлялся в обратной последовательности.
Первый испытательный полет состоялся 23 марта 1935 года. А в августе взлетело «Звено-6» — пара истребителей И-16, подвешенная под крыльями ТБ-3. В ноябре в воздух поднялся бомбардировщик с пятью истребителями. В этом варианте, получившем название «Авиаматка», при взлете и посадке два истребителя И-16 находились под крыльями, два И-5 — на крыльях, а один И-Z прицеплялся под фюзеляжем уже в полете. В июле 1937 года прошла испытания система «Звено-СПБ»: ТБ-3 с двумя И-16. Два года спустя, в ноябре 1939 года, было опробовано «Звено-7»: ТБ-3 стремя истребителями И-16, прицепившимися к авианосцу в воздухе.
В июне 1940 года на подмосковном авиазаводе № 207 было оборудовано пять комплектов «Звено-СПБ», которые поступили на вооружение 2-й специальной эскадрильи 32-го истребительного авиаполка 62-й авиабригады ВВС Черноморского флота. До конца года эскадрилья активно отрабатывала тактику применения нового вооружения по боевым кораблям. Однако в январе 1941 года командование флота потеряло интерес к необычному подразделению, приказав демонтировать установки.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Боевое крещение «Звена-СПБ» состоялось 26 июля 1941 года, когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать авианосцы, и для проверки было дано задание разбомбить «СПБ» нефтехранилище в Констанце. Задание было успешно выполнено — цель поражена без потерь. Противник не ожидал советские истребители, приняв их за своих. В ходе авиаудара истребители-бомбардировщики отсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели и после поражения цели вернулись на аэродром в Одессе, где дозаправились и вернулись в Евпаторию своим ходом.
В связи с успешной демонстрацией возможностей Звена-СПБ, 10 августа 1941 года был совершён авианалёт на основную цель — Мост Карла I на Дунае, через который, помимо войск, проходил также и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Для этого истребители дополнительно оснастили 95 литровым топливным баком, чтобы получить дополнительные 35 минут полёта. Атака производилась тремя носителями, но в одном из них случилась поломка, и он был вынужден вернуться назад, остальные выпустили истребители-бомбардировщики в 15 км от румынского берега. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись назад без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня — 13 августа 1941 года, в этот раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли существенно повредить мост. Истребители, нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись назад без потерь.
В тот день (13 августа 1941 года) Вахмистров обратился к генералу Коробкову с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении количества носителей. Но получил отказ, мотивированный тем, что ТБ-3 данной модификации снят с производства. « ответ генерала Коробкова: ВВС ВМФ имеют 12 самолётов ТБ-34АМ-34РН, из коих 5 самолётов уже оборудованы подвесками инж. Вахмистрова. Оставшиеся 7 самолётов считаю более целесообразным использовать в качестве транспортных. На получение хотя бы 10 самолётов ТБ-34АМ-34РН от ВВС КА рассчитывать нельзя, так как эти самолёты сняты с производства ещё в 1937 г. и выпущены были в весьма ограниченном количестве (около 150 шт.)».
После этой операции в строй было решено ввести ещё 2 носителя из 6 имеющихся в эскадрильи (так что в строю стало 5 носителей). А через два дня (16 августа 1941 года) адмирал Кузнецов попросил Сталина о новой партии носителей. В просьбе было отказано в связи с тем, что большая часть ВВС СССР была уничтожена в первые дни войны, а ТБ-3 не производились с 1937 года. На следующий день после просьбы адмирала Кузнецова (17 августа 1941 года) эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце.
Первые потери эскадрилья понесла 28 августа 1941 года, потеряв во время налёта на мост через Днепр в районе Запорожья один из истребителей. 29 августа 1941 года, во время повторного авианалёта на мост через Днепр, четыре И-16 были перехвачены истребителями Messerschmitt Bf 109. Воздушный бой завершился двумя сбитыми «мессерами».
В 1942 году «Звено-СПБ» совершили не менее чем 30 вылетов. По мере ухудшения обстановки на фронте применение системы становилось эпизодическим.
Источник: Арсенал. Интересно об оружии