Пятница, 29 Ноября 2024

Совместное заявление Президента Республики Казахстан и Президента Российской Федерации к десятилетию подписания Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке

Совместное заявление Президента Республики Казахстан и Президента Российской Федерации к десятилетию подписания Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке

В канун десятилетия со дня подписания Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке от 11 ноября 2013 года (далее – Договор) Президент Республики Казахстан К.К. Токаев и Президент Российской Федерации В.В. Путин, исходя из интересов динамичного продолжения взаимодействия двух стран в соответствии с духом и буквой Договора, высоко оценивая Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 25 мая 1992 года, а также Декларацию между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, от 6 июля 1998 года, отмечая атмосферу открытости, доверия и взаимопонимания проведенных переговоров, выражая уверенность в том, что реализация достигнутых договоренностей и подписанных в ходе визита документов будет способствовать дальнейшему развитию традиционно дружественных отношений между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, а также их выведению на качественно новый уровень, придавая важное значение итогам XIX Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации, прошедшего в г. Костанае 9 ноября 2023 года, заявляют о нижеследующем.

I. Значение Договора

Договор, соединив в себе передовой опыт многогранных казахстанско-российских отношений и приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, в полной мере обеспечивает правовые рамки для поступательного развития этих отношений на обозримую историческую перспективу.

Благодаря выполнению ключевых положений Договора сформирована модель продвинутых межгосударственных отношений, отвечающих интересам двух стран и их народов и играющих важную роль в обеспечении международной и региональной безопасности. Договор соответствует реалиям международной обстановки и евразийских интеграционных процессов, а также запросам граждан обоих государств.

Несмотря на быстроменяющуюся геополитическую ситуацию, Договор сохраняет свою актуальность, что позволяет активно развивать кооперацию во всех сферах жизнедеятельности двух стран, а также в деятельности региональных и международных организаций и объединений.

II. Промежуточные итоги сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации

В соответствии с положениями Договора поддерживается высокоинтенсивный диалог на всех уровнях. Курс на укрепление двусторонних отношений, основанных на общих исторических и духовных традициях, создает для обоих государств важные преимущества, способствующие формированию благоприятных условий для безопасности и устойчивого развития Республики Казахстан и Российской Федерации, повышению благосостояния и качества жизни их граждан.

Стороны выражают удовлетворение поступательным наращиванием динамики совместной работы и интенсивностью практического взаимодействия. Функционирует разветвленный механизм регулярных контактов на уровне глав государств и правительств Казахстана и России. Входящие в структуру Межправительственной комиссии по сотрудничеству подкомиссии и рабочие группы охватывают все ключевые сферы жизнедеятельности двух стран.

Последовательно устраняются барьеры на пути торговли и инвестиций. Углубленное взаимовыгодное партнерство обеспечивает технологическую, энергетическую и продовольственную безопасность двух стран. Наращивается взаимодействие по защите окружающей среды и борьбе с изменением климата.

Динамично развиваются межрегиональные и приграничные связи. Проводится ежегодный Форум межрегионального сотрудничества, дающий импульс развитию всего комплекса «горизонтальных» отношений.

Плодотворно осуществляются контакты в сфере энергетики, в том числе ведется совместная разработка крупных нефтяных и газовых месторождений.

Взаимные поставки электрической энергии обеспечиваются как в рамках коммерческих договоров с учетом необходимости энергоснабжения изолированных районов, так и в целях обеспечения параллельной работы единых энергосистем двух стран. Значительное внимание уделяется устойчивому функционированию топливно-энергетического комплекса, в том числе путем развития возобновляемых источников.

Демонстрируют рост показатели взаимных грузо- и пассажироперевозок, создаются новые возможности для модернизации транспортных систем двух стран.

В соответствии с принципом равной и неделимой безопасности военное, военно-техническое и военно-политическое сотрудничество нацелено на обеспечение безопасности и повышение обороноспособности двух стран и не направлено против третьих сторон. Взаимодействие в этой сфере отражает стабильность союзнических отношений и определяет на десятилетия вперед их стратегический характер.

