Мыслить самостоятельно и творчески
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших учащихся любознательными, общительными, самостоятельными творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Учащимся важно дать метод, для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками, умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Одним из важных структурных элементов процесса обучения является мотивация учения. Исследования показывают, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действительным является познавательный интерес. Поэтому на своих уроках стараюсь создать условия для проявления познавательной активности. Так как широта интересов в среднем школьном возрасте может приводить к их разбросанности, то стараюсь сформировать устойчивый интерес.
Использование элементов технологии проблемного обучения позволяет повысить активность учащихся на уроке. Приемы создания проблемных ситуаций выбираю в зависимости от содержания изучаемого материала, возраста учащихся, уровня их развития. Учебную проблему ставлю на разных этапах урока: в начале, перед усвоением нового материала; в конце, при закреплении изученного; при проверке знаний. В ходе поиска ответа на вопрос учащиеся проявляют активность и самостоятельность. Степень самостоятельности разная, от незначительной (когда мысленно следят за ходом решения проблемы), до высокой, когда учащиеся самостоятельно выдвигают и решают проблемы
В учебном процессе с помощью контроля устанавливаю, что и как учащиеся усваивают, и каково их отношение к знаниям. Как можно больше заданий стараюсь перевести на взаимоконтроль и самоконтроль, так как это способствует развитию творчества самих учащихся, которые могут готовить собственные задания и их решение. Система моей работы на каждом уроке предусматривает развитие ребенка, его умственных способностей.
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией. Мы, педагоги, стараемся идти в ногу со временем, внедряя в процесс обучения новые методы и технологии.
Гульжаухар Алтынбекова,
КГУ «Средняя школа №2»
государственного учреждения «Отдел образования по городу Талдыкорган Управления
образования
Алматинской области».