В Казахстане несут угрозу жизни 4000 лифтов!
В г. Алматы состоялся круглый стол на тему: «Трансформация лифтовой отрасли Казахстана. Вызовы и перспективы развития».
Организатором мероприятия выступило ОЮЛ «Национальная Ассоциация Лифтовиков Казахстана» при содействии Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК.
С 2012 года в лифтовой отрасли Казахстана было отменено лицензирование, лифтовое хозяйство начало «лихорадить», на рынке появились недобросовестные сервисные компании, поставщики лифтового оборудования, увеличились чрезвычайные ситуации с участием лифтов. В апреле 2018 года в г. Актобе в результате халатной деятельности сотрудников сервисной компании погибла молодая девушка.
По инициативе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан совместно с Ассоциацией были разработаны Национальные стандарты Республики Казахстан «Лифты, эскалаторы, траволаторы и подъемники для лиц с ограниченными возможностями. Требования к поставке, монтажу и эксплуатации», которые, согласно вступившему в начале этого года Закону РК «О жилищных отношениях» и поправкам в Закон РК «О гражданской защите», являются обязательными для исполнения всеми участниками лифтового рынка.
Благодаря непосредственному вниманию Министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова к проблемам лифтовой отрасли, отмечается нарастающий импульс в ее развитии, который связан с недавним принятием Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК дорожной карты по развитию лифтовой отрасли. Согласно данного документа, планируется обеспечить безопасность и качество путем срочного создания механизма и квалификационных требований для обязательной аттестации лифтовых компаний, занимающихся монтажом, ремонтом и обслуживанием лифтов. Вместе с тем, разработаны задачи и способы, направленные для развития казахстанского производства лифтов. В качестве значимых задач участники мероприятия отметили обнуление таможенных пошлин на ввоз комплектующих для производства лифтов, поскольку с февраля 2019 были отменены таможенные пошлины на готовые лифты, в то время как пошлины на комплектующие для отечественного производства достигают 15%. Будет проработан вопрос по включению деятельности по производству лифтов в программу «Экономика простых вещей». Планируется также создание учебных центров по обучению отраслевых специалистов, прорабатывается вопрос по введению саморегулирования на основе обязательного членства участников рынка.
На фоне всех этих положительных сдвигов, к сожалению, пока бесперспективным остается проблемный вопрос лифтов с истекшим нормативным сроком, которых в стране насчитывается около 5 000 единиц, причем свыше 4000 лифтов представляет угрозу здоровью и жизни людей и требуют скорейшей модернизации. Более того, данная ситуация в настоящее время создает определенную социальную напряжённость внутри нашего государства. Существующая государственная программа по модернизации ЖКХ показывает низкие темпы замены «ветхих» лифтов в Казахстане по причине отсутствия экономического интереса к этой проблеме со стороны жителей домов с первых по четвертые этажи, который необходим для принятия общедомового решения по замене лифтов (не менее 2/3) в соответствии с действующим законодательством, а также коротким сроком выделенных бюджетных средств (до 7 лет), что существенно увеличивает финансовую нагрузку на собственника квартиры. Поэтому лифтовое сообщество Казахстана предлагает Правительству Казахстана разработать специальную программу по реновации лифтового парка Республики Казахстана. На наш взгляд, специальная программа должна учитывать социальную особенность собственников квартир (инвалиды, пенсионеры), финансирование должно основываться на принципах возвратности на более длительный срок на основе револьверного кредита. Для эффективной реализации программы необходимо привлечение к ней местных отечественных производителей лифтов через заключение с ними Off take контрактов, что положит начало развитию отечественных производителей, обеспечивая при этом безопасность, сервис и бесперебойное наличие запасных частей. В настоящее время в Казахстане существуют 4 лифтостроительных завода общей производственной мощностью 3 500 лифтов в год, однако загруженность их в реальности составляет от 5 до 15 %. Полагаем что, мультипликативный эффект от развития отрасли будет положительным и позволит создать новые рабочие места, увеличит налоговый оборот и даст возможность аккумуляции денежных средств внутри страны.
Национальная Ассоциация Лифтовиков Казахстана.