Последовательно осуществляется взаимодействие в таких областях, как обеспечение биологической безопасности, осуществление санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора (контроля), подготовка профильных специалистов, ведется обмен соответствующей информацией.

Потенциал двусторонних связей содержится в наукоемких и высокотехнологичных областях, в том числе в области космической деятельности. Россия способствует созданию в Казахстане космического ракетного комплекса «Байтерек». Цель этой масштабной работы – развитие в Республике Казахстан национальных программ космических исследований.

Успешно реализуется согласованная социальная политика, в том числе по направлениям трудовой миграции и занятости населения, защиты и охраны труда. Всемерно поощряется использование инновационных цифровых платформ в данной сфере.

Стороны осуществляют крупные культурно-гуманитарные программы: взаимные Дни культуры Казахстана и России, Дни казахстанского и российского кино, проект «Русские сезоны». Углубляется взаимодействие по вопросам творческого развития, библиотечного и музейного дела.

Планомерно укрепляется сотрудничество в сфере образования. Расширяется взаимодействие по подготовке квалифицированных специалистов и работы филиалов ведущих казахстанских и российских вузов в Республике Казахстан и в Российской Федерации, в том числе путем организации обучения по программам «двух дипломов» и с применением современных информационно-коммуникационных технологий.

Всемерно поощряются связи между молодежными организациями. Достигнуто взаимопонимание в области молодежной политики, включая оказание поддержки соответствующим учреждениям и организациям двух стран, их вовлечение в различные проекты, в частности в спортивные соревнования.

Стороны отмечают успешное развитие евразийской экономической интеграции, у истоков которой стоят Республика Казахстан и Российская Федерация. Следствием этого является увеличение объемов взаимного товарооборота и инвестиций, снижение безработицы, значительное число совместных предприятий. Приветствуется растущая роль Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как международной организации региональной экономической интеграции, открытой к сотрудничеству в областях, представляющих интерес для государств-членов, наблюдателей и третьих сторон, включая заинтересованные региональные и международные организации.

В рамках председательства Российской Федерации в органах ЕАЭС в 2023 году предпринимались совместные усилия, направленные на последовательную реализацию достигнутых договоренностей, раскрытие потенциала единых рынков товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов ЕАЭС.

Отмечается высокая динамика диалога и отраслевого взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), совпадение или близость позиций по всем ключевым направлениям его деятельности, включая внешнеполитическую координацию и согласование подходов к актуальным международным и региональным темам.

Позитивно оценивается российская инициатива о создании Большого Евразийского партнерства, нацеленная на формирование общего пространства равноправного сотрудничества стран и региональных организаций.

Стороны подчеркивают ключевую роль Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в обеспечении региональной стабильности. В свете председательства Республики Казахстан в этом объединении в 2024 году подтверждается намерение совместно наращивать потенциал ОДКБ, совершенствовать в рамках этой Организации механизмы кризисного реагирования, борьбы с международным терроризмом, незаконным производством и оборотом наркотиков, организованной преступностью и другими трансграничными вызовами и угрозами, развивать миротворческие силы, содействовать расширению связей с заинтересованными государствами и международными организациями. Отмечается востребованность рабочих групп и вспомогательных органов ОДКБ, включая Координационный совет ОДКБ по вопросам биологической безопасности.

Подчеркивается стремление к дальнейшеему повышению авторитета Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на международной арене, совершенствованию деятельности и развитию потенциала Организации в интересах обеспечения безопасности, укрепления торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей на пространстве Евразии. Российская Федерация поддерживает приоритеты казахстанского председательства в ШОС и выражает готовность оказывать содействие в их продвижении.

Высоко оценивается роль консультативных встреч глав государств Центральной Азии в вопросах дальнейшего углубления сотрудничества, укрепления мира, формирования атмосферы дружбы, доверия и добрососедства в Центрально-Азиатском регионе, а также повышения их значимости на международной арене.

