Как заинтересовать ребенка учебой?

В далеком 1782 году состоялась премьера комедии Дениса Фонвизина «Недоросль», знакомая многим фраза из которой быстро превратилась в знаменитую пословицу: «Не хочу учиться, хочу жениться!». Вот об этом как раз сегодня и поговорим, а точнее, о том, как стимулировать у ребенка интерес к познанию и мотивировать его на учебу.
Сразу хочу сказать, что на страницах нашей газеты мы уже поднимали тему отсутствия у детей стремления учиться в школе, говорили о причинах, способах мотивации, давали практические советы. Если вы еще не ознакомились с ними, то обязательно прочтите эти материалы на нашем официальном сайте ognialatau.kz - там вы найдете еще много полезной информации.
Сегодня мы продолжим раскрывать эту тему, а своим опытом в этом вопросе поделятся опытные педагоги из Енбекшиказахского района, которые раскроют свои секреты по вовлечению ребенка в учебный процесс.
Согласитесь, сегодня причин нежелания учиться у детей очень много. Мы живем в век технологий, когда их больше интересуют мобильные телефоны, компьютерные игры и интернет с его бесконечными социальными сетями, мессенджерами, блогерами и т.п. Но это не единственная причина.
С каждым годом в школах повышаются требования к ученикам, программа становится сложнее, увеличивается количество дополнительных занятий... Да вот только ребенку не хочется всего этого напряжения. Он желает заниматься тем, что ему интересно, с удовольствием познавать мир без принуждения и погони за высокими оценками. К слову сказать, отбить охоту учиться могут и самые простые качества детского характера – лень и отсутствие дисциплины.
Между тем, это только на первый взгляд все дело исключительно в лени или зависимости от гаджетов. На самом деле причины могут быть сугубо психологическими и скрывать за собой массу внутренних проблем. Очень важно вовремя обнаружить и проработать их, при необходимости подключив психолога.
Сегодня мы назовем лишь некоторые из них. Итак, это может быть нездоровая атмосфера в семье, когда ребенок оказывается в тяжелой домашней атмосфере. Иногда родители стараются реализоваться через собственных детей, предъявляя к ним завышенные ожидания и претензии. А порой ребенок просто испытывает страх получить плохую отметку, потому что дома его ждет серьезный «нагоняй». В конце концов, дети могут поругаться с преподавателем, не найти с ним общий язык, а потом страдать от его предвзятого отношения. Ребенок может подвергаться буллингу в классе, он может не высыпаться, недостаточно отдыхать… Дети не хотят учиться даже из-за запрета заниматься любимым делом или по причине отсутствия похвалы.
Да, да, не удивляйтесь: стоит только похвалить ребенка, и он за короткий срок выучит всю таблицу Менделеева. Поэтому не требуйте от детей слишком многого: ребенок не обязан быть идеальным, и не исключено, что какой-то предмет будет даваться ему сложнее, а на усвоение материала потребуется больше времени. Лучше акцентировать внимание на его хороших качествах – это поможет сформировать их нормальную самооценку и повысит уверенность в собственных силах.
Преподаватель начальных классов средней школы имени Толе би Коктобинского сельского округа Билора Ибрагимова поделилась с нами своим опытом по вовлечению первоклашек в учебу.
- Конечно, современная образовательная среда требует от нас, педагогов, не только передачи знаний, но и умения увлечь учеников учебным процессом. Не секрет, что заинтересованность ребенка в классе напрямую влияет на его успеваемость, мотивацию и желание учиться. Однако поддержание интереса – непростая задача, учитывая различия в темпераменте, уровнях подготовки и интересах детей. Поэтому каждый педагог разрабатывает свои эффективные методы и стратегии, которые помогают формировать устойчивую учебную мотивацию и вовлекать детей в образовательный процесс, - рассказывает Билора Ишеховна.
В своей работе с учениками она сочетает внешнюю и внутреннюю мотивации, разные виды поощрения. Причем это не только оценки, но и эмоциональное подкрепление, похвала за усилия и достижения.
- Большую роль в заинтересованности детей учебой играет индивидуальный подход к каждому ребенку. К примеру, один хорошо воспринимает информацию визуально, другой – через практические задания. И здесь самое главное – учитывать индивидуальные особенности учеников и использовать разнообразные формы работы. Более того, дети легче вовлекаются в учебный процесс, если он представляет собой динамичную и интерактивную деятельность. Это могут быть игры и квесты, дискуссии и дебаты с использованием современных технологий, - говорит Билора Ибрагимова. - В нашем 1 «В» классе есть традиции. Например, «Минутка успеха», во время которой дети делятся своими достижениями, за которые потом обязательно получают заслуженные награды.
