Пятница, 22 Ноября 2024

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

Скоро 1 сентября!

Совсем немного осталось до начала нового учебного года. И родители, и дети считают последние дни летних каникул, с трудом пытаясь настроиться на рабочий лад.

От «ничегонеделания» к режиму

Подготовка учащихся к школе – самый актуальный в августе вопрос. И дело не только в покупке школьной формы и канцелярских принадлежностей, но и в психологическом настрое. Как настроиться на учебу после долгих каникул, а первоклашкам без проблем влиться в школьную жизнь – об этом мы беседуем с педагогом-психологом столичной школы-гимназии № 3 Людмилой Антоновной Вишневской.

– На летних каникулах всегда расслабляешься и отвыкаешь от занятий. А потом, не успел оглянуться, и – снова 1 сентяб­ря, школьные занятия и груз ответственности. Как же ребенку помочь вернуться к режиму без головной боли и стресса? – обозна­чает предмет нашей беседы Людмила Антоновна.

Период адаптации после летних каникул длится две-три недели. В начальных классах она проходит острее, но быстрее, а в старших – спокойнее, но дольше. Большинство учащихся не могут быстро перестроиться, втянуться. Иногда родители в первые учебные дни замечают беспокойный сон, плохой аппетит, страхи, плаксивость, перепады настроения, конфликтность, обидчивость, несобранность, суетливость, невнимательность, неусидчивость, трудность включения в работу, неумение планировать.

Что же делать взрослым членам семьи? Во-первых, самим быть спокойными и сдержанными. Беседовать доверительно и мягко. Находить, за что можно похвалить и поощрить. Вселять уверенность в силы ребенка. Наблюдать за поведением. Уметь говорить, слушать и слышать. Фиксировать внимание на положительных проявлениях. Повышать интерес к учебной деятельности. Не устраивать дополнительных нагрузок. Подсказывать, с чего начать. Давать пошаговые инструкции (памятки).

– Во-вторых, повторяйте пройденное. Начинайте как можно раньше. С учениками начальных классов повторяйте таблицу умножения, читайте, пишите письма. Со старшеклассниками выделите час на чтение или решение задач. В-третьих, не перегружайте ребенка с первого дня дополнительными занятиями – кружки, секции, репетиторы подождут, начните чуть позже. Переход от летнего «ничегонеделания» к интенсивному режиму должен быть плавным, – говорит психолог.

Не следует забывать и о том, что школьник у вас в семье не просто прилежный ученик, но и ваш любимый малыш. Купите ему то, что он давно просил. Приобретите портфель, который ему нравится, но при этом, конечно, удобный и функциональный. Предоставьте некоторую свободу действий, например, в выборе учебных принадлежностей.

Также специалист рекомендует заранее перестроить график сна и приучать ребенка к школьному режиму. Летом, как правило, дети ложатся поздно и спят чуть ли не до обеда. Сон, конечно, для них полезен, но желательно, чтобы он был в положенное время.

Еще очень важно вместе составлять распорядок дня. Мой сын, к примеру, любит с вечера обсудить все планы на завтра, и это помогает и ему, и мне быть в тонусе и успеть все, начиная от важных дел и заканчивая досугом.

Перед школой было бы неплохо посетить врачей, если ребенок состоит на учете, или просто для профилактики. Проверьте зрение. Больше гуляйте на свежем воздухе. Как-нибудь устройте праздник «Прощание с летом» – это поможет настроиться на позитив.

В первый раз в первый класс

Самый большой стресс, конечно, испытывают будущие первоклассники и их родители. Начало обу­чения в школе – это переломный момент в жизни каждого. У членов семьи резко меняется образ жизни, обретается новое положение в обществе, изменяются условия, в которых действует ребенок. Если первоклассник хорошо адаптируется к новым условиям, примет душой и сердцем школу, учителя, своих одноклассников и сам процесс получения знаний, то ему будет комфортно в школе все положенные годы.

– Каждого родителя будущего первоклассника интересует вопрос, готов ли его ребенок к школе. От этого будет зависеть отношение малыша к учению, его успеваемость, взаимосвязи с учителем и со сверстниками, собственная самооценка, – говорит Людмила Вишневская.

Психологическая готовность к школьному обучению – один из важнейших итогов развития ребенка за первые семь лет жизни. В первую очередь нас должна интересовать физическая и физиологическая готовность, здоровье ребенка. Физиологическая готовность является фундаментом школьной жизни. Основные функ­циональные системы организма должны быть развиты, чтобы ребенок не испытывал труднос­ти при обучении. Сюда относится развитие скелета, мышечной системы, мелкой моторики рук, смена зубов на постоянные.

