Вторник, 30 Ноября 2021

Жизнь в цифровой реальности

Жизнь в цифровой реальности

Наша жизнь за последние несколько лет настолько изменилась и упростилась, что мы даже представить себя не можем без элементарных, на первый взгляд, предметов и явлений. Что нам дала так называемая цифровизация? К примеру, мы можем, не выходя из дома, получить все необходимые справки, вызываем такси через телефон, покупаем вещи, продукты, игрушки через интернет-магазины, оплачиваем абсолютно везде с помощью интернет-приложений. Ну разве это не новшество? Умные технологии за последние два года буквально ворвались в общество. Они уже прочно вошли во многие сферы нашей жизни.

 

Вопрос государственной важности

На государственном уровне у нас в стране реализуется стратегическая программа «Цифровой Казахстан», которая нацелена на повышение уровня жизни каждого жителя страны за счет использования цифровых технологий. Если верить статистике, в прошлом году 90% государственных услуг переведены в электронный формат. На сегодняшний день все государственные органы, акиматы, предприятия, школы, университеты вовлечены в цифровизацию. Теперь, приходя за услугами, мы можем не обращаться к государственному служащему, а получать их через интернет, исключая человеческий фактор. Это можно назвать одним из главных заслуг цифровизации. Полностью уменьшается количество бумажной волокиты и суета оформления документов. Необходимые справки можно заказывать через приложение, там же хранить и обновлять все данные.
Чтобы обучить население компьютерным навыкам в получении ЭЦП, различных справок, в Алматинской области департаментом Агентства РК по делам государственной службы и управлением по вопросам молодежной политики реализован уникальный проект «eGov-жаршысы». Этот проект получил положительные отклики населения, в особенности большая работа была проделана волонтерами во время пандемии.
Более 500 подготовленных волонтеров на постоянной основе проводили адресные разъяснительные мероприятия, охватив при этом в общей сложности более 600 тысяч жителей области, в том числе в сельских населенных пунктах.  

«У вас перевод или наличные?»

Еще комфортнее наша жизнь стала с возникновением безналичного расчета. Если оглянуться назад, то еще совсем недавно не было такого, чтобы мы могли спокойно безналично оплачивать те или иные услуги. Сегодня, придя в любое учреждение сферы услуг или на тот же самый рынок, можно по карте или через телефон оплатить заказ или покупку. 
Большинство людей начали активно пользоваться банковскими приложениями, тем самым экономя свое время. Не надо часами стоять в очереди у банкомата. И что немаловажно, предприниматели тоже идут навстречу и без проблем принимают оплату через перевод. Данное новшество вовсю пользуется популярностью и среди талдыкорганцев. 
- Недавно зашла за овощами и фруктами на базар. Оплатила переводом. Потом спустилась в мясной павильон. Там тоже сделала оплату телефоном. Вызвала такси и снова произвела оплату переводом. Все деньги храню только на карточке. Как говорится, лучшим помощником стал мой телефон, который сейчас вместо банковской карточки, - говорит жительница областного центра Майгуль Кожабергенова. - А утром, собираясь на работу, мы четко видим передвижение автобуса на своем смартфоне и можем выйти на автобусную остановку в тот момент, когда конкретно приедет тот или иной маршрут. Это очень даже удобно. Помню, когда еще училась в университете, вставала в 6.30 утра, чтобы успеть на автобус. Ведь остановка находилась далековато от нашего дома. А сейчас все настолько просто и удобно: нужно просто скачать приложение, посмотреть график движения автобуса и выходить в нужное время.
Вот такие цифровые новшества нас постепенно окружают, и наша жизнь становится намного легче.
Недавно в Казахстане появилось еще одно новшество. Водителям не обязательно иметь при себе водительское удостоверение и техпаспорт на автотранспортное средство. В скором времени нам можно будет и удостоверение личности с собой не брать - его мы можем смело демонстрировать через телефон и оно будет считаться как подлинник. 

