В новую эпоху нужны новые учителя
События, которые произошли в стране 4-7 января 2022 года, преподали нам урок. Не только государство оказалось в опасности, но и многие наши недостатки вскрылись. Благодаря своевременным, спешным шагам и рациональным решениям Президента все обошлось.
Выступление Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева 11 января 2022 года перед депутатами Мажилиса и народом укрепило уверенность в завтрашнем дне. В тот же день Касым-Жомарт Токаев обозначил работу, которую предстоит проделать в ближайшее время новому Казахстану.
Недаром в нашем народе говорят: «Тот, кто скрывает свою болезнь, умирает». («Ауруын жасырған өледі»). Понятно, что в развитии любой страны есть недостатки и пробелы. И поэтому большинство казахстанцев, которые смотрели и слушали выступление К. Токаева, кивали головой и одобряли его речь. Это означает, что казахстанцы поддерживают своего Президента.
Один из недостатков в стране – это низкое качество образования. Действительно, качество образования резко снизилось, особенно в последние годы. Многие считают, что причиной является глобальная пандемия, связанная с коронавирусом. Нет сомнения, что эпидемия повлияла, но следует искать ряд причин снижения качества с прежних времен.
В первую очередь, следует поднять кадровый вопрос. Поневоле вспоминаем высказывание Сталина: «Кадры решают все». Встречаются случаи, когда в школах обучают детей малоквалифицированные, имеющие неглубокие знания люди. Их ряды пополняют те, которые купили диплом и устроились на работу в школу за взятку, и те, которые при обучении не выходят за рамки школьных учебников. Понятно, что вклад учителя, не выходящего за рамки школьного учебника, мизерный. Из этого делайте сами выводы.
В 20-30-годы ХХ века, когда взрослые благословляли, они говорили: «желаю тебе стать учителем» («мұғалім бол»). А в последние годы мы наблюдали обратную картину. Родители своим детям говорили, чтобы они не выбирали специальность педагога.
А все потому, что упал статус учителя в обществе. Не секрет, что по результатам конкурса после ЕНТ на педагогические специальности были приняты абитуриенты, которые не смогли перейти на выбранную специальность. То есть молодой человек в высшем учебном заведении, который готовит педагогов, оказался случайно. Педагогами, в основном, работают женщины. Удельный вес мужчин в общем количестве учителей - мизерный. Из этого также можно сделать соответствующий вывод.
Теперь несколько слов о нынешнем состоянии подготовки кадров педагогов. Прежде всего - об учебных планах. Дисциплины, преподаваемые в образовательных программах вузов, готовящих педагогов, должны быть практикоориентированными. К сожалению, содержание образовательных программ порой бывает скудным. Многие дисциплины носят красивые, современные названия, а на самом деле их содержание нечасто меняется. Встречаются повторяющиеся предметы, не говоря уже о дисциплинах, не ориентированных на практику. Есть программы, которые не включают дисциплины, отвечающие современным требованиям образовательного процесса. Порой отсутствуют предметы, необходимые для повышения эффективности профессиональной деятельности будущего педагога в соответствии с современными требованиями. Кроме того, нечасто уделяется внимание преемственности дисциплин. Результатам обучения уделяется недостаточно внимания. Программы составляются без участия работодателей. Это означает, что программы разрабатываются без учета требований работодателя. При подготовке конкурентоспособных специалистов, в том числе учителей, не всегда совершенствуются методы обучения.
Не будет преувеличением сказать, что вузовский учитель остался под грузом бумаги. Как отметил Президент, в стране есть учреждения, организации и т.п., которые создают макулатуру. Подготовка этой макулатуры занимает золотое время учителей. Поэтому не хватает времени на подготовку к лекциям и семинарским занятиям.
В последние годы в подготовке учителей, особенно в области оценки знаний, есть факты, не совсем подходящие к реальной действительности. Можно с уверенностью сказать, что выставление промежуточных или экзаменационных баллов в вузах для учителя - это сплошная математика. Чтобы не лишать студента стипендии, преподаватели невольно стараются завышать оценки. Кроме того, чтобы не было нареканий со стороны руководителей факультетов и кафедр о снижении успеваемости, также выставляются хорошие оценки.
Выпускнику высшей школы, пришедшему на предприятие или в учреждение, задают один и тот же вопрос: «Чему вас только обучали в университете?!». И это, увы, стало обыденным явлением. На самом деле все чаще встречаются случаи, когда молодой специалист, освоивший теорию профессии, не может применять ее на практике. Потому что профессиональные практики проводятся формально. Все, что требуется от практиканта – это наличие документов, подтверждающих прохождение практики. Печально, что на производстве не всегда есть наставники для обучения молодых специалистов, или есть те, кто сознательно не хочет учить, опасаясь, что они займут его место.
Президент поручил открыть в стране пять вузов, в том числе на западе страны. Понятно, что для открытия таких учебных заведений нужны специалисты. Специалистами в таких учебных заведениях могут быть нынешние магистранты и докто- ранты. Президент Касым-Жомарт Токаев создал для этого все условия, повысив им стипендии. На такую заботу молодые люди должны откликнуться. Ибо именно они – профессионалы, способные соответствовать современным требованиям и верно служить стране. Для этого подрастающее поколение должно много читать, вести исследования, находиться в постоянном поиске глубоких знаний и навыков. Знания нужно искать не в телефонах, а в библиотеках.
Мы не должны забывать, что будущее нашей страны находится в руках образованной, опытной, творческой и предприимчивой молодежи! Нет людей, которые бы не хотели жить и трудиться в новом Казахстане. Для этого мы должны верно служить стране и способствовать процветанию республики.
Оразгуль МУХАТОВА,
доктор исторических наук,
профессор,
главный научный сотрудник
института истории
и этнологии им. Ш. Уалиханова.