Приведу несколько конкретных примеров. Первое время моей ученице Раиме Даштановой нелегко давалось чтение. В ее случае применила метод «Интересная книга». Мы с детьми читали книги по ролям, чередуя их и превращая процесс чтения в увлекательную беседу. Самое главное, что книги я выбирала, учитывая любовь Раимы к домашним животным. Сейчас девочка бегло читает, не испытывая при этом никаких сложностей.
Еще одна моя ученица, Радмила Зандарова, категорически отказывалась писать. Сегодня она пишет с большим удовольствием, а заинтересовать ее мне помог метод «Волшебная тетрадь». Я подарила Радмиле красивую тетрадь и предложила ей записывать свои мечты и идеи…
К сожалению, многим деткам очень тяжело дается пересказ. Развить у детей этот навык и вызвать желание к пересказу мне помогли ролевые игры. Я предлагала ученикам рассказывать истории от имени своих любимых героев или представлять себя репортерами, которые пересказывают события. Очень понравился им и метод «Перепутанная история» – это когда я нарушала порядок событий и предлагала детям восстановить правильную последовательность.
Учитель начальных классов уверена, что заинтересованность ребенка в классе – это результат комплексного подхода. Билора Ибрагимова считает, что педагог должен постоянно совершенствовать свои методы и учитывать потребности детей, формируя у учеников не только мотивацию к учебе, но и стремление к саморазвитию. Только такой подход делает образовательный процесс интересным, вдохновляющим и продуктивным для каждого ребенка.
А вот о том, как вызвать интерес детей к изучению иностранных языков, нам рассказала учитель английского языка средней школы имени В. Терешковой города Есика Алина Гайнуллина.
- Когда я пришла работать в школу, у меня были только начальные классы. За пять лет преподавания в 1-4 классах могу сказать, что заинтересовать детей на уроках английского языка помогут веселье, яркость и разнообразие. В самом процессе обучения я всегда использовала различные методы. Так, игры с карточками, песни и рифмовки, мультфильмы, видео и ролевые игры увлекают детей, помогают воспринимать язык на слух, закрепить словарный запас и развивают уверенность в себе.
Именно в начальной школе важно, чтобы обучение было легким, интересным и не перегружало детей. Разнообразные методы и активности помогают сделать уроки более увлекательными и мотивировать детей учить английский язык, - рассказывает Алина Николаевна.
А вот чтобы заинтересовать иностранным языком старшеклассников, нужен совсем другой подход. Здесь важно сделать уроки более интерактивными, связанными с их интересами и проблемами, а также показать практическую ценность языка для их будущего.
Со слов Алины Гайнуллиной, с возрастом дети меняются, взрослеют, меняются их интересы и, соответственно, подходы и методы для изучения языков.
- В старших классах дети изучают язык более осознанно, так как понимают, насколько в современном мире важно знать иностранный язык. Подросткам интересно слушать и изучать то, что их окружает, к примеру, социальные сети и блоги.
На своих уроках я предлагаю ученикам создать блог или страницу в социальных сетях на английском языке, где они потом публикуют посты, фотографии, обсуждают комментарии. Еще один продуктивный метод, который я использую на уроках – это просмотр фильмов. Поверьте, ученики с интересом начинают смотреть, вникать и слушать, а потом обсуждать и высказывать свои мысли на английском языке.
При изучении иностранных языков также эффективны индивидуальные и групповые проекты, в рамках которых старшеклассники создают варианты на темы, которые их интересуют. К примеру, совсем недавно мы реализовали подобный проект в одном из десятых классов. Ученики выбрали своих любимых музыкальных исполнителей, актеров кино и театра и подготовили отличные презентации на английском языке. Это, безусловно, стимулирует их интерес к его изучению.
А знаете, что главное? Надо давать старшеклассникам шанс проявлять себя, учитывать их интересы и создавать возможность для практического использования языка в реальных ситуациях, - уверенно говорит Алина Гайнуллина.
P.S. Любовь к учебе можно и нужно прививать. Только делать это необходимо правильно и ненавязчиво. Тем более, что важность базовых знаний в дальнейшей жизни и карьере ребенка никто не отменял. Жаль, что многие понимают это уже после школы или института (!).
Сегодня мы с вами рассмотрели возможные причины нежелания современных детей учиться и пути их решения. Надеемся, что наши советы вам пригодятся и помогут разбудить интерес к учебе у ваших детей.
Айгуль ГАБСАТТАРОВА-ЭМ, Енбекшиказахский район