Суббота, 23 Ноября 2024

Насколько рискованно возвращение казахстанских детей в школы

Насколько рискованно возвращение казахстанских детей в школы

С 1 сентября большинство казахстанских школьников вернулись в школы. Одни специалисты считают переход в офлайн-формат обучения лучшим решением, другие опасаются нового всплеска коронавирусной инфекции. Что же лучше в текущей ситуации?   

В канун нового учебного года в Алматы прошел «круглый стол» с участием представителей Министерства образования и науки РК и Министерства здравоохранения РК. Специалисты постарались выразить свое профессиональное мнение по ряду вопросов, связанных с организацией начала учебного процесса, и дали свои рекомендации по сокращению рисков массовых заражений в школах страны.

Руководитель республиканского общественного объединения «Общественный конт¬роль и мониторинг», участник гражданского штаба по борьбе с пандемией коронавируса «Ел үшін егілемін» Саида Таукелева отметила в своем выступлении, что получает сегодня огромное количество обращений из всех регионов. Родители обеспокое¬ны стартом учебного года по причине большого количества недостоверной информации, ее нехватки или же вообще отсутствия.

– Сейчас огромная нагрузка приходится на систему здравоохранения, – считает Саида Таукелева. – Нельзя сравнивать статистику роста заражения прошлого года с нынешней. «Дельта»-штамм дает совершенно другие цифры. При этом уровень вакцинации остается низким, ее темпы заметно упали. Но самым вопиющим фактом остается то, что более 74 тысяч педагогов, не имеющих противопоказаний, не вакцинировались.

Руководитель РОО «Общественный контроль и мониторинг» обратила внимание на то, что антилидерами в этом вопросе стали педагоги ВКО, где насчитывается 20 845 невакцинированных учителей. Следом идут Нур-Султан и Алматы – 15 098 и 12 102.

Ученый-вирусолог Асель Мусабекова при этом подчеркнула, что огромное количество учителей имеют факторы риска при COVID-19.

– Самый большой риск открытия школ не для детей, а для учителей, – заметила она. – А некоторые из них, как известно, не привиты. При этом нельзя в этом вопросе исключать проблему, связанную с покупкой паспортов прививок и медотводов.

Свой вклад в формирование рационального подхода к жизни у населения в условиях пандемии Асель Мусабекова вносит, проводя бесплатные информационные сессии о вакцинации. Она считает, что назрела необходимость сотрудничества разных ведомств, а именно представителей МОН РК, Минздрава РК и наших экспертов-врачей для того, чтобы они могли вести нужный просветительский и эффективный диалог с казахстанцами.

Затронув тему медотводов, председатель филиала Казах¬станского союза юристов в городе Нур-Султане, участник граж¬данского штаба по борьбе с пандемией коронавируса «Ел үшін егілемін» Серик Беркамалов заметил, что этот вопрос поднимается во многих регионах.

– Директора школ заставляют учителей с медицинскими отводами проходить ПЦР-тес¬тирование. Хотя это противоречит постановлению главного санитарного врача, где указано, что ПЦР-тестирование должны проходить только те, кто не имеет медицинских противопоказаний и всячески отказывается от вакцинации. Министерство образования и науки должно дать соответствующие разъяснения по данной ситуации, – подчерк¬нул спикер.

При этом заместитель председателя Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения РК Зауре Ахметова заявила о том, что на сегодня учителя школ привиты. Их охват составил 97,3%.

– С началом учебного года все педагоги и персонал школы будут проходить входной фильтр – бесконтактную термометрию. Если ребенок приходит с температурой, он не будет допущен в здание школы. Во всех школах внедрено приложение «Ashyq». Люди с желтым (контактный) и красным (инфицированный) статусами не будут допущены в организации образования, – уточнила Зауре Ахметова.

Она также рассказала, что отныне в школах введен обязательный формат – «Один класс». То есть полностью отменена кабинетная система обучения – каждый класс будет находиться на протяжении всего учебного процесса в одном кабинете. Среди необходимых мер в школах можно также отметить обеспечение в достаточном количестве дезинфицирующими средствами, проведение частых влажных уборок, раздельное нахождение начальных, средних и старших классов в школах, запрет на проведение общественных мероприя¬тий, в том числе родительских собраний. Определены подходы к регистрации заболеваемости: если в классе заболел один ребенок, то весь класс на 14 дней отправляется на карантин. Если более 30% классов в смене заболеют коронавирусом, то вся она будет также уходить на домашний карантин.

Зауре Ахметова отметила также, что при регистрации заболеваемости в домашнем очаге обязательно в экстренном порядке будет информирована сама школа.

– Таким образом, мы сможем вовремя изолировать заболевшего от его одноклассников, – дополнила Зауре. – Одним из требований в начале учебного года является обеспечение всех школ рециркуляторами. Кстати, учебные заведения их уже закупили в полном объеме, – заявила она.

