Вторник, 22 Апреля 2025

Мусорный вопрос: как утилизируют отходы в Казахстане и мире

Мусорный вопрос: как утилизируют отходы в Казахстане и мире

Концепция перехода Казахстана к «зеленой» экономике предполагает доведение к 2030 году доли переработки отходов до 40%, а к 2050-му – до 50%. О том, как республика продвигается к этим рубежам, – в материале Kazpravda.kz.

Поддержка из космоса

Сразу оговорюсь, предметом настоящего обзора будет использование только твердых бытовых отходов (ТБО). Потому что, во-первых, промышленные отходы – отдельная обширная тема. Во-вторых, потому что ТБО, несмотря на гораздо меньший объем (их накоплено к началу 2021-го в общей сложности менее 130 млн тонн против ежегодного миллиарда тонн промотходов), уже много лет являются сильной головной болью как общественности, так и властей всех уровней.

В 2020 году переработка ТБО в Казахстане была доведена до 18,3%. Для сравнения: к началу 2018-го этот показатель не дотягивал и до одной десятой. По оценке Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, ощутимое увеличение достигнуто в основном за счет внедрения расширенных обязательств производителей (РОП, обязывающих платить утилизационный сбор) и космического мониторинга незаконных свалок.

По утверждению главы Мин¬экологии Магзума Мирзагалие¬ва, с 2016 года, когда началось продвижение РОП, к середине 2020-го переработка ТБО вырос¬ла практически в шесть раз, с 2,6 до 15%. А космический мониторинг помог ликвидировать в 2019–2020 годах более 7,1 тыс. из выявленных 8,9 тыс. стихийных свалок, то есть 80% из них. Тогда как в 2018-м без отслеживания из космоса этот показатель равнялся всего 14%.

В текущем году планируется довести долю переработки бытовых отходов в нечто полезное до 21%. К 2025 году Минэкологии обещает решить проблему стихийных свалок. При этом наиболее уязвимым звеном в Казахстане остается собственно переработка ТБО, имеющая в Казахстане невеселую историю.

Насколько оправдано ГЧП?

На рубеже 1990–2000-х со¬оружение мусороперерабатывающего завода на северо-западной окраине Алматы обошлось в 240 млн тенге бюджетных средств. Но предприятие так толком и не заработало, оказавшись задушенным конгломератом барахолок мегаполиса.

Всего два года продержался во второй половине 2000-х в алматинском микрорайоне «Дорожник» второй, оснащенный испанскими агрегатами и технологией, мусороперерабатываю¬щий завод стоимостью 28 млн евро, выданных в качестве кредита «Казкоммерцбанком» под гарантии городского акимата. Но стоило тому прекратить финансовую поддержку проекта, как предприятие остановилось и за долги перешло в собственность кредитора, который несколько лет распродавал дорогое импортное оборудование по цене металлолома.

С 2014-го, через два года пос¬ле запуска, начались серьезные проблемы у столичного мусороперерабатывающего завода мощностью до 400 тыс. тонн сырья в год и стоимостью 36 млн евро. Он периодичес¬ки останавливался и в ¬2017-м дейст¬вовал лишь на треть проект¬ной мощности. С прошлого года предприятие подвергается модернизации. Нестабильны аналогичные заводы меньшего размера в Шымкенте, Талдыкоргане, Жанаозене.

Третий год некоторые СМИ республики ошибочно называют в качестве примера переработки ТБО в Алматы предприятие, запущенное в декабре ¬2018-го. Да, этот завод мощностью 550 тыс. тонн в год при ежегодных алматинских 600 тыс. тонн ТБО – важное звено в цепочке управления бытовыми отходами. Но он является не перерабатывающим, а сортировочным, то есть выделяю¬щим из мусора лишь твердую неорганическую часть (пластик, картон, бумагу, стек¬ло, металл) суммарным объемом до 50 тыс. тонн, которые уходят на переработку другим предприятиям.

Неудачи в Алматы и проблемы в Нур-Султане роднит общая черта: они возникали при реализации замыслов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Уместный вопрос: насколько ГЧП в принципе оправданно в управлении бытовыми отходами с пользой для общества и государства? К этому же вопросу подводит и зарубежный опыт. Например, прак¬тика Мюнхена, сопоставимого по населению с Нур-Султаном и Алматы.

Один обслуживает тысячу

Более полувека назад в полуторамиллионной столице Баварии тоже долго пытались наладить взаимодействие местных властей и частного бизнеса на мусорной ниве. Но ничего путного не получалось. Терпение администрации Мюнхена лопнуло, и с середины 1980-х город полностью взял на себя сбор, транспортировку, сортировку мусора и утилизацию его части, которую невозможно переработать.

Уже около 40 лет этим занимается одна муниципальная компания Abfallwirtschaftsbetrieb Munchen (AWM – «Предприятие по переработке отходов Мюнхена»). В ее ведении технологическая цепочка от сбора мусора до выделения полезных компонентов и безопасного избавления от тех, что непригодны для дальнейшего использования. AWM – это более 200 мусоровозов, 15 участков приема отходов, мусоросжигательный завод, поля для компостирования органики и захоронения инертных остатков.

Гордость предприятия и города – площадка приема вторсырья с крышей, оснащенной солнечными батареями, которые приводят в действие геотермальные насосы, подающие на предприя¬тие тепло и горячую воду. Это звено AWM является энергетически автономным и обладает высшим уровнем экологической безопас¬ности. Мусоросжигательный завод мощностью 680 тыс. тонн выдает 70 тыс. МВт⁄ч электричес¬кой и 770 тыс. МВт⁄ч тепловой энергии в год.