Стороны рассматривают Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 года как надежную правовую основу для дальнейшего развития Каспийского региона в качестве зоны мира, добрососедства, дружбы и сотрудничества, в которой поддерживаются и укрепляются безопасность и стабильность, формируется атмосфера доверия, взаимопонимания, соблюдения интересов всех прибрежных государств.

Промежуточные итоги реализации Договора, заключенный в нем обширный потенциал союзничества и интеграционного взаимодействия позволяют с оптимизмом смотреть в будущее казахстанско-российских отношений.

III. Задачи на стратегическую перспективу

Стороны исполнены решимости воплощать в жизнь принципы и положения Договора в интересах совместного процветания и прочной дружбы нынешних и будущих поколений граждан двух стран.

В этих целях Стороны намерены:

1. Поддерживать регулярные контакты на высшем и высоком уровнях, углублять межведомственное взаимодействие в целях повышения внешнеполитического сотрудничества, основанного на верховенстве права в международных отношениях и суверенном равенстве государств.

Отстаивать неукоснительное соблюдение целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций (ООН), содействовать укреплению роли Организации в решении всего комплекса вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, реагированию на глобальные вызовы и угрозы. Предпринимать шаги по формированию более представительного, демократического и справедливого многополярного миропорядка, основанного в том числе на равноправном партнерстве государств в интересах обеспечения совместной, комплексной и устойчивой безопасности.

В русле союзнической внешней и оборонной политики поддерживать международную архитектуру мира, равной и неделимой безопасности, а также друг друга, выступая против попыток подрыва внутриполитической стабильности.

По линии парламентов Республики Казахстан и Российской Федерации стимулировать углубление двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах.

2. Способствовать построению открытой мировой экономики, отстаивать многостороннюю торговую систему, центральную роль в которой играет Всемирная торговая организация (ВТО), содействовать либерализации и упрощению условий товарообмена и инвестиций, стимулировать создание открытой, справедливой, недискриминационной среды развития без протекционизма, односторонних санкций и иного давления.

Наращивать и диверсифицировать взаимный товарооборот, придавая ему сбалансированный характер и повышая в нем долю продукции с высокой добавленной стоимостью. Развивать взаимоотношения в области новых и высоких технологий, в том числе путем активизации связей между инновационными центрами и технопарками двух стран. Обеспечивать взаимный благоприятный режим для доступа товаров, услуг и инвестиций на рынки, увеличение числа предприятий, продвижение прямой производственной кооперации, возможности передачи технологий и компетенций.

3. Расширять взаимодействие между регионами двух стран в торгово-промышленной и культурно-гуманитарной сферах, стимулируя «горизонтальные» прямые связи хозяйствующих и иных субъектов. Использовать для этого возможности ежегодного Форума межрегионального сотрудничества, выставочно-ярмарочные мероприятия, деловые миссии.

Содействовать установлению долгосрочных и взаимовыгодных отношений между организациями двух стран, участию представителей деловых кругов в международных ярмарках, выставках и других мероприятиях, проводимых в Республике Казахстан и Российской Федерации.

Способствовать привлечению инвестиций и созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, предоставлению государственной поддержки проектам производственной кооперации и поставки готовой продукции, оборудования, сырья и материалов.

Совместно устранять барьеры во внешнеторговой деятельности как в рамках двустороннего взаимодействия, так и на пространстве ЕАЭС, продолжать сотрудничество в финансово-банковской сфере.

Продолжать системную работу в рамках Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, являющейся важным механизмом практического взаимодействия в приоритетных сферах двусторонних отношений. Оказывать всестороннее содействие реализации Комплексной программы экономического сотрудничества между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации на 2021 – 2025 годы.

Углублять координацию в области цифровой трансформации различных сфер общественной жизни с целью повышения качества услуг, оказываемых гражданам.

4. Активизировать диалог по вопросам, касающимся проведения геологоразведочных работ, добычи трудноизвлекаемой нефти, диверсификации маршрутов транспортировки энергоресурсов, а также обмена опытом и подготовки кадров. Осуществлять планы строительства новых трубопроводов и реконструкции существующих для эффективной транспортировки природного газа, нефти и нефтепродуктов потребителям двух стран и в третьи государства.

