3 фантастических подвига уничтожения немецких танков
Любая война рождает многочисленные мифы, причём зачастую поводом для них являются вполне реальные события, обрастающие невероятными подробностями. Иногда мифы создает солдатская молва, иногда их сочиняют органы пропаганды для поднятия боевого духа. Так было с незапамятных времён и Великая Отечественная война не стала исключением.
Из шестидюймовок по танкам
Если суммировать сведения об этой истории из разных источников, то получается следующее. В ходе битвы за Москву у командарма Рокоссовского совсем не было противотанковой артиллерии. У командующего фронтом Жукова тоже не было. Дело дошло до Сталина. В результате со складов извлекли 6-дюймовые пушки обр. 1877 года и старые английские снаряды. Так как у пушек почему-то не было прицелов, то целились через ствол. А так как у пушек не было противооткатных устройств, то их вкопали в землю. В результате подбили какое-то количество немецких танков (в зависимости от размаха фантазии автора) и остановили немцев. После такого небывалого успеха из этих пушек сформировали целый дивизион, который воевал даже в 1942 году.
Авторы этой истории не потрудились, во-первых, изучить документы, согласно которым, на тот момент в распоряжении командующего Западным фронтом Жукова было четыре полка противотанковой артиллерии, а в 16-й армии Рокоссовского их было аж десять. Во-вторых, авторы не разобрались в матчасти: пушек образца 1877 года никогда не существовало. Были пушки, у которых был канал с нарезкой 1877 года (до этого были пушки с каналом ствола 1867 года). В русской армии были 6-дюймовые пушки в 120, 190 и 200 пудов, принятые на вооружение в разное время. Прицеливание через ствол, как приём, в артиллерии существует, и опытный наводчик действительно может таким способом навести пушку по неподвижной мишени и даже попасть. Но навести таким способом шестидюймовку со скорострельностью один выстрел в минуту по движущемуся танку невозможно. После того как навели, пушку надо зарядить, а за это время танк уедет неизвестно куда. Кроме того, наводить врытое в землю орудие подобной конструкции невозможно вообще. У него просто нет горизонтальной наводки, поэтому для прицеливания придется поворачивать всё орудие. Картина же, в которой расчет ворочает пятитонную пушку, пытаясь навести её на движущийся танк, годится только для кинокомедии.
6-дюймовые пушки в 120, 190 и 200 пудов в 1941 году действительно иногда применялись для ведения неприцельного заградительного огня, благо к ним подходили все типы 152-мм снарядов, состоявших на вооружении Красной Армии. Об эффективности такой стрельбы ничего не известно, но мощные сорокакилограммовые снаряды по пехоте оказывали сильное психологическое действие.
Бронебойщик Лысенко
Особенность этой истории в том, что её описание базируется на документе о награждении, где сам подвиг описан. Правда, в послевоенное время к описанию добавили много «подробностей». В результате получилось примерно следующее. Бронебойщик Лысенко остался один на поле боя, где находилось пятнадцать немецких танков. Тремя выстрелами из противотанкового ружья он подбил сразу три танка. Когда к нему подполз ещё один танк, пытавшийся его раздавить, Лысенко вскочил на него. И как немцы не старались, они так и не смогли сбросить бронебойщика с брони. Потом он сам спрыгнул, подобрал ещё одно противотанковое ружьё и подбил ещё четыре танка. Остальные немецкие танки трусливо бежали. Своим подвигом он вдохновил весь батальон.
Дело было в августе 1943 года. В наградных документах написано лишь, что Лысенко остался один, подбил семь танков, был ранен и действительно вдохновил весь батальон, в результате чего двум другим батальонам удалось форсировать реку. В этой истории много вопросов. Совершенно непонятно, как сочетается «остался один» и «вдохновил весь наблюдавший за ним батальон»? Что делали пятнадцать немецких танков, когда он по ним стрелял (просто катались вокруг?) и где была немецкая пехота? Но интереснее всего, как же он подбивал танки одним выстрелом? Даже в 1941 году наставления предусматривали вести огонь по танку целым отделением (три расчёта ПТР), так как для поражения нужно было не менее десятка попаданий.
В 1943 году противотанковые ружья уже не могли бороться с танками, их переводили на другие цели, а количество в войсках стали сокращать. Почему же столь уникальное умение товарища Лысенко не стали изучать в войсках, совсем непонятно. Кроме него, за всю историю бронебойщикам удавалось подбить в одном бою не более двух танков, за что им сразу давали звание Героя. Видимо, военные крайне скептически отнеслись к данному событию.
С топором на танк
Согласно Википедии и прочим источникам, красноармеец Середа в августе 1941 года был поваром. На его кухню въехал танк, из которого вылез экипаж. Середа бросился на немцев с топором, они с испугу укрылись в танке. Тогда Середа влез на танк, ударом топора погнул пулемёт, накрыл брезентом смотровые щели, стал стучать по броне и давать команды несуществующему взводу. Немцы, видимо, хорошо знали русский язык и так испугались, что вылезли из танка и сдались в плен. Середа же связал четырех танкистов и положил на землю. Немцы оказались очень пугливые, особенно для 1941 года. Судя по тому, что их было четверо, речь шла про чехословацкий танк, у которого, кстати, пулемета было два (да еще и пушка). Повар Середа получается, хорошо знал чехословацкие танки и расположение смотровых щелей на них, раз смог их легко и быстро перекрыть.
Потом повар Середа, находясь в разведке, уничтожил немецкий танк, 20 мотоциклистов и трёх взял в плен. В представлении на награждение Середы про случай в разведке действительно так и написано. Собственно, в разведке бывает всякое, мало ли как он смог взорвать танк и уничтожить мотоциклистов (например, ночью, пока спали) и сколько в этом участвовало народу. А вот про первый случай указывалось, что Середа «вскочил на вражеский танк, схватил за ствол пулемета и водил вверх и вниз не давая стрелять». Про топор ни слова, про пленных тоже. Непонятно, как он не давал стрелять и вообще держался за ствол. Любой служивший в армии знает, что браться за ствол, из которого стреляют, дело опасное, руки можно прожечь до костей. И хотя авторы рассказов про повара-героя ссылаются на документальное подтверждение его подвига, в документах про то, как он с топором взял в плен танк и танкисто,в нет ни слова.
Автор: Кирилл Шишкин
Источник: Русская Семерка