Опять 25
Здравствуйте, «Огни Алатау». Хочу рассказать о том, как я добиралась с работы домой в пятницу вечером, 25 октября 2019 года. И, честно признаться, никак не ожидала того приключения, которое со мной произошло.
Итак, на 8-ке с «Дома печати» я доехала до «Самала», чтобы пересесть на 25-й, который идет в село Еркин. Стою, жду. Подъезжает 25-й под номером 266. Водитель из кабины жестами показывает стоящим на остановке, дескать «я не еду, время вышло». «Ладно, - думаю, - позвоню в диспетчерскую компании «TRANSTAL», узнаю, какой следующий?». Звоню, спрашиваю, диспетчер Бахыт мне отвечает, что следующим идет 270-й.
Стою, жду, время идет. Подъезжает 270-й, захожу в автобус, а водитель говорит: «Я не еду. Автобус сломался, тормоза не работают». Снова звоню Бахыт. Она отвечает, что теперь должен ехать 170-й, а перед ним подъедет 379-й, но он поедет на базу, потому что по времени работу заканчивает.
- А Вы не могли бы узнать, 170-й точно едет или нет? – попросила я.
Бахыт согласилась, позвонила и говорит:
- 170-й сломался, на линии стоит, поехать не сможет.
- А до Еркина еще автобусы есть? – спрашиваю.
- Да, - отвечает она, - 260-й, но, к сожалению, он по времени тоже не едет. Извините…
«Что же делать? – думаю. – На часах уже 8 вечера. Ладно, придется звонить начальству». Звоню Данияру, заместителю директора компании «TRANSTAL». Он меня выслушал, попросил подождать, пока сам все не выяснит, и пообещал перезвонить.
Стою, жду, а время идет. Перезванивает Данияр и говорит:
- Не беспокойтесь, сейчас водитель 270-го автобуса, который сломался, приедет за Вами на своей машине и отвезет домой.
- Да? – говорю. – Ой, спасибо огромное! До свидания! – отключаю телефон и пребываю в шоке. Я думала, автобус на замену поставят, а тут машину пришлют…
Стою, жду. Через какое-то время подъезжает легковое авто, за рулем – водитель 270-го. Сажусь в машину, а он мне говорит: «Давайте сначала на базу заедем, я зарплату получу, а потом Вас домой отвезу?». «Хорошо, - говорю я, - но учтите, из машины не выйду, чтобы Вы меня на базе не оставили!».
Приехали на базу, водитель пошел получать зарплату, я осталась в машине. Сижу, жду. Минут через 15 водитель возвращается, садится за руль и заводит машину. Тут открываются двери и к нам подсаживаются еще трое мужчин. Это были водители автобусов, у которых своих машин нету и домой ехать не на чем. Вот и просят других, чтобы их до дома подбросили.
Сели они в машину и смотрят на меня не то с удивлением, не то с ужасом. Немного осмелев, спрашивают:
- А Вы, случайно, не та, которая на «Самале» постоянно 25-й ждет?
- Да, она самая.
- А что Вы здесь делаете? Ругаться приехали?
- Нет, просто теперь, если автобус сломается и в село Еркин не поедет, я буду звонить вашему начальству, и водители будут меня персонально домой отвозить, бесплатно, – говорю я с серьезным видом, а сама еле сдерживаю смех.
Повисла тревожная тишина, потом водителя, что за рулем сидел, спрашивают:
- Что, правда что ли?
- Да нет, у моего автобуса тормоза полетели, а другие не поехали: кто-то по времени, кто-то сломался. Сказали отвезти.
- А-а-а, - с облегчением вздохнули водители, все посмеялись и мы поехали.
По дороге завязывается разговор.
- Что, – спрашиваю, – зарплату получили?
- Да, - говорит один, - 18 тысяч тенге.
- А я – 12 тысяч, - говорит другой.
- Что? – ушам не верю. – Это что за зарплата такая? Быть того не может!
- Может! – возразили мне. – С нас за недовоз высчитывают!
- Это как? За какой еще недовоз?
- А вот как: если за день план не сделаешь, то с зарплаты удерживают, а если больше плана сделаешь, то излишек себе забираешь.