Председатель Комитета дошкольного и среднего образования Министерства обрзования и науки РК Майра Мельдебекова уточнила, что приобретение рециркуляторов, санитайзеров и антисептиков в школах ведется за счет местных исполнительных органов, а в республиканских школах – за счет республиканского бюджета.

Майра Мельдебекова напомнила, что родителям, не желающим отпускать своих детей на учебу в офлайн-формате, предлагается продолжить дистанционное обу¬чение в асинхронном формате. Ребенку будут предоставляться платформы, информационные базы, учебники. Они будут обу¬чаться самостоятельно со сдачей впоследствии суммативных работ за четверть в школе.

Возвращаясь к теме опасности коронавируса для детей, ученый-вирусолог Асель Мусабекова пояснила, что с точки зрения вирусологии даже с учетом «дельта»-штамма по-прежнему COVID-19 у детей проходит дос¬таточно легко. Только в редких случаях он приводит к тяжелым последствиям. Тем не менее надо учитывать, что данный штамм во много раз заразнее, поэтому возникает необходимость моделирования разного рода сценариев распространения коронавирусной инфекции с момента открытия школ. В нашей стране каждый пятый ребенок страдает ожирением. Ожирение у детей, и в особенности у подростков, является фактором риска при COVID-19.

Между тем при онлайн-обучении нередко страдает психичес¬кое здоровье детей, родителей и учителей, заметила эксперт.

– В процессе онлайн-обучения мы столкнулись с увеличением экранного времени, а также случаев домашнего насилия, значительным снижением качества образования, которое мы должны будем нагонять в течение нескольких лет. В случае комбинированного подхода в обучении можно говорить о двойной нагрузке как на учителей, так и на родителей, – говорит Асель Мусабекова. – По мнению международных экспертов, школы должны закрываться последними и открываться первыми. Если школы работают исключительно в онлайн-режиме, то должны быть закрыты и ТРЦ, и развивающие центры, и бассейны, и в гости никто ходить не должен. При этом мы должны учитывать, что очень большое количество заражений у нас происходит в семье. Поэтому, учитывая негативные стороны онлайн-обучения и беря риски перехода детей в офлайн-режим, необходимо строго соблюдать санитарные нормы: правильно носить маски, мыть руки, следовать четкому алгоритму проветривания.

Картину заболеваемости детей коронавирусной инфекцией подробно описала главный внештатный педиатр Министерства здравоохранения РК, председатель правления Научного центра педиатрии и детской хирургии доктор медицинских наук, профессор Риза Боранбаева.

– Наш центр осуществляет мониторинг заболеваемости детей коронавирусной инфекцией. В целом с 1 января 2021-го заболел 54 391 ребенок, из них 203 – новорожденных. На сегодня больны коронавирусной инфекцией 5 402 ребенка, из них 87% лечатся в амбулаторных условиях, 13% – в стационарах. Это подтверж¬дает то, что COVID-19 у детей протекает в более легкой форме, чем у взрослых. На текущий момент 44% детей болеют бессимптомно, 41% имеют легкую степень течения болезни, 14% – среднюю, 0,2%, а это 12 детей, болеют тяжело – в основном это дети с сопутствую¬щей хронической патологией, фоновыми заболеваниями. Если говорить о смертности детей от коронавирусной инфекции, то, к счастью, смертность низкая. Тем не менее в этом году умерли 6 детей, из них двое – подростки 9 и 17 лет. Все они были с тяжелыми сопутствующими заболеваниями, – сообщила Риза Боранбаева.

Как показывает практика, в основном заболеваемость растет в семьях, на бытовом уровне. Поэтому сегодня, по словам профессора, очень важно повышать ответственность населения, обучать детей жить в условиях пандемии.

– Можно выделять финансирование, закупать маски, специальные дезинфицирующие средства, организовывать фильтры... Но если наши дети не будут знать, как правильно мыть руки, и сами не будут ответственны за это, то наши школы быстро закроются, – спрогнозировала Риза Боранбаева, добавив, что сегодня в медпунктах школ должны быть данные о детях с хроническими патологиями. Таких учащихся, скорее всего, нужно будет переводить на обучение в онлайн-режиме.
АВТОР:
Юлия Миленькая, "Казахстанская правда"

Другие новости

Особенному ребенку –  особый педагог

Особенному ребенку – особый педагог

«Ерекше бала - бір әлем, ал арнайы маман сол әлемн...

  22.11.2024   152
Вместе мы - сила: как  воспитать патриотов

Вместе мы - сила: как воспитать патриотов

«Актуальный тренд образования - патриотическое вос...

  22.11.2024   120
Новые грани сотрудничества

Новые грани сотрудничества

На днях в городе Каскелене, на базе частной школы...

  22.11.2024   92
Рецепт успеха сельской школы

Рецепт успеха сельской школы

Средняя школа №14 села Остемир Нуринского сельског...

  22.11.2024   92
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.