Но чаще всего родители отдают приоритет интеллектуальной готовности, стараются пополнить запас конкретных знаний, умений и навыков, научить читать, считать, рассказывать. Многие воспитанники детских садов и развивающих центров приходят в школу достаточно интеллектуально развитыми и с хорошей познавательной активностью.

Однако, психолог с сожале­нием отмечает растущий с каждым годом спад мотивационной готовности. Раньше все без исключения первоклассники хотели в школу, стремились учиться. Сейчас добрая половина заявляет, что учиться не хочет и в школу не пойдет.

– Девочка, окончив первый класс, в августе говорит бабушке, что очень хочет в школу. «Но не подумай, что учиться! Хочу потусоваться с одноклассниками, соскучилась», – признается она. У будущего школьника надо формировать мотивацию к учению, умение трудиться, познавательные потребности. Ему придется выполнять не только интересные, но и скучные задания, и он обязан делать их хорошо. Здесь мы выходим на еще один вид готовности – волевую готовность. Способен ли ребенок контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями и поведением в целом? Наличие волевых качеств помогает первокласснику длительное время выполнять задания, не отвлекаться, доводить дело до конца. Раньше ребенок с истериками попадался один раз в пять – семь лет, сейчас почти каждый год. А ведь это закрепленная форма поведения, принесенная из семьи, – рассуждает специалист.

Социальная готовность не страдает у детей, посещавших детский сад, «развивашку» или выросших в многодетной семье. Такие дети легко принимают новую социальную позицию – положение школьника. Они легко входят в жизнь класса, легко налаживают отношения с окружающими, умеют работать в группе, играть по правилам. Социальная готовность предполагает у ребенка адекватную самооценку своих способностей, своей деятельности и ее результатов.

Понятно, что все виды готовности надо рассматривать в комплексе. Ниже мы приводим специальный тест, благодаря которому родители шестилеток могут определить, готов ли их малыш к школе. Пройдите его и не игнорируйте полученный результат. Всегда есть возможность отложить поступление в первый класс, учитывайте инди­видуальность и потребности вашего ребенка.

Так почему же у ученика могут возникнуть трудности? Причин немало. Во-первых, это столкновение с новыми требованиями – в школе он должен внимательно слушать, не отвлекаться, подчиняться установленным правилам и порядку. Дома его также ждет изменение режима дня, самостоятельность в поведении, самообслуживание, выполнение поручений.

Немаловажны и новые отношения: малыш может волноваться, а будут ли со мной дружить, будут ли дразнить и обижать. Есть и возрастные особенности, семь лет – это новый цикл ­человеческой жизни. Эмоциональность, возбудимость, быстрая утомляе­мость, неустойчивое внимание, зависимость от внешней ситуации – все это сейчас может быть болезненным для вашего ребенка.

Поэтому ему как никогда нужна поддержка взрослых. Постарайтесь избегать негативных родительских установок и станьте сыну или дочке настоящей опорой и оплотом тепла и доброты.

Советы для родителей

Людмила Вишневская дает некоторые конкретные советы родителям учеников. Например, если ребенок плохо пишет, то зачастую причина кроется в неразвитых мышцах пальцев (мелкая моторика). Разви­вается это мелкой кропотливой работой – рисованием, лепкой, конструированием, вязанием, вышиванием, бисероплетением, вырезанием картинок, аппликацией, пальчиковой гимнастикой.

Если школьник часто и легко отвлекается, это говорит о недостаточном внимании, любви и заботе по отношению к нему. Проявите это внимание, поддерж­ку, займитесь совместной деятельностью, обеспечьте успех.

Порой ребенок демонстрирует негативизм, и такое нарушение дисциплины может быть единст­венно известным ему способом привлечь внимание. В данном случае наказание служит для него поощрением. Имейте в виду и делайте выводы!

Причины хронической неус­пешности могут быть разными: недостаточная готовность к школе, тревожность, неуверенность в себе, а также завышенные ожидания родителей. Помощь заключается в устранении этих причин.

Школьная незрелость может проявляться и в таком явлении, как психофизический инфантилизм – поведение дошкольника, несформированная самооценка. Желательно такого ребенка подержать еще год в дошкольном учреждении.

