Первоклассник – это все еще маленький ребенок
За окном ноябрь, а значит у родителей, чьи дети пошли 1 сентября в школу, появилось время перевести дух и поразмыслить о том «счастье», которое свалилось на них в образе причесанного и «упакованного» в костюм, слегка бледного существа с огромным ранцем за спиной. И для ребенка, и для родителей наступила новая пора в жизни. Адаптация и тех и других в ней зависит от того, как прошел подготовительный этап к школе.
Традиционно в психологии ребенок, достигший 7-летнего возраста, считался готовым к школе, так как у него естественным образом сформировались все психологические новообразования, свойственные младшему школьнику (потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, определенный уровень самоконтроля, умение сознательно подчинять свои действия правилу, умение слушать, выполнять инструкции взрослого и работать по образцу).
Но в 21 веке система образования претерпела значительные изменения. Форм и способов подготовки к школе предлагается великое множество, сориентироваться в них очень сложно, а по сути, за внешней мишурой практически невозможно. Многолетняя практика доказывает, что лучше системной подготовки в условиях государственного дошкольного учреждения и массированного воздействия в течение учебного года в условиях школьных классов предшкольной подготовки еще никто ничего не придумал. Ключевым словом здесь является «подготовка», помноженная на родительскую заинтересованность и участие.
Изменение социальной ситуации развития современных первоклашек изменило возрастные нормы, определяющие младший школьный возраст. Однозначно можно сказать, что психологически первоклассники 10 лет назад были менее инфантильны, чем современные первоклассники. Есть дети, которых мучили усиленной подготовкой. Очень рано они познакомились с системой «уроков». В результате гаснет познавательная мотивация, создаются проблемы в обучении. Выходит, еще неизвестно, что лучше – функциональная готовность или просто функциональная зрелость.
Да, современные первоклассники не становятся младшими школьниками автоматически, одновременно с приходом в школу. Разобраться в этом можно лишь путем серьезных исследований. Но имеем то, что имеем. И с этим нам нужно что-то делать.
Прежде всего, помните, что не только вам трудно с ребенком в его новой роли. Ему самому трудно с самим собой. Тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Утром будите ребенка спокойно. Встречая ребенка из школы, не обрушивайтесь на него сразу с вопросом: «Что ты сегодня получил?». Имейте в виду, что есть периоды, в которые учиться сложнее. Для первоклашек – это первые 4-6 недель, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. Не торгуйтесь, говоря: «Если ты сделаешь хорошо уроки, то я дам тебе...». Помните, что ребенок может концентрировать свое внимание 10-15 минут. Но больше всего на свете ваш первоклассник нуждается в поддержке. Посвятите своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он почувствовал, что вы его любите и дорожите им. Помните, что первоклассник – это все еще маленький ребенок.
Юлия Шевцова,
учитель начальных классов,
КГУ «Средняя школа №2»
ГУ «Отдел образования по г. Талдыкорган
управления образования Алматинской области».