Совместно работать в сфере мирного использования атомной энергии в целях сокращения выбросов углекислого газа, обеспечения энергобезопасности, а также стимулирования применения инновационных технологий. Расширять потенциал взаимодействия в сфере электроэнергетики, развивать сотрудничество в сфере высокотехнологичного инжиниринга в целях строительства новых и модернизации действующих объектов гидроэнергетики.

5. Продолжать взаимовыгодное сотрудничество в сфере туризма, в том числе способствовать повышению числа взаимных туристских поездок. Разрабатывать новые маршруты и стандарты качества туристских услуг. Продвигать ключевые туристические продукты на двусторонней основе, а также в рамках СНГ.

6. Обеспечивать укрепление транзитного и транспортного потенциала, рост объема двусторонних грузоперевозок, реализуя меры по последовательному и поэтапному формированию и совершенствованию единого транспортного пространства ЕАЭС, используя преимущества развитой железнодорожной и автомобильной инфраструктуры.

Продолжать работу над совершенствованием международного транспортного коридора «Север – Юг», других маршрутов, способствующих транспортной связанности и межрегиональной кооперации. Вести системный анализ качества логистической инфраструктуры и каналов поставок для устранения «узких мест» и ограничений. Внедрять передовые методы администрирования и эксплуатации таких маршрутов с использованием цифровых решений.

7. Развивать сотрудничество в оборонной, военной и военно-технической областях, совершенствовать профильную договорно-правовую базу в интересах обеспечения региональной и континентальной безопасности.

Углублять связи по линии советов безопасности, оборонных, правоохранительных органов и специальных служб двух государств в целях противодействия терроризму, включая вербовку и перемещение иностранных террористов-боевиков, распространению и пропаганде террористической и экстремистской идеологии, религиозному экстремизму, отмыванию денег, незаконному присвоению и вывозу активов, обороту оружия, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговле людьми, иным видам транснациональной организованной преступности, а также распространению оружия массового поражения.

Принимать меры против использования в противоправных целях современных информационно-коммуникационных технологий и электронных финансовых систем для отмывания доходов, полученных преступным путем.

Укреплять потенциал национальных органов по чрезвычайным ситуациям в сфере снижения рисков стихийных бедствий и техногенных катастроф и преодоления их последствий.

8. Продолжить взаимодействие в космической сфере, в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Углублять кооперацию на комплексе «Байконур», внедрять современные ракетно-космические технологии с высоким уровнем экологической безопасности. Продолжать реализацию проекта «Байтерек», имеющего весомый мультипликативный потенциал, включая создание новых рабочих мест, повышение компетенций, передачу технологий и формирование корпуса национальных специалистов.

9. Развивать сотрудничество в области биологической безопасности, в том числе в целях учреждения в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) Международного агентства по биологической безопасности, подотчетного Совету Безопасности ООН и призванного обеспечивать выполнение государствами всех положений Конвенции. Способствовать включению в форму отчетности мер доверия КБТО информации о военно-биологической деятельности за рубежом, созданию механизма для проведения расследования по статье VI Конвенции; заключению юридически обязывающего протокола к КБТО, который предусматривал бы эффективный механизм проверки соблюдения ее положений. Оказывать взаимную поддержку инициативам по укреплению режима КБТО. Предпринимать шаги для организации переговоров по разработке международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма в рамках Конференции по разоружению.

Прилагать совместные усилия для предотвращения размещения оружия в космосе и применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, а также для продвижения инициативы принятия политического обязательства не размещать первыми оружие в космосе.

Выступать в поддержку многосторонних механизмов в области нераспространения ядерного оружия в соответствии с основными принципами Договора о нераспространении ядерного оружия – ключевого инструмента в сфере ядерного нераспространения, разоружения и мирного использования атомной энергии.