Такие признаки дезадаптации, как страхи, слезы, перепады настроения, тревожный сон, фантомные боли в голове или животе, могут свидетельствовать о том, что ребенку трудно дается учение, ему некомфортно. Надо выяснить причину, понаблюдать, послушать, поговорить.

Если же школьник не справ­ляется с домашними заданиями без родителей, это говорит о его неуверенности в себе, тревож­ности, несамостоятельности. Нужно так помогать, чтобы развивалась самостоятельность. Надо вселять уверенность, поднимать самооценку, хвалить за промежуточные результаты. Наталкивайте на правильное решение, на узловой вопрос. Советуйтесь с учителем и наблюдайте за выполнением.

Причина того, что ребенок плохо просыпается утром, кроется в невыработанном динамическом стереотипе. Научите его пользоваться будильником, который можно торжественно подарить со словами «Это теперь твой друг!». Включите погромче телевизор. Не торопите, а лучше укажите точное время: «Через 10 минут садимся за стол, через 30 минут выходим из дома». Не дразните и не торгуйтесь за лишние минуты, лучше поставить стрелку на пять минут раньше и разрешить чуть дольше полежать в кровати.

Укладывать спать надо в одно и то же время, причем делать это должны сами родители. Перед сном хорошо бы доверительно поговорить, внимательно выслушать, успокоить, показать, что вы понимаете страхи своего ребенка и всячески его поддерживаете.

Еще несколько коротких советов для родителей младшеклассников от Людмилы Вишневской. Поиграйте с ребенком в «школу», расскажите о ней, а также о своих школьных годах. Читайте вместе, обсуждайте книжки, делитесь впечатлениями. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Постепенно формируйте прилежание, аккуратность, ответственность.

Не пугайте трудностями и неудачами. Предоставьте право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибок, а умел их находить и исправлять.

Приучите содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности. Оборудуйте рабочее место школьника.

Повторяйте правила дорожного движения. Знакомьтесь с новыми друзьями вашего первоклассника. Будьте внимательны к жалобам на недомогание – это может быть признаком дезадаптации.

Учите быть вежливым и культурным в обращении с людьми. Хорошие манеры ребенка – это зеркало отношений в семье.

Приучайте к самообслуживанию и самостоятельности. Соблюдайте режим прогулок на свежем воздухе и проводите больше времени вместе. Показывайте ребенку, что его любят таким, какой он есть, а не его достижения. Не сравнивайте с другими.

Отвечайте на любые вопросы честно и терпеливо. Думайте о детском банке счастливых воспоминаний. Ставьте себя на место ребенка. Обсуждайте правила и нормы, с которыми он столкнулся в школе, объясняйте их необходимость и целесообразность.

Находите, за что можно похвалить. Поддерживайте в желании добиться успеха. Вселяйте на­дежду. Настраивайте на позитивный лад. Доказано, что ребенка нужно обнимать не менее восьми раз день. Дайте ему защиту и любовь.

Будьте терпеливы, неторопли­вы и последовательны. Живите интересами своих детей. И никогда не теряйте чувства юмора – это поможет всем вам справиться со всеми перипе­тиями школьной жизни.

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15–20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стес­няется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

8. Умеет ли читать хотя бы по слогам?

9. Считает ли до 10 в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Умеет ли управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

13. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

14. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

15. Любит ли ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и так далее?

За каждый утвердительный ответ – один балл.

Результаты теста:

15 баллов – ваш ребенок вполне готов к обучению в школе. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него возникнут трудности в обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

10–14 баллов – вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

9 и менее баллов – вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу. Но не стоит отчаиваться – упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать умение учиться.

АСЕЛЬ МУКАНОВА, «Казахстанская правда»

 

 

 

 

Другие новости

Особенному ребенку –  особый педагог

Особенному ребенку – особый педагог

«Ерекше бала - бір әлем, ал арнайы маман сол әлемн...

  22.11.2024   117
Вместе мы - сила: как  воспитать патриотов

Вместе мы - сила: как воспитать патриотов

«Актуальный тренд образования - патриотическое вос...

  22.11.2024   80
Новые грани сотрудничества

Новые грани сотрудничества

На днях в городе Каскелене, на базе частной школы...

  22.11.2024   66
Рецепт успеха сельской школы

Рецепт успеха сельской школы

Средняя школа №14 села Остемир Нуринского сельског...

  22.11.2024   66
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.