- И какой план нужно сдать за день?
- 26 тысяч тенге.
- И как? Вытягиваете?
- Да по-разному! Когда народу много – вытягиваем, даже на тысячи 2-3 больше делаем. А когда людей мало – все, недовоз, особенно на 25-м.
- А что так?
- Ну, смотрите сами: по 25-му, в основном, - все учебные заведения: школы, колледжи, университет. Ездит кто? Школьники и студенты. А у них проездные. Многодетные матери тоже по проездным ездят, а старики - по удостоверению. Конечно, на всех автобусах такая ситуация, но именно на 25-м никто работать не хочет. Выручка низкая.
- Секундочку, - возражаю я, - так ведь государство же оплатило все проездные билеты! Разве вам дотации не выплачивают?
- Какие там дотации? – зашумели водители. – Мы их и в глаза не видели! О чем Вы?!
- А какая у вас зарплата, по форме? – задаю прямой вопрос.
- Все от выработки зависит, - отвечают, - сколько дней работаешь, сколько часов намотаешь, сколько кругов сделаешь. Грубо говоря – 45, плюс-минус пару тысяч. Работаем с напарниками, кругов делаем – 8, 9, 10, а иной раз и все 10 с половиной, зависит от того, во сколько выезд. Ну, и часы: когда 14 часов наработаешь, когда 15. Правда, еще за выслугу лет немного добавляют.
За разговором незаметно пролетели те несколько минут, пока меня домой везли. Когда я уже выходила, один из водителей спросил:
- А как Вас зовут?
- Жанна Аркадьевна, - говорю.
- Вы же в газете работаете?
- Да, - отвечаю.
Тогда, помедлив немного, он попросил:
- Вы, пожалуйста, не пишите про водителей плохое. Поймите, мы тоже крутимся, как можем. Надо же и семью кормить, и детей поднимать, учить. У многих – кредиты. Это в советское время у водителей и зарплата была стабильная, и автобусы нормальные. А профсоюз какой был! И в санатории водителей отправляли, и в профилактории, а сейчас… Начнешь возмущаться – у начальства один ответ: «Не нравится – увольняйся». А с работой сейчас сложно. Вот и держимся за эту, чтобы стаж набежал да на пенсию выйти.
- Знаете, - подхватил другой, - нам бы тоже хотелось, чтобы и зарплата была высокая, и дороги ровные, и автобусы хорошие, комфортабельные, с карточной системой оплаты ОNAY, как в Алматы. Думаете, нам приятно каждый раз руку протягивать за 80 тенге? Как будто милостыню просишь. А есть такие, которые за проезд не заплатят. Втиснутся в полный автобус, проедут 2-3 остановки и выходят. А сколько мусора мы после пассажиров убираем! А во сколько мы на работу приходим, знаете? В 5 утра - как штык! Вы еще спите, а мы уже машину к рейсу готовим, на линию выводим. А представляете, зимой? Пока заведешь, пока разогреешь, а выходить надо по графику. Поэтому еще раньше приходишь. Просто хочется, чтобы наш труд и люди ценили, и государство оценивало по достоинству…
Я вот что думаю: Талдыкорган – это ведь центр Алматинской области, сердце Жетысуского края. Так неужели нашему акимату нельзя наладить нормальную работу с предприятиями-пассажироперевозчиками, чтобы население не страдало. Чтобы можно было добираться на работу и домой быстро и без проблем, а не как я - полтора часа. Чтобы автобусы не ломались, ходили по графику, а водители соблюдали правила дорожного движения и были вежливы с пассажирами. Чтобы по городу ходили школьные автобусы и дети спокойно доезжали до своей остановки. В общем, есть еще много того, чего хотелось бы.
Конечно, в этот раз меня довезли до дома, и то потому, что я на «Самале» одна осталась, кому в Еркин надо, но ведь это не значит, что всегда довозить будут. А как быть с другими людьми? Что, каждому персонально машину подгонят? Нет, конечно. Поэтому я очень хочу, чтобы наш общественный транспорт работал отлично, а про водителей в газетах писали только хорошее.
Жанна Аркадьевна, жительница села Еркин.