Решит ли «Комфортная школа» проблему качества обучения?
На тему дня
«Качество среднего образования – еще одно важное условие становления успешной нации. Каждому ученику должны быть созданы благоприятные условия для всестороннего обучения и развития. Именно поэтому был запущен национальный проект «Комфортная школа». К 2025 году мы создадим условия для обучения в современных школах 800 тысяч детей. Таким образом полностью решим проблему школы, работающей в режиме ЧП и обучающейся в три смены. Это значительно сокращает разницу между сельскими и городскими школами. В целом, строительство школы должно стать одной из главных задач Правительства и акиматов», - отметил Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество».
В этих словах заключена важнейшая роль государства в повышении качества образования. Как выглядит все в современных реалиях? Как решаются поставленные Президентом задачи по модернизации образования и строительству современных школ, где одним из основных пунктов определена стратегия пилотного проекта «Комфортная школа»? Отметим, что по данным министерства просвещения, в стране насчитываются 7712 школ, из них 2441 – в городской местности и 5271 – в сельской. Только за последние десять лет контингент учащихся вырос на один миллион. Сегодня дефицит ученических мест составляет 240 тыс., и если не строить новых школ, то эта цифра к 2025 году вырастет до 1,2 млн. Перспектива не радужная.
Согласно сведениям национальной образовательной базы данных: на 1 января 2023 года 37 школ признаны аварийными, а в 142 - ведется трехсменное обучение. Более того, в Казахстане насчитывается свыше 500 школ, которые сданы в эксплуатацию 50-70 лет назад. Их нужно заменить на новые. В Казахстане есть еще школы, построенные из самана, дерева и даже камыша. 710 существующих школ находятся в ветхом состоянии. Сегодня выявлены 353 каркасно-камышитовые школы, 69 деревянных и даже 5 школ, сделанных из тростника. 40 школ размещены в складских, придомовых и других приспособленных зданиях. А 177 школ эксплуатируются уже более 70 лет.
По официальной статистике, всего 147 школ имеют трехсменное обучение. Дети учатся в 33 школах, признанных неблагополучными. 6 из них относятся к Талгарскому району. Исследования говорят о том, что максимально допустимое число учеников в классе – это 12 человек. Однако сегодня каждый пятый школьник обучается в переполненном классе, где занимаются от 25 до 35 человек и выше. В министерстве просвещения отмечают, что наиболее актуальна эта проблема в пяти регионах страны: Астане, Алматы, Шымкенте, Туркестанской и Алматинской областях, где дефицит ученических мест составляет 59% (159 тыс.) от общего показателя.
Дети учатся и в актовом зале
Талгарский район - это один из динамично развивающихся регионов области, сюда непрерывно стекается население из других населенных пунктов и сел, поэтому неудивительно, что 6 школ переполнены. Причем, доля роста контингента и прироста в общем раскладе составляет почти 30% от общего числа масс. Не радужно обстоят дела в сельских населенных пунктах, таких как Жалғамыс, Жаналык и Талдыбулак, Айганым и Кызыл-Ту-2. Проблема отмены трехсменного образования поднималась там родителями давно и долгое время. Я сама была свидетелем того, как жители города, обращаясь в СМИ, были обеспокоены тем, что их детям снова придется тесниться в школьных кабинетах и поздно возвращаться домой. Родители уже адресовали этот вопрос местным властям, которые обещали исправить ситуацию в ближайшие годы.
Многодетная мать Акерке Назимова всегда с нетерпением ждет предстоящий учебный год. Женщина надеялась после многих обещаний чиновников от отраслевого ведомства, что в этом году обучение в СШ №34 с. Талдыбулак Бельбулакского сельского округа будет в двухсменном формате: «Не хочется, чтобы мои дети учились в третью смену. Не хочу, чтобы они сидели до позднего вечера в школе и в темноте возвращались домой», - говорит жительница Талгарского района.
Школа построена для 320 учеников, а здесь - 1843. Дефицит мест составляет - 867 человек. По словам директора средней школы-гимназии им. Абдыгулова №34 Замзагуль Мариповой, которая показала мне учебные классы, даже актовый зал, где должны проходить общешкольные мероприятия, поделен на классы, где в тесноте и не в обиде занимаются учащиеся по русскому и английскому языку, то есть вынужденно происходит деление на языковые группы. Там же стоит еще один узкий и длинный стол, приспособленный для совместной работы учеников и учителей. При всей компактности школы дирекция умудрилась рассадить обучаемых даже в подсобных помещениях площадью 13 кв. м, на узком пространстве которых ютятся по 10-12 человек. «О каком комфорте и качестве обучения может идти речь?», - вопрошает душой болеющий за подрастающее поколение директор.
Всего же нехватка ученических мест в Талгарском районе составляет порядка трех тысяч. За отмену трехсменок выступают родители и других школ района: СШ 37 им. Жансугурова в селе Жаналык (дефицит мест 1107), СШ 15 селе Жалгамыс (дефицит мест 406), СШ 13, СШ 31 села Туздыбастау, СШ 34 села Туздыбастау (дефицит мест 867), 2 школы в селе Кендала (дефицит мест 852). Жители вышеназванных населенных пунктов просят администрацию местной школы обратить внимание на эту проблему и найти решение.
К примеру, в печально известной школе села Даулет на строительство которой в 2019 году было потрачено 1,6 млрд тенге бюджетных денег, ввиду отсутствия должного контроля за ходом строительных работ, учебное заведение находится в аварийном состоянии. Тем временем дети третий год подряд вынуждены учиться в онлайн-формате.
