Не страшна зима, если есть корма
Дела крестьянские
Зима – всегда серьезный экзамен для животноводов, в особенности в Шелекском регионе Енбекшиказахского района, где в зимнее время свирепствует шелекский вет-ровой коридор, превращающий равнинную местность в безжизненную арктическую пустыню, а дальние чабанские отгоны могут оказаться в полной изоляции от остального мира метровыми снежными заносами на дорогах. Поэтому в Енбекшиказахском районе готовность к зиме – всегда вопрос №1 на повестке дня в предзимний период.
ь готовы сами фермеры и, в первую очередь, обеспечить свои хозяйства необходимым запасом кормов, чтобы не оказаться заложниками природных, климатических катаклизмов.
Крестьянское хозяйство «Шадай батыр», основным направлением деятельности которого является мясное животноводство – один из ярчайших примеров крестьянской основательности, когда хранилища полны кормами, а скот защищен от жгучего ветра надежными стенами.
Зимнее стойбище хозяйства, расположенное в 2 км от живописного предгорного аула Жанашаруа, даже язык не поворачивается назвать этим привычным для слуха словом. Это настоящий животноводческий комплекс, где поголовье содержится в отдельных помещениях согласно породам скота, возрасту, целевой направленности.
Есть так называемые клетки для маточного поголовья, для молодняка, для основного стада на 300, 250, 200, 150 и 100 голов. В настоящее время в хозяйстве 1500 голов лошадей казахской, мугоджарской пород, 700 голов КРС, 3000 голов овец гиссарской породы. 250 голов лошадей и 200 голов КРС находятся постоянно на откормочных площадках.
В прошлом году 40 тонн конины и говядины было произведено на экспорт. Баранина поставляется на внутренний рынок, а точнее, реализуется в Алматы, в Талгарском, Илийском и Енбекшиказахском районах.
Вся мясная продукция хозяйства отличного качества, экологически чистая, что объясняется прежде всего рационом, режимом и местом кормления.
Следуя вековой традиции кочевого скотоводства, соблюдаются нормы сезонного содержания скота: қыстау, көктеу, жайляу и күздеу. То есть, зимой животные находятся на стойловом и частично пастбищном содержании; весной, когда появляется первая трава, выводятся на выпас; летом, во время наступления жары, скот перегоняют на жайляу; осенью, до наступления холодов, скот пасется на күздеу. А что это дает?
Животные не болеют и не теряют в весе, а отсутствие депрессивного состояния повышает качество мяса и привес. И не нужно никаких химических препаратов-стимуляторов для повышения привеса, которые вредны для здоровья человека.
На первый взгляд, с учетом численности поголовья скота, к/х «Шадай батыр» – хозяйство среднее.
Но, если более глубже и детальнее анатомизировать, скажем так, внутренний потенциал хозяйства, то это настоящее агропредприятие. Возьмем хотя бы техническую вооруженность хозяйства, которой могут позавидовать многие фермеры европейских стран. Здесь 11 тракторов марки «Беларус», один из которых – трехтонный погрузчик, сенокосный комбайн германского производства, 5 большегрузных автомобилей марки «КамАЗ», один карьерный
«КамАЗ», один трехмостовый и один двухмостовый горные «КамАЗы»,
4 двухмостовые автомашины марки ГАЗ-66.
Словом, полная техническая автономия, в результате чего производственный процесс в хозяйстве не простаивает. Очистка дороги производится собственной техникой, для вывоза навоза на поля тоже есть своя техника. Кстати, о полях. В хозяйстве – 2000 га пастбищ, на 300 га выращивается соя, 150 га отведено под кукурузу, по 100 га – под клевер и пшеницу. Это кормовая база крестьянского хозяйства. Дополнительно ежегодно хозяйство закупает 300 тонн кормовой пшеницы из Костанайской и Акмолинской областей.
Так что никакая, даже лютая зима, не страшна для к/х «Шадай батыр». Рассказывая о хозяйстве, нельзя не сказать о главе крестьянского хозяйства Жангельды Осанове. Архитектор по образованию, он имеет свой бизнес в южной столице.
Но любовь к своей малой родине – с. Жанашаруа и привязанность к вековым традициям скотоводства натолкнули его на мысль открыть крестьянское хозяйство, что он и осуществил в 1998 году.
Кстати, его дед Жидебай и отец Кошимбай – потомственные скотоводы, пасли коней в местном совхозе. Так что Жангельды, впитавшему любовь к животноводству с молоком матери, не пришлось, как говорится, учиться промыслу заново.
Особо трепетное отношение у Жангельды Осанова к лошадям. То, что казахи приручили диких коней еще на заре человечества – факт общеизвестный. Когда-то в Великой степи было около 40 пород и типов лошадей, которые впоследствии распространились по всей планете.
Ныне, к сожалению, в Казахстане – родине коневодства, удалось сохранить в первозданном виде только породы джабе, мугоджарскую и казахскую (от родов найман и адай – наиболее воинственных казахских родоплеменных образований) Жангельды Осанов считает, что сохранение казахских пород коней – дело святое.
Еще одна деталь, характеризующая личность Осанова – его благотворительная и меценатская деятельность. В селе Жанашаруа он на собственные средства построил здания фельдшерского пункта, отделение «Казпочты», мечети, отремонтировал школу, сделал асфальтовое покрытие дорог, открыл секцию бокса для юных сельчан.
В районе он открыл IT-класс в школе №1 с. Шелек и современную учительскую в школе №1 г. Есик на общую сумму более 3 млн тенге. Было много и других добрых дел.
Но главным делом жизни Жангельды Осанова, конечно же, является его крестьянское хозяйство – продолжение не только вековых традиций казахов, но и вклад в развитие экономики государства.
Ерганат Уралбаев,
Енбекшиказахский район.