Дошкольное образование: в ногу со временем!
Современные образовательные технологии в дошкольных образовательных учреждениях. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важным аспектом педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку. Взрослый в общении с детьми придерживается позиции: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Его цель - способствовать развитию ребенка как личности.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному образованию как первому звену непрерывного образования: обучение с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и т. д.). Он построен как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, характером. В него последовательно входят: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные черты предметов, сравнивать, противопоставлять их; группы игр для обобщения объектов по определенным критериям; группы игр, в ходе которых у дошкольников развивается умение отличать реальное от нереального; группы игр, развивающие способность контролировать себя, быструю реакцию на слово, фонематический слух, сообразительность и т. д.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя. Обучение в игровой форме может и должно быть интересным, занимательным, но не развлечением. Для реализации данного подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разработанные для обучения дошкольников, содержали четко определенную и пошаговую систему игровых заданий и различных игр, чтобы, используя эту систему, учитель мог быть уверен, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения того или иного тематического контента. Конечно, этот уровень достижений ребенка должен быть диагностирован, и технология, используемая учителем, должна обеспечивать этот диагноз с соответствующими материалами.
На занятиях с помощью игровых технологий у детей развиваются мыслительные процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми аспектами воспитательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народные игры как средство педагогической коррекции поведения детей.
Технология ТРИЗ. ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) создана ученым-изобретателем Т.Альтшуллер. Педагог использует нетрадиционные формы работы, ставящие ребенка в положение мыслящего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволит воспитывать и воспитывать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален тем, что как формируется ребенок, такой будет его жизнь, поэтому важно не пропустить этот период, чтобы раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.
Главный критерий работы с детьми - ясность и простота изложения материала, и постановка, казалось бы, сложной ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игры, повседневные ситуации - это среда, в которой ребенок научится применять решения ТРИЗ для решения стоящих перед ним проблем. Обнаруживая противоречия, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Первый этап - определение положительных и отрицательных качественных свойств любого предмета или явления, не вызывающих у детей стойких ассоциаций. Второй этап - определение положительных и отрицательных свойств объекта или явления в целом.
Парида Джексембаева,
учитель предшкольного класса СШ№2
Г. Талдыкорган.