Содействовать поддержанию мира и безопасности в информационном пространстве. Способствовать предотвращению использования информационно-коммуникационных технологий для вмешательства во внутренние дела государств и их применения в террористических и иных преступных целях. Углублять взаимодействие в области международной информационной безопасности в рамках ООН и других международных организаций. Укреплять договорно-правовую базу в этой сфере. Сотрудничать в области повышения безопасности и стабильности национальных интернет-сегментов.

Поддерживать сотрудничество в области массовых коммуникаций, в том числе для нейтрализации угроз в области международной информационной безопасности, проводить совместные мероприятия и стажировки для повышения квалификации журналистов обеих стран.

10. Поддерживать развитие культурно-гуманитарных связей, в том числе посредством работы информационно-культурных центров. Содействовать установлению контактов между общественными и молодежными объединениями, образовательными и научными организациями, учебными заведениями и инновационными центрами двух государств.

Повышать доступность и качество образования, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов для различных отраслей экономики. Поощрять реализацию казахстанско-российских образовательных и научных проектов, практику совместного участия в соответствующих международных мероприятиях. Проводить регулярные форумы ректоров вузов двух стран.

Содействовать популяризации общего культурного достояния через совместные выставки и фестивали. Поддерживать интерес к традициям и духовным ценностям народов Казахстана и России.

Стимулировать языковую, культурную и религиозную самобытность этнических групп, проживающих на территориях двух стран. Обеспечивать их полноценное участие в социально-политической, экономической и культурной жизни.

Способствовать вовлечению молодежи в проекты, в том числе волонтерские, ее участию в масштабных международных мероприятиях, включая Всемирный фестиваль молодежи в 2024 году.

Продолжать сотрудничество в области спорта, рассматривая возможности создания новых форматов взаимодействия, в том числе в рамках многосторонних организаций.

11. Оказывать поддержку преподаванию казахского и русского языков и предметов на них в школах Республики Казахстан и Российской Федерации, содействовать подготовке педагогических кадров.

Отмечая, что русский язык выступает серьезным объединяющим фактором дальнейшего укрепления и развития дружественных отношений между нашими странами, приветствуем подписание главами государств-участников СНГ Договора об учреждении Международной организации по русскому языку 13 октября 2023 года в г. Бишкеке и считаем важным продолжить работу по ее становлению и присоединению к ней всех заинтересованных государств.

12. Развивать двусторонние проекты в сфере здравоохранения и медицины, укреплять соответствующую договорно-правовую базу. Уделять внимание медицинскому образованию и науке, обучению, профессиональной переподготовке и повышению квалификации медицинских и фармацевтических работников. Опираясь на обширный опыт противодействия пандемии новой коронавирусной инфекции, углублять сотрудничество в области профилактики, диагностики и лечения инфекционных заболеваний. Проводить регулярные казахстанско-российские консультации в рамках Всемирной организации здравоохранения и других международных организаций.

13. Осуществлять кооперационные климатические проекты, в том числе в целях защиты окружающей среды Каспийского моря и трансграничных водотоков. Сообща содействовать преодолению последствий экологических катастроф и чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами и создающих угрозу для населения двух стран. Развивать взаимодействие в области климатического регулирования.

Akorda.kz

Другие новости

Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Днем Республики

Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Днем Республики

Уважаемые соотечественники!От всей души поздравляю...

  25.10.2024   2267
Глава государства принял участие в саммите «БРИКС плюс»

Глава государства принял участие в саммите «БРИКС плюс»

Президент Касым-Жомарт Токаев выступил с речью на...

  24.10.2024   2338
Глава государства выступил на торжественной церемонии вручения государственных наград по случаю Дня Республики

Глава государства выступил на торжественной церемонии вручения государственных наград по случаю Дня Республики

Открывая мероприятие, Касым-Жомарт Токаев поздрави...

  23.10.2024   2217
Глава государства выступил на пленарном заседании Astana Think Tank Forum

Глава государства выступил на пленарном заседании Astana Think Tank Forum

В начале своего выступления Президент Касым-Жомарт...

  17.10.2024   2757
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.