А вот глубокая переработка отдана в Мюнхене на откуп частному бизнесу, немалочисленным представителям которого AWM продает отсортированное и вост¬ребованное производством вторсырье.

Годовой оборот AWM превышает 200 млн евро. Численность предприятия – полторы тысячи работников. Получается, один из них обслуживает тысячу жителей Мюнхена и приносит доход размером более 130 тыс. евро в год. Сбором и вывозом мусора занимается меньше половины коллектива – 150 бригад численностью 700 человек. Остальные заняты сортировкой, утилизацией никчемных и продажей ценных отходов частным переработчикам.

Остатки – в печь

Не знаю, насколько учиты¬вается опыт Мюнхена у нас, но в его пользу говорит курс, взятый Минэкологии на увеличение объе¬мов сортировки и сжигание ТБО с получением электроэнергии. В мае текущего года министерство презентовало соответствующий план.

Согласно ему, до конца 2021-го в четырех регионах республики будут установлены 7,2 тыс. контейнеров для раздельного сбора ТБО и запущены три мусоросортировочных комплекса суммарной годовой мощностью около 300 тыс. тонн. Минэкологии также объявило конкурс проектов по строительству объектов для переработки полимеров и комбинированной упаковки.

Не подлежащий полезному преобразованию объем пойдет на мусоросжигающие заводы с технологией Waste-to-energy (отходы в энергию). Планируется ввести шесть таких предприятий – в Нур-Султане, Алматы, Актобе, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте. Строительство этих заводов общей стоимостью более 180 млрд тенге предполагается за счет привлечения частных инвес¬торов.

Главное требование к ним – наличие в проектах мусоросжигания пятиступенчатой очистки дымовых газов согласно европейским нормам и автоматизированного мониторинга выбросов в атмосферу. По прогнозам, запуск шести перечисленных предприятий позволит довести уровень утилизации так называемых остаточных отходов до 20%, а также вырабатывать и подавать в общую сеть электро¬энергию.

По оценкам Минэкологии, увеличение объемов раздельного сбора и сортировки бытовых отходов плюс внедрение мусоро¬сжигания по технолоии waste-to-energy позволит из ежегодно образуемых 5 млн тонн ТБО перерабатывать и утилизировать до 1,65 млн тонн. Из них 750 тыс. тонн пройдут сортировку и переработку, а 900 тыс. тонн будет сожжено для производства электроэнергии. Что позволит к 2024–2025 годам довести долю переработки и утилизации ТБО до 30%.

Учитывая критику

Но против масштабного мусоросжигания уже ополчились активисты-экологи и малые частные предприятия, которые занимаются переработкой бытовых отходов. Первые заявляют об опасности роста загрязнения воздуха и уменьшения объемов сортировки мусора, а вторые боятся остаться без работы.

Есть противники мусоросжигания и среди специалистов. Один из них – бывший совладелец упомянутых мусороперерабатывающих заводов в алматинском микрорайоне «Дорожник» и в Нур-Султане Егор Зингер, объездивший для изучения опыта четыре десятка стран. Он выступает за акцент на глубокой переработке, а мусоросжигание считает устаревшей технологией, которую Казахстану навязывают государства, где начинают от нее отказываться.

Умеренной позиции придерживается специалист в области энергетики Асет Наурызбаев. По его мнению, боязнь экологов за атмосферу – страшилка из ХХ века, когда промышленное сжигание мусора было действительно небезопасным. Тогда как сейчас его не боится экологичная Европа, сжигающая до половины ТБО, что избавило ее от стихийных свалок и свело к мизеру число полигонов для отходов. Несостоятельным доводом считает Наурызбаев и угрозу для сортировки мусора, которая в Европе мирно сосуществует с его сжиганием и последовательно развивается.

В то же время специалист полагает слишком рискованной ставку на построение экономики мусоросжигания за счет выработки и реализации электро¬энергии. Ее себестои¬мость, считает Наурызбаев, будет не ниже, а в разы выше получаемой от угля, воды и других однородных ресурсов. То есть электроэнергия от мусора окажется неконкурентоспособной. А чем чревато резкое повышение ее оптово-розничных цен, ясно без комментариев.
Учитывая критику и широкий интерес к перспективам промышленного мусоросжигания, Минэкологии приняло решение о создании общественной мониторинговой комиссии по вопросам реализации замыс¬ла, для краткости названного Waste-to-energy.

Андрей Жданов

 

Другие новости

Алматы облысы бойынша Тексеру комиссиясының 2024 жылғы аудиторлық қызметінің негізгі қорытындылары

Алматы облысы бойынша Тексеру комиссиясының 2024 жылғы аудиторлық қызметінің негізгі қорытындылары

Алматы облысы бойынша тексеру комиссиясы 2024 жылы...

  08.04.2025   480
В Алматинской области студенты колледжей познакомились с работой антифризного завода

В Алматинской области студенты колледжей познакомились с работой антифризного завода

В рамках экскурсии, организованной «Жастар Рухы»,...

  07.04.2025   535
Строя завтра по кирпичику

Строя завтра по кирпичику

Государственная программа «Ауыл аманаты» становитс...

  07.04.2025   637
«Рынки в запущенном состоянии» – житель города Қонаев

«Рынки в запущенном состоянии» – житель города Қонаев

Встречи акима города Қонаев Асхата Бердиханова с ж...

  03.04.2025   418
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2025. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.