Современный взгляд на наставничество
На днях в Медицинском колледже «Ұзынағаш» был проведен областной конкурс педагогических дуэтов Mentor Energy среди преподавателей организаций технического и профессионального образования.
Главные цели конкурса – выявление и поддержка молодых специалистов с творческим подходом, а также обмен опытом. В соревновании приняли участие 17 менторов (наставников) и столько же менти (молодых специалистов) из средних специальных учебных заведений региона.
Участников конкурса приветствовала представительница Областного учебно-методического центра развития образования Шынар Исаханова.
- Настало время переосмыслить традиционную модель наставничества и сделать ее более гибкой, современной и ориентированной на личностное развитие педагога, - отметила она.
Заместитель директора Медицинского колледжа по учебно-методической работе Зарина Анаятова начала свое выступление необычно: на экране появился «колобок», символизирующий молодого специалиста, которому на пути встречаются бюрократические препятствия, требования родителей, нехватка времени, сложности с дисциплиной. А вот помочь ему должны тандем: ментор-менти.
- Современное поколение педагогов владеет цифровыми инструментами и мультимедийными технологиями. Обычно ими быстрее овладевают молодые преподаватели, поэтому наставничество должно перестать быть вертикальным, когда старший учит младшего. Современная модель – это диалог и сотрудничество. Так появился новый проект: клуб менторов (для педагогов со стажем 10-25 лет) и клуб менти для начинающих преподавателей с опытом работы от 0 до 5 лет. Особое внимание уделяется правильному подбору пар «ментор – менти». Важно совпадение по темпераменту, стилю коммуникации и профессиональным ценностям, - рассказала Зарина Анаятова.
В практической части семинара сравнивали традиционное наставничество и современную модель. Команды работали с таблицами, создавали коллажи и отвечали на вопрос: «Чем помогает традиционное наставничество и где оно ограничивает?».
Во время тренинга команды создавали визуальные портреты ментора и менти. Использовали журнальные вырезки, детали одежды, символические изображения. Это позволило наглядно показать, что современный ментор – это не обязательно строгий человек в очках, а менти – не всегда молодой специалист. Это роли, а не возраст.
Оживленно прошел батл «Кто важнее – ментор или менти?». Команды писали по 10 аргументов «за» и «против», представляли их по очереди. Дебаты показали, что ментор без менти невозможен, а менти без ментора лишен систем координат.
В блоке с кейсами участники разбирали реальные ситуации молодых специалистов, которые столкнулись с трудностями адаптации. Разбор показал, как для них важна своевременная поддержка, придающая уверенность и стимулирующая к самостоятельности.
В заключение победители были награждены дипломами и сертификатами. Участники были отмечены в номинациях: «Лучший ментор и менти», «Безграничный креатив», «Энергия поколений», Вдохновляющая личность».
Дипломами первой степени были награждены представители Алматинского экономического колледжа – Алма Курмангалиева и Алуа Бекен. Дипломами второй степени – Акбота Жакыпбек и Гулдария Токтасын (Талгарский высший медицинский колледж). Дипломы третьей степени получили Жулдыз Ильясова, Нуржан Болат (Узынагашский профессиональный колледж им. Жамбыла) и Нурсултан Асанбеков, Кайрат Ракимбай (Сарыжазский профессионально-технический колледж).
Конкурс педагогических дуэтов Mentor Energy прошел на одном дыхании. Он показал, что необходимо усиливать наставническую культуру в колледжах области, раскрывать профессиональный потенциал преподавателей и поддерживать новые образовательные инициативы.
Надир ЯКУБ, Жамбылский район