Интернет - двигатель прогресса

А без чего люди уже не представляют свою жизнь, так это без интернета. Он стал восприниматься как базовая потребность, как наличие воды или электричества в доме. Цифровизация и интернет тесно взаимосвязаны. С помощью Всемирной паутины осуществляются многие проекты «Цифрового Казахстана». Например, без Сети не будет возможности войти в то или иное приложение.
Что касается сферы здравоохранения, то и тут активно внедряются «умные» технологии и разрабатываются приложения. На данный момент – это один из важных секторов. Ведь из-за пандемии коронавируса начали создаваться улучшенные версии приложений, где люди через телефон смогут вызвать врача на дом, записаться на прием, получить доступ к результатам анализов и другой медицинской информации. Это приводит не только к экономии времени пациента, но и к сокращению очередей и занятости медицинского персонала. 
С 1 сентября специально для жетысусцев создали телеграм-бот для вызова «скорой помощи». Если линия 103 занята, можно воспользоваться этой онлайн-услугой. Адрес бота @t103bot. Жители области смогут описать симптомы своего состояния, ответить поэтапно на задаваемые вопросы, написать свой адрес, фамилию, номер телефона. Вызов будет сформирован в программе, после чего попадает к диспетчеру, который определяет срочность вызова в соответствии с приказом Министерства здравоохранения. После присвоения категории срочности заявка отправляется к эвакуатору для отправки бригады на обслуживание вызова.
Цифровизация в сфере образования тоже набирает большие обороты. Из-за пандемии коронавируса все школы и университеты в недавнем прошлом перешли на онлайн-обучение. И этот формат сегодня также набирает обороты. Вот один из примеров. Каждый год в школах с 1 сентября появляются новые изменения. В этом году первоклассникам вручили новые учебники - «Әліппе» и «Буквари», которые можно будет использовать со смартфонами. Вы спросите, как? Очень просто. С использованием QR-кодов ребенок сможет навести смартфон на учебник, а затем услышать задание и увидеть картинку из учебника в движении. Ребенок будет слышать звуки, видеть движение персонажей, и это позволит ему, даже еще не умея писать или читать, выполнять задания. Как считают эксперты, да и сами родители, это очень даже увлекательно и интересно для детей.
Цифровизация сельского хозяйства занимает одну из лидирующих позиций, ведь от степени развития именно этой отрасли зависит экономическая стабильность нашей страны. Основными технологиями, которые, в первую очередь, внедрили в рамках цифровизации агросектора в Казахстане, являются GPS-навигация сельхозтехники, параллельное вождение, автоматизация работы весовой, электронные карты полей и, конечно же, беспилотные летательные аппараты как самые зрелищные и необычные технологии. Не будем далеко ходить и возьмем, к примеру, нашу область. Жетысу очень большой упор ставит на развитие сельского хозяйства. Первый «умный» комбайн был представлен именно в Алматинской области, в агропарке «Каскелен». Комбайн-беспилотник, произведенный американской компанией John Deere, стоит 300 тысяч евро. 
Кроме того, у нас функционирует роботизированная молочно-товарная ферма ИП «Каримов». Она полностью автоматизирована и работает без присутствия человека. В процессе доения буренок в дело включаются сенсоры движения и другие механизмы – роботы, которые и доят корову. Затем вся экологически чистая продукция поступает на молочный завод. Не это ли высшая техника цифровизации! Также в этом году в Ескельдинском и Коксуском районах запустили пилотный проект по лизингу дождевого оборудования. Это оборудование станет важной составляющей процесса земледелия.  

До чего же техника дошла...

В целом, хочется отметить, что создание и внедрение «умных» технологий, прежде всего, придумано для удобства и упрощения жизни людей. Наша страна сейчас находится на стадии бурного развития. Многое делается и многое предстоит сделать. Елбасы Нурсултан Назарбаев, еще будучи Президентом, говорил, что Казахстан к 2030 году должен быть полностью оцифрован. Постепенно, уверенными шагами мы идем к этому. Старшее поколение одновременно с удивлением и восторгом воспринимает новые технологии. Одна из их любимейших фраз: «До чего же техника дошла». А «умные» технологии ушли уже далеко вперед. Главное, успевать за ними.  

Алина Галымова

Другие новости

Избегайте популярных мессенджеров в рабочих целях!

Избегайте популярных мессенджеров в рабочих целях!

Эксперт по информационной безопасности компании AT...

  29.11.2021   122
7 важных цифровых привычек для современного ребенка

7 важных цифровых привычек для современного ребенка

В современном мире навыки выживания в цифровом про...

  28.11.2021   183
Пилотный интернет-проект в отдаленных селах Жетысу

Пилотный интернет-проект в отдаленных селах Жетысу

Сразу в нескольких населенных пунктах Алматинской...

  24.11.2021   432
Как кибермошенники воруют данные казахстанцев

Как кибермошенники воруют данные казахстанцев

В «Лаборатории Касперского» рассказали...

  22.11.2021   484
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2021. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.