Растет доверие потребителей
Основными направлениями деятельности департамента Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК по Алматинской области стала эффективная работа системы государственного регулирования монопольного сектора экономики, решение вопросов инвестиционной привлекательности, энергосбережения, ресурсосбережения, защита интересов населения.
Департамент регулирует деятельность 139 субъектов естественной монополии по 184 регулируемым услугам, в том числе в сфере водоснабжения и канализации – 130 услуг, в сфере электроэнергии – 5 услуг, в сфере теплоэнергетики – 24 услуги, в сфере подъездных путей – 12 услуг и в газовой сфере - 13 услуг.
За 11 месяцев 2021 года рассмотрено более 160 обращений, в том числе утверждены тарифы на долгосрочный период для 10 субъектов естественных монополий.
Кроме того, осуществляется государственное регулирование цен в сферах розничной реализации электрической энергии (ТОО "Жетысу Энерготрейд", ТОО "Балхашэнерго – 1" и ТОО "Алматы энерго сбыт") и розничной реализации сжиженного нефтяного газа через групповые резервуарные установки (ТОО "Тавиди") и контроль за соблюдением порядка ценообразования субъектами рынка общего значения.
С 1 января текущего года по сегодняшний день тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для населения остаются неизменными, то есть остаются на уровне 2020 года.
- Теплоснабжение (ГКП "Талдыкоргантеплосервис"): 2 657,23 тенге / Гкал и ГВС 172,30 м3 (с НДС);
- Водоснабжение (ГКП" Жетысу Су құбыры"): 61,30 тенге / м3 (с НДС);
- Водоотведение (ГКП "Жетысу Су құбыры"): 62,23 тенге/м3 (с НДС).
Вместе с тем, в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях" предприятия данной отрасли на основании утвержденной тарифной сметы связаны с осуществлением полного комплекса мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, и представлением отчетов в уполномоченный орган.
В ходе анализа исполнения тарифных смет и инвестиционных программ на истекший 2020 год выявлены нарушения, связанные с неисполнением статей расходов по тарифным сметам, нецелевым использованием средств амортизационных отчислений, сбором нормативов расходов по сырым материалам, ГСМ, электроэнергии и другим ресурсам.
Так, за допущенные нарушения в отношении субъектов естественных монополий по 49 приказам Департамента введены временные компенсационные тарифы на общую сумму необоснованного дохода 986 977 000 тенге, в том числе по инвестиционным программам 9 993 000 тенге и по расчету отсутствия тарифных смет 976 984 000 тенге. При этом в сфере ЖКХ допущено более 99,4% нарушений и:
по водоснабжению-107,71 млн. тенге;
по водоотведению-12,33 млн. тенге;
по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией – 859,23 млн. долл. тенге;
по газоснабжению-1,59 млн. тенге;
по предоставлению подъездных путей-6,36 млн. тенге.
Ущерб, нанесенный потребителям в результате введенных временных компенсирующих тарифов, на сегодняшний день полностью возмещен, но это будет не прямой возврат наличных денег, а перерасчет в сторону снижения тарифов.
Кроме того, по результатам введенных временных компенсационных тарифов для субъектов естественных монополий возбуждено 42 административных дела в соответствии с частью 4 статьи 164 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях".
Организация работы по налаживанию обратной связи с населением путем проведения ежемесячных общественных приемных по проблемным вопросам в сфере ЖКХ. В настоящее время в связи с введенными карантинными мерами такой прием ведется в режиме онлайн через социальную сеть Facebook на странице "Талдыкорганрем" и на сегодняшний день на 2021 год завершены все 12 общественных приемных с участием более 150 потребителей районов и городов.
Для более оперативного решения проблемных вопросов создана и действует рабочая группа при Совете по развитию конкуренции и тарифной политике субъектов естественных монополий при комитете по мониторингу тарифообразования при региональном совете палаты предпринимателей Алматинской области.
Ситуация с тарифами находится на контроле Президента, Правительства, поэтому Департамент и впредь будет принимать все меры по снижению необеспеченного роста тарифов сем и рынков общего значения и регулярно информировать население о принимаемых мерах по стабилизации роста тарифов.
В департаменте на постоянной основе принимаются меры по противодействию коррупции и, в первую очередь, реализуются на знание всеми сотрудниками современного антикоррупционного законодательства, основанного на законах РК "О противодействии коррупции" и "О государственной службе".
Знание этих актов постоянно совершенствуется на обычных совещаниях всех видов, аппаратных совещаниях по системному самосовершенствованию. В профессиональной работе по выявлению коррупционных проявлений часто используется демонстрация видеоматериалов антикоррупционной службы. При обсуждении на внутренних совещаниях нарушений антикоррупционного законодательства отдельные сотрудники территориальных органов республики в обязательном порядке проводят внутренний анализ состояния дел по данному вопросу в самом департаменте. Особое внимание уделяется вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения государственных служащих, принципу "нулевой терпимости" к коррупции. Обращается также внимание на знание правил поведения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом действующих против коррупции.
Основными факторами снижения коррупционных рисков являются создание и оорганизация деятельности дисциплинарной комиссии, установка телефонов доверия, ящик для жалоб и предложений, график приема граждан и другие мероприятия.
Реализация мер противодействия коррупции в департаменте сопряжена с ежедневной работой, требующей соблюдения сроков оказания государственных услуг в целях исключения необходимости поиска субъекта естественной монополии и рынков общего значения путем обхода требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений и заявлений на изменение тарифов, цен на регулируемые услуги, товары, работы.
В настоящее время Департаментом оказываются 4 государственные услуги, при этом все государственные услуги обеспечиваются электронным документом.
Для достижения результатов проводится системная работа по контролю за выполнением субъектами естественных монополий требований Закона РК" О естественных монополиях " и принятию отдельных мер по выявленным нарушениям, особенно в части восстановления прав и интересов потребителей.
Также сообщаем, что Департаментом на основании совместного приказа МНЭ РК и АПК РК "О некоторых вопросах проведения внешнего анализа коррупционных рисков" от 23 апреля 2021 года №128 проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности департамента по борьбе с коррупцией (антикоррупционная служба) по Алматинской области.
По результатам проведенного анализа со стороны антикоррупционной службы в адрес Департамента даны соответствующие рекомендации, которые на сегодняшний день исполнены в полном объеме.
В качестве примера, пунктом 5 плана по исполнению рекомендаций, указанных в аналитической справке внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента (далее – план), предложено внести дополнение в положение отдела контроля за соблюдением законодательства и претензионной работы, а также в должностные инструкции работников данного отдела по дополнению функций в части наличия прав на проведение проверок сем.
Данное предложение исполнено путем издания соответствующего приказа Департамента от 30.07.2021 г. №177-ОД.
В пункте 8 плана предложено разработать и утвердить "регламент взаимодействия работников в процессе административного производства".
Регламент разработан и утвержден в соответствии с приказом Департамента от 30.07.21 г. №176-ОД
Также в пункте 18 плана предложено разработать и утвердить "алгоритм проверки отчетов, документов, представляемых сем в рамках исполнения поданных заявок/отчетов".
Регламент разработан и утвержден в соответствии с приказом Департамента от 30.07.21 г. №174-ОД.
Таким образом, на основании вышеизложенного результаты проведенной Департаментом работы по противодействию коррупции повысили имидж антимонопольных органов и рост доверия среди потребителей нашей области, не допущено ни одного нарушения данной категории.
Департамент Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК по Алматинской области