Учителя нашей независимости

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
Народная пословица.
Я часто задаюсь вопросом, и особенно в последние годы, годы стихийного рынка и предпринимательства, о том, как живется нашему учителю, и каков он теперь, наш современный учитель. И отчего все еще так сильна необъяснимая потребность иных, словно свыше призванных сердец, к этому сложному, благородному и бескорыстному делу – служению образованию и воспитанию нового подрастающего поколения?
Это стремление к учительству в наше рыночное время меня всегда бесконечно удивляло и восхищало, настойчиво напоминая о том, как неизбывны, как нетленны в здоровом гражданском обществе духовно-нравственные идеалы, как велик педагогический потенциал, как сильны еще казахстанские образовательные традиции, несмотря ни на какие трудности, вызовы и угрозы времени.
Где-то мною однажды было встречено (по-моему, в одном научно-педагогическом журнале) мудрое изречение: учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Замечательная мысль! Значит, надо обладать не только большим знанием, мастерством подачи материала, но и особенной любовью к делу преподавания, любовью, создающей притяжение, которое мы именуем педагогическим обаянием, искусством педагогики.
Мне не забыть моего первого учителя, бережно следившего за моим ростом и научившего меня читать по букварю. Я также помню и другого моего учителя, давшего мне путевку в большую жизнь. Вслед за ними судьба щедро дарила мне на своих дорогах талантливейших педагогов в стенах университета, воспитателей жизни. Как-то поэт сказал, что именно на них, учителях, держится вся наша безумная, грешная Земля, с ее бесконечными проблемами, с ее неразрешимыми противоречиями. Все лучшее, и именно то, что называется прогрессом, ведущей разумной и творческой силой планеты, – все идет от них, скромных и ярких, талантливых и просто старательных. Наши казахстанские космонавты, физики, писатели, экономисты и предприниматели, сделавшие свои открытия и достигшие успехов, начинали когда-то с маленьких школьных открытий и на учебно-производственных комбинатах, где их обучали наставники, учителя - носители конкретного знания, которое можно было применить в практической жизни.
Есть всемирно известные учителя человечества – Конфуций, Квинтиллиан, аль-Фараби, Толстой, Абай, Махатма Ганди, Тагор – всех не перечесть. А есть скромные учителя нашего школьного детства и университетского юношества – сотни и сотни безвестных гениев, бескорыстных трудяг, вдохновенных волшебников душ. И те, и другие формируют гуманное человечество, ведут молодежь к свету знания, к любви и добру, к пониманию человеком человека.
И история зачастую не щадит и самих учителей. Об этом горько писал Абай, вспоминая участь Сократа, величайшего из мировых учителей. Трагически сложилась судьба многих великих педагогов, до конца исполнивших свой долг. Достаточно назвать лишь Януша Корчака и Магжана Жумабаева, оставившего нам свою «Педагогику». Было время, когда великий казахский поэт преподавал русский язык и литературув средней школе. Безусловно, к первым романтикам науки, искусства, культуры и просвещения мы относим и всю блестящую плеяду просветителей Алаш. Все эти первые романтики стояли у истоков нашей независимости, были лидерами национально-освободительного движения в период большевизма, и нам хорошо известно, что в идейном их становлении лежало первоклассное российское демократическое образование, одухотворенное идеями борьбы с царизмом, с самодержавием, с колонизацией Казахского края. Яркими выразителями этих демократических идей были Л.Н. Толстой и Г.Н. Потанин. Все казахские просветители желали реформ и стремились к преобразованиям в жизни казахской Степи. Это особенно касается первых ученых и педагогов-просветителей Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, Абая, С. Торайгырова, С. Кубеева. Но здесь всегда нужно учитывать и другую, не менее важную грань этического и эстетического воспитания и образования наших писателей-просветителей. Все они дети Степи, где с древних времен были установлены педагогические традиции. Многие из них учились в аульных школах, некоторые – в городских медресе. Было и народное Степное знание мудрецов, о котором много писал А. Кодар. А это Степное знание предполагало не столько молчаливое повиновение, как иногда думают люди, не владеющие пониманием устройства жизни казахских кочевников и не слепое исполнение указов свыше, но соблюдение чести и достоинства певца, утверждающего истину, демонстрирующего свое мужество и бесстрашие перед собранием сильных. Такими учителями были с древних времен великие жырау и акыны, от Асана Кайгы и до Махамбета Утемисова, смело выступавшие от имени всего народа в ханской ставке. Следуя традиции военной демократии, эти гордые учителя Степи часто бросали в лицо несправедливым правителям резкие обвинения. И поскольку они были подлинные носители идей свободы и независимости, то мы и пришли сегодня к ней.
И в советское время, как и в любые времена, педагоги все так же продолжали благородное дело воспитания и образования, все так же творили, как и их предшественники, экспериментировали, формировали будущее время и новое растущее поколение. Это были замечательные педагоги наших прославленных школ, среди которых особо ярко выделяется деятельность выдающегося организатора образования и науки, руководителя первой в стране казахской школы №12 Р.Б. Нуртазиной, первоклассного методиста и ученого, уже в те годы заложившего основы обучения трехъязычию в национальной школе. Как методист и энтузиаст, Р.Б. Нуртазина раздвинула новые горизонты перед казахстанским советским учительством. Школа №12 города Алма-Аты была лабораторией творческих экспериментов и педагогических открытий. Именно о таких романтиках, как Р.Б. Нуртазина, сказал поэт: «на них держалась земля, наши открытия». И основная заслуга педагогического коллектива этой школы заключалась именно в том, что школа учила детей мыслить, творить и преобразовывать мир, реально участвовать в жизни общества и государства, чему сегодня, в эпоху независимости, мы видим много примеров. Наша страна богата талантами. В канун Независимости хотелось бы вспомнить о самоотверженном труде замечательного детского педагога Е. Ф. Исаченко – директора детского дома №1 города Алматы. Более 40 лет она отдала детям, лишенным тепла и внимания родителей. Среди подлинных романтиков и энтузиастов до конца преданных светлым идеалам образования, воспитания следует назвать учителя школы №74 Людмилу Григорьевну Козедуб, которая является хранителем нашей героической славы, военно-исторического музея, и также талантливого педагога, заслуженного учителя СССР Талканбаеву К. и отличника народного просвещения А. Каримову. Всех не перечесть, но и не вспомнить грешно.
Сейчас в Казахстане и во всем мире началась пандемия, время, когда учитель вынужден преподавать через online. Понимая, что это совсем не та традиционная система образования и воспитания, мы вспоминаем библейскую мудрость о том, что «все проходит, и это пройдет». Поэтому в год Независимости нашей страны мы с гордостью назовем наших лучших учителей, первых романтиков нашей науки, образования и воспитания.
И думая о людях, работающих уже в школе сегодняшнего дня, мне приходится вновь и вновь обращаться к мысли великого педагога и философа Л.Н. Толстого о том, что «не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
Учителем быть современным не просто.
Душою быть должен гигантского роста,
Чтоб видеть легко мог проблемы детей
Чтоб рядом с таким было легче, теплей.
Чтоб мог поддержать, если вдруг неудачи
И мог научить разрешить все задачи.
Работой своей чтобы был одержим
Во все времена он быть должен таким!
Куаныш Тунгенбаева,
преподаватель Алматинского колледжа связи при
Казахско-Американском Университете.