«Строительство новых школ должно быть одной из приоритетных задач Правительства и акимов»
Ссылаясь на рапорты руководителей от районного образования, в скором времени по причине ликвидации трехсменного обучения, готовятся проекты строительства новых школ по программе «Комфортная школа» в вышеназванных селах района. Строительство этих школ планируется на 2023-2024 годы, благо земельные участки под эти планы есть. Что же это за пилотный проект, запускаемый государством? Знаю, что основной целью национального проекта «Комфортная школа» является - ликвидация трехсменных и аварийных школ, сокращение разницы между сельскими и городскими школами по качеству образования, повышение качества образования, введение новых требований в соответствии с современными. Целью также является - создать комфортные и безопасные условия для учащихся и учителей, к 2025 году построить школы нового образца в городах и быстроразвивающихся поселках.
При этом акимы несут личную ответственность за предоставление земельных участков под строительство школ, строительство инженерной инфраструктуры, дорог, определение маршрутов общественного транспорта и обеспечение педагогическими кадрами, принятие в собственность школ и т.д. «Комфортная школа» — это особенный проект, чем просто строительство школы. Например, в столице построили новую школу, и все жители хотели отдать в нее своих детей. Ведь в этой школе созданы все благоприятные условия. Также есть школа робототехники, физики и химии. Какая современная техника вам нужна - она всем оснащена. Вот такие будут строить школы. Будет отдельный блок для начальных классов. Собственная кухня, туалет и другие бытовые кабинеты устроены отдельно. Этот проект также станет основой для решения проблемы доступа. Это же мечта любого ученика. А представляете, как ждут такую школу дети, занимающиеся в третью смену.
Выступление Президента подарило надежду сотням тысяч жителей района и области.
По словам акима Талгарского района Таната Айдарбекова, шесть таких школ будут построены в Талгарском районе. Следует отметить, что по информации районного управления образования, в настоящее время в Талгарском районе функционируют 43 общеобразовательные школы и 2306 классов. Работает почти пять тысяч педагогов, учащихся - 49867.
Сегодня 6 школ в 5-ти густонаселенных селах вынуждены учиться в 3 смены. Само собой разумеется, что это, в свою очередь, является основной причиной, способствующей снижению уровня качественного образования. Это важный и открытый вопрос для Талгарского района. В связи с этим, жители надеются, что блага проекта «Комфортная школа» дойдут и до нашего района и сел, и новые школы действительно будут комфортными для обучения и воспитания детей, работы учителей.
Еще одним преимуществом «Комфортной школы» является то, что ученикам не нужно беспокоиться о том, чтобы нести сумку, полную книг, и идти далеко. При этом одной из основных задач проекта является внедрение системы «Электронное обучение» на основе опыта развитых стран в сфере образования (Южная Корея, США, Великобритания, Малайзия, Канада, Австралия), а содержание образовательных ресурсов будет адаптировано и разработано к условиям Казахстана.
Известно, что в 21 веке развитые страны мира начали переход к электронному информационному обществу. По сравнению с ними известно, что перевод сферы образования в полностью электронный формат является приоритетным для нашей страны, создающей сейчас электронное правительство. В связи с этим постепенно внедряются механизмы создания электронных учебников для всех уровней системы образования. Она является не только источником информации для учащегося, но и дает прекрасную возможность каждому получить максимально глубокое образование, вести процесс обучения индивидуально. В текущем учебном процессе используются компьютерные учебники, сборники отчетов, энциклопедии, системы тестирования и мониторинга, справочные системы. Но это поле еще требует совершенствования, полного оснащения в соответствии с требованиями мирового образования. Поэтому остро встал вопрос о дистанционном обучении школьников с использованием электронных учебников. Это означает, что учащийся, дифференцируя свои личностные возможности, повышает стремление к обучению, саморазвитию, исследованиям, создает свою потребность. Если учесть, что основное требование для выполнения этих требований зависит от владения компьютером учащегося, то не все дети имеют доступ к компьютеру не только в районе, но даже в стране. Это стало проблемой, которую нужно решать быстро и не дожидаясь обычных школ. Поэтому понятно, что в проекте «Комфортная школа» среда обычной школы также находится в центре внимания. В связи с этим Правительством уже поставлены конкретные задачи, и процесс запущен в действие.
На личном контроле главы области
Вопросы выполнения национального проекта «Комфортная школа» находятся на контроле акима области Марата Султангазиева.
В рамках реализации проекта в регионе планируется построить 63 новых очага образования на 68 200 мест. В текущем году планируется начать строительство 28 школ и ввести их в эксплуатацию в следующем. Остальные 35 школ планируется завершить в 2025 году.
Главным оператором проекта «Комфортная школа» назначено АО «Samruk-Kazyna Construction». В Алматинской области имеются 52 трехсменные школы, проблему которых и планируется решить благодаря нацпроекту. На сегодняшний день по 28 учреждениям среднего образования получены государственные акты на землю. В 2024 году планируется начало строительства 35 школ, где по 30-ти имеются также государственные акты на землю, по оставшимся земельным участкам в Талгарском районе ведутся процедуры по изъятию.
Вместе с тем АО «Samruk-kazyna Construction» произведена предварительная посадка типовых проектов 28 школ, запланированных к строительству в 2023 году. В текущем году для начала строительно-монтажных работ этих школ из средств республиканского бюджета выделено свыше 59 млрд тенге.
В заключение хочу процитировать слова-назидания великого мыслителя Абая: «Хочешь, чтобы твое дело было успешным, найди правильный путь». Верим, что данный пилотный проект, действительно, тот самый правильный путь, который поможет решить вопрос дефицита ученических мест и создаст все условия для повышения качества, гармоничного развития наших детей. А после его успешной реализации станет основой нового подхода к строительству школ уже по всей стране.
Фатима ЕРЖАНОВА,
Талгарский район